Сборная России. Статьи

26 мая 2010, 03:45

Кто будет выигрывать ЧМ-2018 для России?

Поставить задачу, даже самую сложную, нетрудно. Как ее решить - вопрос другой. Последние выступления молодежной и юношеской сборных России - то есть тех самых игроков, которым через 8 лет предстоит, по замыслу президента РФС, выигрывать чемпионат мира, - заставили лишний раз об этом задуматься.

Александр БОБРОВ

Минувшей осенью не вышла во второй отборочный раунд ЧЕ-2010 юношеская сборная, составленная из игроков 1993 года рождения. На днях не выполнила задачу и не попала в финальный турнир первенства континента другая юношеская команда, за которую выступают игроки двумя годами старше. Наконец, безобразно выглядела на едва ли не самом престижном в мире международном турнире в Тулоне молодежка. Как результат - новый всплеск разговоров о состоянии нашего детско-юношеского футбола и подготовке резервов.

Президент РФС ставит задачу выиграть ЧМ-2018 - что ж, это его право. Но как быть с вопросами англоязычных комментаторов канала Eurosport, которые все удивлялись во время игры Катар - Россия в Тулоне: почему же в такой большой и великой стране такие слабые, по мировым меркам, молодые футболисты и команда? И где с такими игроками окажется главная российская сборная через несколько лет?

Кстати, те же самые комментаторы удивлялись и поступку Мамаева: там же, в Тулоне, но в первом матче - с датчанами, он так разобиделся на всех и вся, что швырнул оземь капитанскую повязку. А еще - Смолова, который настолько осерчал на почему-то упершихся катарцев, что решил поучить одного из них подзатыльником. Ох, не понять было заграничным комментаторам, что на самом-то деле Мамаев, Смолов и Ко совершили подвиг: во время отпуска согласились приехать в молодежную команду вместо заслуженного отдыха после тяжелых 11 туров чемпионата России, не получив за это сколь-нибудь существенных премиальных.

Но, может быть, все эти последние неудачи - лишь частности, и ситуация с резервом вполне приличная? Если бы! На самом деле проблем с каждым годом все больше: молодые игроки в своей массе деградируют на глазах.

Это отнюдь не только мое личное мнение. Так считают многие специалисты, настоящие профессионалы футбольного дела, с которыми я разговаривал в последнее время. Именно им и хочу предоставить сейчас слово, чтобы они остановились на конкретных проблемах. Что-то из высказываний этих людей вас удивит, что-то покажется спорным, что-то шокирует. Не обессудьте, постарайтесь внимательно прочитать и осмыслить сказанное ими. Фамилии моих собеседников не привожу сознательно: кто-то сам просил об этом, а кому-то еще работать с нынешними футбольными властями.

Итак, слово специалистам. Вот какие проблемы они называют в первую очередь.

БЕССИСТЕМНОСТЬ

"Последние двадцать лет наш спорт существовал как бы по инерции - благодаря тому, что было достигнуто в советские времена. Но сегодня нужно выстраивать работу в новых экономических условиях. Пока же получается так, что мы вправе рассчитывать только на чей-то исключительный талант и одаренность. На то, что в бурьяне вырастут розы - Жирковы, Дзагоевы и Акинфеевы".

"Необходимо реально оценить современную ситуацию в детско-юношеском футболе и в футболе вообще. Без этого все проекты окажутся прожектами и ожидаемой пользы не принесут. РФС не имеет власти над 99 процентами футбольных школ и клубами. Кто же управляет всем хозяйством? Никто. Каждая школа - государство в государстве, никем не контролируемое. РФС не может влиять на процесс создания частных футбольных школ, требовать наличия определенного числа полей, тренеров и т.п. Управляемость такими процессами со стороны футбольных властей крайне низка".

"Не стоит рассматривать проблему подготовки резервов в узком плане - не хватает, мол, денег, зарплаты у тренеров маленькие, материальная база не на уровне. Главное - нет системы с единым центром, единым подходом к методике".

ПОЛЯ

"500 с лишним уложенных и запланированных к созданию полей - замечательная вещь. Но если это не подкрепить другими серьезными шагами - все окажется впустую. Все равно что размазать десять икринок по большому ломтю хлеба. Бутербродом с икрой такой продукт не назовешь. Все уложенные поля - без подогрева, то есть использовать их круглый год невозможно. В программе Национальной академии футбола устройство подогрева не предусмотрено: НАФ закупает только покрытие. "Подушку" и все остальное делают партнеры на местах. А подогрев мало кто из них в состоянии "потянуть" экономически. Другой серьезный вопрос: контролирует ли кто-либо, как используются уже созданные поля, кто на них играет - дети или представители коммерческих структур, оплативших аренду?"

