FONBET Кубок России. Статьи

31 октября 2013, 01:00

Или они - или футбол

Вчера УЕФА вынес наказание ЦСКА за расистские выкрики с секторов в адрес полузащитника "Манчестер Сити" Яя Туре – на игре Лиги чемпионов с "Баварией" одна из трибун "Арены Химки" будет закрыта. Увы, но в тот самый момент, когда европейские спортивные чиновники объявляли решение по ЦСКА, в нашем футболе разгорался новый скандал. Болельщики "Спартака" (на фото) разгромили стадион в Ярославле, матч Кубка России был под угрозой срыва. Кажется, уже всем понятно: если срочно не положить конец фанатскому беспределу, то футбол в нашей стране закончится.

Александр ПРОСВЕТОВ

Пока мы ждали решения УЕФА по ЦСКА, грянул скандал в Ярославле. Фанатское объединение "Фратрия" столь бурно отпраздновало свой день рождения, что на исходе часа, когда на трибуне вспыхнула драка, арбитр Сергей Костевич увел команды в раздевалки.

Год назад осеннее обострение случилось в Химках, где из-за буйства фанатов "Зенита" досрочно закончилась встреча этого клуба с "Динамо". И вот опять на стадион пронесли немыслимый арсенал пиротехники. Несмотря на усиленные наряды полиции с собаками, вопреки всем препонам. Торжество беззакония, недобросовестности и, есть основания подозревать, коррупции.

Матч все-таки был доигран, но "Спартак" неизбежно ждут серьезные санкции. Есть очередной праздник непослушания за чужой счет!

Эти люди считают себя болельщиками, фанатами, клянутся в любви к "Спартаку", но на самом деле они лишь прикрывают его именем хулиганство. Капитан красно-белых Дмитрий Комбаров подходил к секторам, чтобы вразумить торсиду. Его не послушали. Потому что на первом месте у этой публики собственное "я", отстаиваемое "право" бузить, превращать стадионы в территорию бесчинств, выпускать пар.

Клубы заигрывают с фанатскими лидерами, и те иной раз обеспечивают выгодный пиар. Но в полной мере вожаки, в отличие от того, что было лет десять назад, сектора не контролируют. Там полно людей, не желающих подчиняться никому, для них не существует ни законов, ни авторитетов. И этих беспредельщиков пора, наконец, со стадионов удалить, выписав "волчьи билеты". Закон о болельщиках должен работать. Как ни печально, но пришло время карать и выбирать: или они, или Футбол.

Пусть поначалу упадет посещаемость, но постепенно ситуация все-таки изменится, на стадионы можно будет ходить и с женами, и с детьми. Тем более что страна в недалеком будущем обзаведется новыми современными спортивными аренами. А вести себя в театре так же, как в хлеву, никак не пристало. Хотя даже в хлеву люди не должны поступать по-скотски.

…Тем временем пришло сообщение из Ньона: дисциплинарный комитет УЕФА принял решение о "частичном закрытии" "Арены Химки" во время домашнего матча ЦСКА с "Баварией" 27 ноября. Другими словами, не будут продаваться билеты на фанатские сектора. Так неужели спартаковская торсида, демонстративно наплевавшая на все правила, не "наиграла" на аналогичную меру на внутренней арене?

Что касается ЦСКА, то его на первый раз наказали по минимуму. Яя Туре, должно быть, получил некое моральное удовлетворение, хотя, возможно, и неполное. Ведь, разозлившись не на шутку, ивуариец добивался максимально строгих санкций и даже договорился до угрозы устроить бойкот ЧМ-2018 африканскими командами.

В ЦСКА же, предполагаю, восприняли вердикт с облегчением, несмотря на отрицание обвинений. "Никакого уханья с трибун не было", – заявил, напомним, президент Евгений Гинер. Между тем в интернете присутствовавшие на матче болельщики красно-синих признавали обратное.

Увы, мы настолько привыкли к некоторым отступлениям от норм цивилизованного общества, что не видим, не слышим и не замечаем их. Иностранцам же они бросаются в глаза, режут слух.

Помню, три года назад, незадолго до того, как в Цюрихе прошли выборы страны – хозяйки ЧМ-2018, в Москву приезжали французские журналисты. Они побывали в Химках на дерби ЦСКА – "Спартак" и после матча примчались в смешанную зону с выпученными глазами. "Ты слышал, как оскорбляли темнокожих футболистов?" "Нет", – сказал я, не покривив душой. После чего просто отмахнулся: может, кто-то и "ухнул" разок-другой, делов-то? Французы возмутились: выходит, для российских СМИ это не проблема!

Тогда, кстати, никто у нас о расистских проявлениях не написал ни строчки. Ничего экстраординарного, по нашим меркам, не произошло. Зато французские коллеги прицепились к тому, что им послышалось, столь же рьяно, как теперь сделали британцы. В частности, они принялись терзать вопросами Сейду Думбья, который просто ответил, что старается не обращать внимания на происки неумных людей.

Мы не всегда стыкуемся с западным миром. Наши люди не в состоянии донести мусор до урны, а у них раздельные контейнеры для пищевых отходов, бумаги и стекла, и бдительные граждане жестко выскажут претензии тому, кто бросит пустую бутылку не в тот ящик. Здесь с шиком среди ночи запускают музыку на всю мощь, а там, прежде чем принять гостей, спрашивают разрешения у соседей. Мы идем толпой на красный свет, а немцы нелепо, как нам представляется, ждут зеленого, даже если автомобилей нет до самого горизонта.

В чем-то они бывают даже смешны. Довели, например, до абсурда понятие "харассмент", то есть домогательство, так что можно попасть под суд и за неправильно расцененный взгляд, и за улыбку. Да и расизм при желании отыскивается там, где его нет и в помине.

Но ФИФА и УЕФА добиваются вполне разумного – недопущения оскорбления людей в связи с их происхождением, так что не приходится упорствовать, доказывая свое стадионное право безнаказанно уязвлять и унижать других. К слову, такие действия запрещены в России конституционно и наказуемы в соответствии с Уголовным кодексом. Но на футболе, увы, допускается многое из того, что за пределами арен люди обычно себе не позволяют.

ЦСКА даже избежал штрафа, что вообще-то справедливо: почему клуб должен расплачиваться за каких-то "ухарей"? Постановление УЕФА – это, по сути, предупреждение. И не только армейскому клубу.

Будем надеяться, что в истории с непочтительным отношением наших фанатов к темнокожим футболистам поставлена точка, а не запятая. Потому что продолжение грозит быть очень уж неприятным.