Мелбет-Первая Лига. Статьи

28 октября 2016, 00:30

Какой будет новая жизнь "Динамо"? Колонка Казакова

Илья Казаков
Колумнист

FOOTБОЛЬНЫЕ ЛЮДИ

Илья КАЗАКОВ

Я хочу написать про "Динамо", про многострадальное московское "Динамо", а мысли почему-то убегают к другим клубам, вроде бы совершенно не похожим на великую бело-голубую команду.

К "Кубани", например. Где точно так же руководство по весне давало обещания, что клуб из премьер-лиги не вылетит. Потом, что он за один сезон вернется.

Сейчас дает обещания, что никакого банкротства не будет.

Думаю про "Мордовию". Которая, выйдя пару лет назад одновременно с "Торпедо" в РФПЛ, с легкостью предложила лидеру автозаводцев Олегу Власову зарплату в шесть раз больше. Власов спросил – есть ли у него шанс получить в Москве хотя бы в три раза больше? Услышал, что шанса нет, и поехал к Юрию Семину в Саранск. Сейчас там забастовки. Команда решила не выходить на тренировку, и игрокам сразу же вопреки словам о полном отсутствии денег выплатили долги. Пусть только за полтора месяца, но все равно приятно.

В саратовском "Соколе", которому вчера пообещали подтвердить финансирование для того, чтобы команда продолжала существовать, говорят, есть игроки основного состава, получающие по сто тысяч рублей в месяц. При потолке зарплат в ФНЛ в три раза выше.

В "Динамо" таких игроков нет.

И "Динамо" никто умереть не даст. Если "Шинник" спасли от голода на клубной базе и даже предоставили другой автобус вместо того, что недавно забрали за долги. Если "Сокол" вопреки общей ситуации с профессиональным спортом в Саратове выживает, что уж тогда говорить о "Динамо".

Дело не в стадионе. Новом красавце, мимо которого едешь – и душа поет.

Макет будущего дома "Динамо". Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Макет будущего дома "Динамо". Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

У "Мордовии" стадион строится не хуже. Но будет ли команда к чемпионату мира – не скажет никто. Вот в Нижнем, говорят, будет. И те две базы, которые строятся сейчас там, отойдут футбольному клубу. Одна – для основного состава, вторая – под академию.

Все это обязательно будет. Так говорят.

И "Динамо" тоже вернется в премьер-лигу уже весной. Там, если только не явится, как нечаянная милость, новый щедрый инвестор, вряд ли бело-голубые заживут на широкую ногу. Бюджет останется в рамках нынешнего. Что позволит клубу не бороться за выживание, а спорить с "Амкаром" и "Тереком", например.

За место в десятке. Или в восьмерке.

"Шинник", правда, вроде как не просто так залез в первую тройку. Губернатор повернулся лицом к футболу и нашел его у ярославцев рассудительным и неплохим. Говорят, что даже, может быть, обдумана цель выхода в РФПЛ. Почему нет? Тренер не хуже, чем у многих команд элиты. Бюджет, если зарплаты будут скромные, окажется соизмерим с теми, что у таких же горемык, живущих от транша до транша.

Если "Шинник" полезет наверх, почему бы не полезть "Факелу"? Павел Гусев сказал, правда, что у воронежцев для премьер-лиги нет инфраструктуры – но в Ярославле ее тоже нет.

"Тосно", "Шинник", "Факел" – не самая легкая компания для этого "Динамо". Да еще и "Енисей" заиграл при Тихонове так, что любо-дорого смотреть.

В двух ближайших турах "Динамо" играть именно с "Шинником" и "Енисеем". Недавний кубковый матч с "Тосно" сделал не самую легкую ситуацию, в которую попал Юрий Калитвинцев, еще менее приятной.

Калитвинцева приглашали в "Динамо" люди, которых в клубе уже нет. Спортивный директор Орещук и генеральный директор Сысоев. Черчесову подобная смена руководства стоила поста главного тренера – и команда с четвертого места, завоеванного при нынешнем боссе сборной, рухнула за год в первую лигу.

Но Евгений Муравьев, сменивший Сысоева, резких движений в адрес Калитвинцева делать не стал. Вопреки активно циркулирующим тогда слухам. И хоть щита у главного тренера бело-голубых в клубе не стало, на своем посту он остался. Хотя изначально конкурентов на эту должность было у него хоть отбавляй – Бородюк, Колыванов, Владимир Газзаев, Хохлов. Кстати, Хохлова в его первую и единственную пока команду во взрослом футболе "Кубань" приглашал именно Муравьев. И именно после ухода Муравьева из краснодарского клуба дни молодого тренера в нем были сочтены.

Совсем недавно "Динамо" играло в плей-офф Лиги Европы, а теперь об этом может только мечтать. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Совсем недавно "Динамо" играло в плей-офф Лиги Европы, а теперь об этом может только мечтать. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Удивительным образом все из перечисленных кандидатов по-прежнему открыты для предложений. И естественно, что вариант с "Динамо", если до этого дойдет дело, окажется для них приоритетным.

Калитвинцев сейчас живет под сильным прессингом. Травма Белорукова, оказавшегося отличным приобретением в межсезонье, привела к двум поражением и ничьей в трех последних матчах. В ситуации, когда каждая игра может стать для тренера последней – прежде всего в силу неопределенности с его будущим, такие черные полосы очень опасны. Особенно на фоне накопившихся за последние годы долговых обязательств "Динамо" по разным займам. Масштаб бедствия будет легче понять, если вспомнить хотя бы историю с трансфером Дядюна.

За нападающего, не забившего в сезоне-2013/14 ни одного гола в 19 матчах, "Динамо" заплатило 1/5 миллиарда рублей. Около 60 миллионов подъемных и еще 140 миллионов годовой зарплаты (примерно столько же, сколько получает в этом сезоне, не играя, Погребняк).

Вся нынешняя трансферная кампания бело-голубых поместилась в схожую сумму, причем эти деньги были получены не из кассы, а после продажи нескольких игроков.

Но летом еще было кого продавать. Сейчас, если посмотреть объективно, подобных возможностей для пополнения кассы осталось меньше. При этом задачу возвращения в РФПЛ никто с клуба и Калитвинцева не снимал.

Когда мы говорим, что у ЦСКА вот уже долгое время нет денег на трансферы, мы не понимаем, что денег нет уже почти ни у кого – в масштабах, хоть немного близких к прежним. А стало быть, клубы вроде "Шинника", "Факела", "Уфы" или "Оренбурга" получают шанс стать вровень с "Динамо".

Не по масштабу имени, конечно. А по сегодняшним возможностям.

Проблема в том, что это не они выросли.

Это "Динамо" так съежилось.

23