МЕТОДИКА

"Чтобы выигрывать, огромных премиальных мало. Нужна серьезная методика. К примеру, в 2007-м вышла книга Александра Кузнецова "Футбол. Настольная книга детского тренера". Четыре брошюры - четыре этапа подготовки. 8 - 10, 11 - 12, 13 - 15 и 16 - 17 лет. Там собраны в том числе и материалы из советских изданий - получился качественный учебник с грамотным изложением материалов. И что? Тираж удалось пристроить со страшным скрипом - никому ничего не нужно! Занималось изданием учебника, кстати, объединение тренеров, а не РФС. Еще была выпущена брошюра "Урок в школе", написанная Игорем Швыковым. Поводом послужила давнишняя попытка руководства РФС ввести в обычных школах урок футбола. Но "пробить" такие уроки удалось только в Красноярском крае, когда его возглавлял генерал Лебедь. Ему, десантнику, долго объяснять важность предложения не пришлось. Он лишь попросил методическую литературу. Тогда и дали задание Швыкову. Выпускал пособия по физподготовке и Марк Годик. Но сколько еще осталось специалистов высокого класса по методике, науке, спортивной медицине - большой вопрос".

ТРЕНЕРЫ

"Откуда берутся тренеры? Ниоткуда. Случайно. Системы подготовки нет. ВШТ и институты физкультуры свои функции не выполняют. Известные футболисты, заканчивающие карьеру, в детский футбол не идут. Материальная база в школах намного ушла вперед по сравнению с развитием тренеров. Нехватка квалифицированных кадров для ДЮСШ - основная проблема нашего времени. Тренеры работают не по плану - годовому, циклическому, подготовительного периода, - а эмпирическим, опытным путем".

"70 процентов тренеров, работающих в спортивных школах, не имеют специального образования. В Москве спорткомитетом и департаментом образования относительно недавно поставлена задача - не брать на работу людей без образования. Но при этом уже взятых, поработавших решено было не увольнять".

"Отставание в физическом развитии детей ощущается очень сильно. В Советском Союзе существовала система. Уже в яслях, детских садах закладывали двигательные навыки. Так что, приходя в школу, дети обладали навыками и умениями, базой. Сейчас же в полном смысле слова они не готовы - даже неправильно ходят. Таким образом, задача тренера на этом этапе меняется. Нельзя торопиться со специализацией, нужно давать общие базовые упражнения.

В целом же речь идет не о футболе, а, пусть это и громко сказано, о здоровье нации, об оборонной мощи страны, что должно беспокоить не столько РФС, сколько правительство и министерство спорта. Не случайно в Америке, Германии, Голландии футбол - это школьный предмет. Он демократичен, ему не требуются особые условия, этот спорт развивает все необходимые качества - индивидуальные и коллективные".

"За рубежом молодых футболистов больше обучают. Если говорить примитивно, вынуждают многократно исполнять технические приемы, дозируют развитие силы, выносливости, скорости, координации, гибкости. Мы же занимаемся в общем, комплексно. За рубежом специально работают по позициям - лет с 15 - 16. А у нас зачастую отрабатывают только командную тактику и лишь с вратарями занимаются отдельно".

"ПЕРЕРОСТКИ"

"Есть города, специализирующиеся на "переростках". Дурят головы родителям, везут детей в Москву, продают их в столичные клубы, с малых лет готовя к обману. "Переростки" дают ежеминутный результат. Стратегически же ничего хорошего не получается. Со временем "липача" в физическом развитии догоняют его "сверстники", и он становится одним из многих".

"Недавно РФС снял одну команду с розыгрыша. В полуфинале первенства среди юношей 1992 года рождения встречались Волгоградское училище олимпийского резерва и команда из Ставрополя ДЮСШ "Кожаный мяч". В Ставрополе победили гости, в Волгограде сыграли вничью. Ставропольцы результаты опротестовали, настаивая, что за соперников играли три "переростка" с Кавказа. Документы и справки нашлись по одному из них. И выяснилось, что футболист родился в 1989 году, то есть на самом деле был на три года старше. УОР сняли с соревнований".

