19 января 2020, 00:10
Российский футбол давно заслужил, чтобы перерасти статус социального проекта и превратиться в качественный привлекательный продукт. Все понимают, что расширение премьер-лиги назрело давно, именно поэтому клубы приняли его почти единогласно. Когда слушал аргументы сторонников и противников реформы, ловил себя на мысли, что на словах их всех объединяет благородная цель, только идут они к ней разными путями. Естественно, каждый руководитель действует в рамках собственных интересов. Как и во многих сферах нашей жизни, далеко не у всех есть понимание, что оптимального результата можно добиться лишь сообща и поступившись частью собственных интересов. Разговоры о нарушении спортивного принципа справедливы, но наверняка поутихнут, когда представят окончательную концепцию расширения.
В лучших европейских лигах уже давно осознали, что развиваться нужно совместными усилиями, благодаря чему с каждым годом растут спонсорские контракты и другие статьи доходов. На Западе в футболе реализуются почти идеальные рыночные модели. Естественно, наши клубы отталкиваются от условий, в которых они существуют. Когда большая часть средств на безвозвратной основе выделяется из бюджета регионов, государственных корпораций или национальных монополий, сложно мотивировать кого-то зарабатывать и развиваться. Поэтому за последний сезон доходы в РПЛ сократились.
Конкуренция — самый эффективный двигатель прогресса, и с этим аспектом в российском футболе большие проблемы. Наш рынок очень консервативен, а все сферы влияния давно поделены. Новым игрокам приходится принимать любые правила, даже завышенный уровень зарплатной ведомости и других расходов в РПЛ, который останавливает многие клубы ФНЛ от стремления в элиту. В подвале премьер-лиги сложилась обратная ситуация. Естественно, примеры «Кубани», «Амкара», «Тосно» и других новичков «Футбольной небесной лиги» еще долго будут на слуху. Например, президент «Урала» Григорий Иванов в интервью «СЭ» сказал, что четыре команды жуть как боятся вылететь. Все же любой страх опозориться и ошибиться тормозит развитие.
Против увеличения количества участников выступили «Зенит» и «Спартак». Красно-белые придерживаются позиции, что изменения преждевременны из-за проблем с финансами, посещаемостью и инфраструктурой у клубов из «группы риска». Не до конца согласен с гендиректором москвичей Томасом Цорном, ведь проблемы не исчезнут в одночасье. Нужно объяснить остальным руководителям, что благодаря объективно верным решениям весь наш футбол станет сильнее. Гендиректор же «Зенита» Александр Медведев заявил «СЭ», что не поддержал расширение, поскольку настаивал на другой системе розыгрыша чемпионата с плей-офф, либо с круговым турниром лидеров. Вполне понятно, учитывая приверженность петербургского босса к хоккею, но вряд ли могли поддержать старожилы общего собрания РПЛ согласились бы на такое предложение, хотя подкреплено исследованием консалтинговой компании, а за плечами у функционера шесть лет управления главной хоккейной лигой Старого Света. Рассмотрим опыт КХЛ.
На рубеже 2000-10-х КХЛ стала серьезной альтернативой НХЛ в плане финансовой привлекательности. В хоккее не столь консервативны рамки национальных чемпионатов, поэтому помимо сильных хоккеистов в открытый чемпионат России стремились зарубежные клубы. Заявок для вступления подавали множество, и перед утверждением новичков буквально разглядывали под микроскопом, изучая их возможности и перспективы развития. Закрытый формат должен был стать гарантом стабильности, но этого не произошло.
Менявшиеся экономические условия и просчеты в планировании привели к тому, что перед каждым сезоном лигу покидали клубы. Нередко уже с начала чемпионата начинались задержки по зарплате, что наносило имиджевый вред всем остальным участникам. Сезоны в КХЛ буквально выжали бюджеты многих клубов без остатка. Истории хорватского «Медвешчака» и братиславского «Слована» закончились грустно — после выхода оба клуба оказывались на грани разорения. При этом были и успешные примеры расширения: «Лев» собирал аншлаги на пражской «О2 Арене» и дошел до финала Кубка Гагарина, два года уверенно выступал «Донбасс», а приобретенный российскими олигархами «Йокерит» органично прижился в Западной конференции.
За пять последних лет КХЛ пополнили лишь возрожденный «Спартак» и китайский «Куньлунь» — искусственно созданный проект, с помощью которого китайский хоккей готовится к домашней Олимпиаде-2022. В остальном лига перестала гнаться за энхаэловским форматом с 30 командами и сократилась до оптимальных 24 участников, большинство судьбоносных решений принималось без учета мнения большинства клубов. Нынешние руководители использовали в качестве аргументов интересы сборной России, перспективы финансовой окупаемости и рейтинг клубов. Так в Высшую лигу изгнали «Ладу», новокузнецкий «Металлург» и «Югру». В следующем сезоне финансовое положение обещают стабилизировать введением жесткого потолка зарплат, но к финансовой открытости НХЛ наш хоккей еще не готов.
В футболе невозможно искусственно уменьшить разброс бюджетов и инициировать экономическую открытость. Для начала нужно принять неминуемость расширения лиги и реформирования кубка, при этом процесс должен учитывать интересы и топ-клубов, и середняков и эконом-класс, и ФНЛ, и ПФЛ. Всем можно показать, как постепенно уходить от устаревших приемов ведения бизнеса и зависимости от государственного бюджета. Клубам пора научиться стать финансово дисциплинированными и устойчивыми стратегически планировать на несколько сезонов вперед. Иначе даже огромные вливания не сделают наш чемпионат привлекательным.