21 марта, 13:30
Главная мотивация матча Россия — Сербия лично для Валерия Карпина, на мой взгляд, очевидна. И она не в футболе, несмотря на приличный (хотя преувеличивать не стоит) статус соперника. Она — в том, чтобы сыграть от души в память о Василии Уткине. В таких случаях почему-то принято употреблять предлог «для» — но именно исходя из выдающегося владения русским языком покойным комментатором, он бы такое точно не одобрил. «Для» человека, который уже не может это оценить? Нет, именно в память о нем.
Карпин и Уткин были друзьями, и ни для кого в российском футбольном мире это не секрет. Вчера главный тренер сборной об этом говорил, вспоминая, насколько интересен для него был каждый разговор с эрудированным собеседником. А я добавлю: не просто с самым культовым комментатором российских времен, а с ведущим, чей (вместе с Дмитрием Федоровым) «Футбольный клуб» стал лучшей телепрограммой в истории футбола нашей страны всех времен. И уверен, что больше ничего подобного не произойдет. Это была программа наслаждения и свободы.
Многие знают, что у нас с Василием сложились сложные отношения, но сейчас это не имеет вообще никакого значения. Умер великий для нашего футбола человек, без которого атмосфера вокруг будет намного беднее и мельче. И хорошо, что РФС понял это и решил посвятить матч его памяти.
Остается сыграть его так, чтобы не было стыдно перед памятью об Уткине. Сыграть так, чтобы возникла мысль: а Василий прокомментировал бы это с куражом. Карпин, думаю, понимает и хочет этого, как мало кто другой.
Скажет ли он об этом впрямую игрокам — не знаю, не уверен. Скорее поверю, что он захочет объяснить им это своей энергетикой.
Понятно, что сборная России уже два года не выступает на международных турнирах и еще неизвестно, сколько выступать не будет. Но это тем более означает, что надо крайне бережно относиться к шансу сыграть против такого оппонента, как Сербия. Их сейчас много быть не может.
Да, команда легендарного в прошлом футболиста Драгана Стойковича (как он сверкал на ЧМ-1990!) неудачно съездила на чемпионат мира в Катар, не вышла из вполне обыкновенной группы — да, с Бразилией, но еще со Швейцарией и Камеруном.
Те 3:3 с африканской командой — образец дворового футбола. И вообще в XXI веке сербы еще ни разу не выходили из группы на чемпионатах мира и Европы, что с их футбольными традициями выглядит полным абсурдом. Некоторые мои сербские знакомые склонны связывать это с тем, что все эмоции там уходят на яростное противостояние «Црвены Звезды» и «Партизана», но я, как, кстати, и Миодраг Божович, в это не верю. Ведь большая часть сербов, у которых в национальном чемпионате платят скромно, играет за границей. В том числе и в России, где в «Спартаке» выступает один центральный защитник, в «Зените» — другой, в ЦСКА — фланговый... Они, конечно, помнят о «вечном дерби», но уже не живут им.
Тогда тем более непонятно, почему — особенно на фоне соседей-хорватов, бравших на двух последних ЧМ серебро и бронзу — с ними происходит вся эта незадача. Но факт, что она происходит: почти четверть века без плей-офф. А потому говорить об элитарности сегодняшнего соперника — перебор.
Это когда-то, в 1956-м и 1960-м, СССР — Югославия (не Россия — Сербия, не путайте, масштаб был куда больше) играли в двух победных финалах: Олимпиады в Мельбурне и первого Евро, и команда Гавриила Качалина победила, а Виктор Понедельник забил в овертайме победный мяч в то парижское время, когда в Союзе уже начался понедельник. В 1952-м две эти сборные провели такой четвертьфинал Олимпиады, что знаменитый тренер Бора Милутинович вспоминает те свои детские впечатления до сих пор. Как при 5:1 побежал на центральную площадь своего города праздновать, а когда добежал — было уже 5:5 с хет-триком Всеволода Боброва. Но на переигровку советской команды не хватило, что на фоне конфликта вождей, Сталина и Тито, обернулось для СССР разгоном и лишением званий.
Великий режиссер Эмир Кустурица в недавнем интервью российским журналистам в их поездке в Сербию, приуроченной к этому матчу, сказал: «Сербы и русские в этом плане (футболе. — Прим. «СЭ») тоже братья... потому что у нас недостаточно ответственности». Вот так. Может, и прав создатель, среди прочего, и удивительного фильма о Диего Марадоне. Люди из других сфер иногда способны точнее формулировать, чем изнутри нашего мирка.
Но вот теперь впервые за сборную одновременно сыграют три созидателя-легионера — ключевая уже фигура «Монако» Александр Головин, доказавший наконец многое тренеру Джану Пьеро Гасперини Алексей Миранчук и забивший недавно первый гол в Испании Арсен Захарян. Как это будет?
А никак, потому что вместе они, уверен, на поле не выйдут. В схеме 4-2-3-1 это было бы вполне реально, но не в 4-3-3, которую ставит Карпин. Сильно удивлюсь, если при наличии в команде Александра Соболева и особенно Константина Тюкавина тренер решит обойтись без номинального центрфорварда. Если не нынешнего Тюкавина ставить в основу, то вообще кого? Так что кому-то из тройки легионеров придется начать матч на лавке.
Впрочем, логикой удается измерять далеко не все последние решения Карпина. Взять хотя бы список вызванных на сбор перед Сербией и Парагваем и отсутствие в нем Максима Глушенкова, о котором можно повторить то, что я чуть выше сказал о Тюкавине: если не он, то кто? Но оказалось — не он, причем вплоть до невызова. Потому что, как сказал Карпин, «другие есть». У меня это в голове пока укладывается не вполне, но игры покажут. Как и то, почему в заявке есть играющий в «Локо» весной по тайму Антон Миранчук, разорванные соответственно «Рубином» и «Динамо» Сергей Волков и Александр Сильянов, удаленный в первом тайме Евгений Харин.
Да, волосы на голове рвать необязательно, поскольку от этого кадрового подбора мало что зависит.
Но против приличного соперника хочется увидеть приличную сборную. Как с Камеруном.
А еще ее хочется увидеть, потому что сборная России должна сыграть в память о Василии Уткине.
Чтобы он не высмеял ее так едко, как умел только он, в каком-то неведомом нам эфире...