"В 2002 году команду "Спартака" 1986 года рождения не допустили к участию в финальном турнире чемпионата страны, а в чемпионате Москвы с клуба сняли очки. Как раз из-за "переростков". Когда один из спартаковцев в составе юношеской сборной проходил пограничный контроль в аэропорту, выяснилось, что паспорт у него поддельный - изменен год рождения".

ВОПРОСЫ

У последних неудач юношеской или молодежных сборных свои причины. Но, допустим, в проигранных молодежкой матчах с Чили и Данией бросалось в глаза одно - наши намного хуже обучены играть в футбол. Да и в желании играть, а не просто находиться на поле, замечены были немногие.

И никакой сенсацией каждая очередная неудача не становится. Ведь те победы, что одерживали наши команды в 2000-е, добывались скорее благодаря морально-волевым, а не футбольным качествам. Вспомните и неожиданный выигрыш в мае 2000-го команды 1981 года рождения в стыковых матчах с испанцами, за которых играл Хаби Алонсо, и победу ребят 1989 года рождения на чемпионате Европы-2006, где в футбольном плане лучше смотрелись те же испанцы и немцы, и выход весной 2007-го из сложнейшей группы в финальную часть первенства континента сборной, составленной из юношей 1988 года рождения.

При этом мы уже, кажется, сто лет не попадали на Олимпиады, в финальные турниры молодежных чемпионатов Европы, юниорских и юношеских чемпионатов мира. Терпели неудачи молодежки Леонида Пахомова, Валерия Гладилина (сменившему его Валерию Газзаеву совсем немного не хватило, чтобы выправить ситуацию), Андрея Чернышова, Александра Бородюка, Бориса Стукалова. Ничем определенным не завершился олимпийский проект во главе с Борисом Игнатьевым и Равилем Сабитовым. Серьезного прорыва в подготовке юных футболистов не было и нет.

Что ж, рвать на себе волосы и стреляться? Вряд ли это выход. Необходимо другое. Всем миром провести комплексный анализ ситуации и понять, где мы оказались и что нужно делать дальше, чтобы у тренеров первой сборной был выбор хотя бы из тридцати - сорока кандидатов, не сильно уступающих нынешним. Ну а потом можно будет поговорить о цели, поставленной Сергеем Фурсенко - победе на ЧМ-2018.

Напоследок обозначу еще несколько проблем - в виде вопросов. Уже не от своих собеседников, а от себя лично.

Во-первых, так ли нам нужен лимит на иностранных футболистов, если ситуация с подготовкой резервов ничуть не улучшается, а скорее становится только хуже?

Во-вторых, если для молодых игроков разрабатываются так называемые прогрессивные контракты, когда их зарплаты существенно увеличиваются при переходе на разные ступени (дубль, первая команда, сборная), не стоит ли задуматься о контрактах регрессивных и снижать зарплату в обратной последовательности, когда по тем или иным причинам происходит обратный процесс?

В-третьих, не пора ли клубам установить потолок зарплат и перестать умолять государство о помощи миллионами и миллиардами рублей, при том что футболисты (в том числе иностранные) совершенно незаслуженно получают, а не зарабатывают, даже пребывая в дублях, в десятки и сотни раз больше других граждан страны?

В-четвертых, когда, наконец, РФС и клубы определятся со статусом сборных (за исключением первой), когда получение вызова в команду станет для всех юных футболистов наградой, для клуба - престижным фактором, и когда "отказников" начнут наказывать лишением очков?

В-пятых, может, стоит изучить пример Украины, где некоторое время назад юношеские сборные стали создавать на базе одного клуба, и хотя бы провести эксперимент?

В-шестых, может, не стоит разгонять старшую юношескую сборную, не пробившуюся в финальный турнир ЧЕ-2010, и на ее основе создать юниорскую команду, как это и планировалось в прошлом году?

В-седьмых, сознает ли нынешнее руководство РФС и министерства спорта, куда мы скатились, и понимает ли, что нужно делать?

Выдержки из доклада "О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации", подготовленного рабочей группой к совместному заседанию Совета при Президенте России по развитию физической культуры и спорта и президиума Государственного совета Российской Федерации, которое прошло в октябре 2008 года

"85 процентов граждан нашего государства не вовлечены в регулярные занятия физкультурой и спортом, в том числе 64 процента детей, подростков и молодежи. Резко снизилась - с 45 процентов до 32 - доля здоровых детей в стране. Хроническую патологию имеют 5 миллионов юных граждан, 642 тысячи - дети-инвалиды. За период с 2002 по 2006 год показатели заболеваемости у детей в возрасте до 14 лет увеличились на 42,5 процента, у подростков 16 - 17 лет - на 64.

Растет распространенность болезней, формирующих хроническую патологию (болезни органов пищеварения, нервной системы, органов дыхания). Одной из серьезных проблем продолжает оставаться высокая распространенность среди детей и подростков токсикомании (она выросла в 2 раза) и алкоголизма. Среди обучающихся в образовательных учреждениях почти две трети имеют различные функциональные нарушения и хронические заболевания. С 2000 года подростковый алкоголизм вырос на 39 процентов.

Причины падения уровня грамотности, роста алкоголизма, наркомании, эпидемии СПИД во многом схожи - это фальшивые по своей сути архетипы поведения, так называемой "сладкой" жизни, которые воспроизводятся сегодня безо всяких ограничений большинством российских СМИ, особенно телевидением. Псевдоидеалы ведут к тому, что миллионы подростков вместо гармоничного развития личности деградируют и, в конце концов, утрачивают любые перспективы в жизни. Важнейшим фактором, негативно влияющим на формирование здоровья детей, рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей. Низкая физическая активность выявляется у 80 процентов школьников.

Показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60 процентов (!) от результатов их сверстников 60 - 70-х годов прошлого столетия. Только 20 процентов (!) призывников допускаются к воинской службе с оружием в руках. По данным Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны России в 2006 году освобожден от призыва по состоянию здоровья практически каждый третий (!) из состоящих на воинском учете".

Выдержки из концепции подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".

"Помимо проблем, существующих в целом в области физической культуры и спорта, в футбольной сфере имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на его развитие:

- незначительное количество занимающихся футболом в России по сравнению с зарубежными странами (по общему количеству относительности численности населения (0,8 процента) Россия значительно отстает от Великобритании, Италии, Германии, Чехии, где этот показатель приближается к 5 процентам);

- неудовлетворительное состояние материально-технической базы для занятий футболом (стареют и выбывают основные фонды и оборудование физкультурно-спортивных сооружений);

- отсутствие специализированных учебно-тренировочных баз для подготовки национальных сборных команд по футболу;

- недостатки в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере футбола;

- нехватка молодых перспективных футболистов для отбора в национальные сборные команды, преобладание легионеров в футбольных клубах.

При глобальном изменении политической и социально-экономической системы в стране за последние десятилетия детский и юношеский футбол не смог в достаточной степени перестроиться в новых условиях. Обеспеченность футбольными полями в России находится на низком уровне (на 100 тысяч жителей в среднем приходится 14 полей, для сравнения в Европе - 30). Не создан действенный институт селекции наиболее талантливых юных футболистов из числа занимающихся в ДЮСШ. Не создана полномасштабная система повышения квалификации тренеров-преподавателей в ДЮСШ. Нехватка тренерских кадров отрицательно сказывается на качестве подготовки резерва для сборных. В неудовлетворительном состоянии находится учебно-методическое обеспечение спортивных школ".

Сергей Мосягин: "Даже Бесков начинал тренерский путь с ФШМ"

О проблемах детского и юношеского футбола рассказывает человек, который в советское время был ведущим специалистом в этой области.

- Чем сейчас занимаетесь? - интересуюсь у 72-летнего тренера, под руководством которого сборная СССР стала победителем первого юниорского чемпионата мира (1977).

- Работаю в Центре детско-юношеского спорта в Мытищах старшим тренером-методистом.

- Какие проблемы существуют в российском детском и юношеском футболе?

- Что главное в работе тренера с детьми и юношами? Чтобы человек это дело любил, относился к нему с душой. Это первое. Второе - знание методики. Третье - нельзя сиднем сидеть на одном месте. В России проводится много разных турниров, надо их посещать. Познакомиться с тренерами и руководителями клубов, футбольных школ, поддерживать тесный контакт с ними. Не звонить: "У тебя нет левого полузащитника?", а самому ездить, искать таланты.

Другой момент - молодых парней, заигравших в премьер-лиге, выдергивают то в юношескую сборную, то в молодежную. Это выбивает из колеи - они же еще не сформировались. Тут нужна определенность, в какой сборной игрок будет более полезен. А еще необходимо постоянное общение с клубными тренерами. Иной раз, может быть, лучше не вызывать футболиста, который борется за место в основе клуба, на какой-то турнир. Хорошие отношения по линии "клубы - сборная" очень важны. Когда их нет, возникают обиды: мол, наш игрок вернулся из сборной в разобранном состоянии...

Я давно не работаю в РФС, не в курсе, как обстоят дела сейчас, но поскольку там остаются такие люди, как Никита Симонян, который в свое время всесторонне помогал мне, думаю, все должно быть в порядке. Помните, кстати, с чего начинал тренерский путь Константин Бесков? Правильно, с Футбольной школы молодежи. И он великолепно знал специфику работы с детьми и юношами, его не требовалось агитировать.

- Не кажется ли вам, что нынешние родители приводят детей в футбольную секцию ради будущих заработков?

- Не заметил такой тенденции. Прежде всего они хотят видеть своих чад здоровыми.

- В чем отличия между советской системой подготовки и нынешней?

- Раньше были сильные интернаты. В одном только ростовском вырастили целую плеяду. Хотя тренировались там на бывшем плацу, который засыпали песком. В жару из-за пыли невозможно было работать, поэтому тренеры на свои деньги заказывали поливальные машины. Тем не менее результат выдавали на-гора. Почему? Дети верили в тренеров, ловили каждое слово. В 90-е все развалилось, сейчас, слава богу, понемногу восстанавливается. У нас в Мытищах, например, в школе занимаются бесплатно. К таким тренерам, как Юрий Гаврилов, ребятишки тянутся. Важно ведь не только научить футболу, но и правильно воспитать. Чтобы паренек уважительно относился к школе, команде. Не все, понятно, дорастут до большого футбола, однако хорошим человеком обязан стать каждый.

Между прочим, в Советском Союзе вышло постановление ЦК о том, что дети допускаются на спортивные сооружения бесплатно. Не надо было, прежде чем ехать на сбор в Кисловодск или Пятигорск, думать: а хватит ли денег? Включили в план - и никаких проблем. Еще одно преимущество прошлого - в методике. Нынче лицензию "Д", в разработке которой, к слову, я принимал участие, имеют далеко не все детские тренеры. Куда это годится? Но все опять упирается в финансы. Тут на днях одна команда премьер-лиги обратилась к Путину, чтобы не оставил регион без большого футбола, и премьер-министр посодействовал. Мне от этого как-то неудобно становится. Хотелось бы, чтобы государственная поддержка оказывалась и футбольным школам, особенно тем, от которых есть отдача. А то многие влачат жалкое существование.

- Почему наши сборные, за исключением первой, регулярно не попадают в финальные этапы чемпионатов мира и Европы?

- В советское время классных футболистов воспитывали на Украине, в Армении, Грузии, Узбекистане, Казахстане... Было разнообразие школ: где-то делали упор на скоростно-силовую подготовку, в других местах ориентировались на техничных латиноамериканцев, третьи брали и то, и это, серединка на половинку. Следует признать: мы стали беднее.

Идем дальше. Методиками, разработанными в СССР, пользовался весь мир, система интернатов - тоже наше изобретение. Но с тех пор западные страны, освоив советский опыт, ушли далеко вперед, мы же, напротив, откатились назад. Да, в последнее время построены поля, однако сами по себе они футболистов готовить не станут.

- Лимит на легионеров мешает или помогает росту российской молодежи?

- По количеству ничего сказать не могу, меня как тренера больше волнует качественная сторона вопроса. Чтобы поднять уровень мастерства наших клубов, необходимы "точечные" приобретения. Важно еще, чтобы легионер подходил команде не только по футбольным, но и по человеческим качествам. При ином подходе это будет пустая трата времени и денег.

- Не стоит ли нам повторить украинский эксперимент: создать одну из юношеских сборных на базе какого-нибудь клуба?

- Это не украинцы изобрели - еще в 60-е годы у нас организовали команду "Буревестник", которая участвовала в основном в зарубежных турнирах. Из нее вышли Ловчев, Ольшанский... Но стоит ли повторять тот опыт, не знаю. Существует ведь такая неприятная вещь, как отрыв от семьи. Что ни говорите, маму-папу никто не заменит. Однако к тому, чтобы сделать футбольную школу вторым домом, все равно следует стремиться.

Кстати, еще раз возвращаясь к советским временам, хочу заявить, что возмущен публикациями, порочащими светлую память Валерия Лобановского, будто бы он пил цистернами (начиная с 1979 года, Мосягин неизменно входил в штаб национальной сборной, когда ее возглавлял Лобановский. - Прим. "СЭ"). Великий тренер не может ответить людям, которые мизинца его не стоят. Но пусть им будет хотя бы стыдно.

Алексей ЩУКИН