Чемпионат мира

18 ноября 2014, 19:50

Возможен ли бойкот ЧМ-2018?

Бывший председатель Футбольной ассоциации Англии Дэвид Бернтшейн призвал свою страну объединиться с УЕФА и возглавить бойкот ближайшего чемпионата мира, а также выйти из состава ФИФА. Сделал он это после публикации результатов расследования выборов стран-организаторов ЧМ-2018 и ЧМ-2022, которые вызвали серьезное недовольство на Туманном Альбионе. BBC Sport попытался разобраться в ситуации.

Действительно, почему бы ФА не пойти на крайние меры и не занять жесткую позицию по отношению к мировым футбольным властям? Вот только вряд ли это произойдет, и на то есть ряд причин.

Во-первых, ФА еще нужно до конца рассчитаться за стадион "Уэмбли" – на сегодняшний день организация должна еще 267 миллионов фунтов. И в такой ситуации просто непозволительно потерять доход, который идет от домашних отборочных игр мирового первенства. Не говоря уже о вероятных проблемах со спонсорами, ведь чемпионат мира – одно из самых легендарных и привлекательных спортивных мероприятий.

Кроме того, возможный выход из рядов ФИФА имеет и другие серьезные последствия. Англия лишится места в Международном совете футбольных ассоциаций (IFAB) – законодательном органе, который занимается регулированием правил игры. А сборные всех возрастов не смогут участвовать в международных соревнованиях под эгидой ФИФА.

Даже сам Берштейн полагает, что ФА едва ли осмелится делать такие решительные шаги в одиночку. Ей понадобится поддержка УЕФА. И обнадеживающие признаки на этом фронте вроде бы есть.

На прошлой неделе президент немецкой футбольной лиги Райнхард Раубалл пригрозил, что 54 страны-члена УЕФА могут выйти из состава ФИФА, если не будет опубликован полный отчет председателя следственной палаты комитета по этике ассоциации, американского адвоката Майкла Гарсии об итогах расследования выбора стран-организаторов ЧМ-2018 и ЧМ-2022. Европейская общественность разъярена действиями Зеппа Блаттера – в первую очередь тем, что он собирается баллотироваться на новый срок, хотя раньше обещал этого не делать. Да и история с возможным переносом ЧМ-2022 в Катаре за зиму еще не завершена. Так что, учитывая все это, можно предположить, что раскол в мировом футболе очень даже возможен.

В конце концов, у Европы есть Лига чемпионов и первенство континента – соревнования, в которых принимают участие практически все лучшие футболисты планеты и которые привлекают внимание болельщиков со всего мира. В 2018 году появится еще и Лига наций, которая призвана заменить товарищеские матчи.

Но смогут ли они заполнить пустоту, которая образуется в случае бойкота чемпионатов мира? Большой вопрос. Тем более что Россия, которой принимать следующий турнир, точно не поддержит эту инициативу. Что касается Испании и Португалии, то у этих стран не было вопросов по отчету о расследовании. А есть еще и президент УЕФА Мишель Платини, который отдал свой голос Катару.

Впрочем, УЕФА наверняка будет использовать текущий кризис ФИФА и постарается укрепить свое влияние. Особенно когда дело дойдет до президентских выборов и переговоров по расписанию ЧМ-2022.

И потом, если ФА вдруг согласится с Берштейном и начнет призывать футбольный мир к бойкоту ЧМ-2018 и ЧМ-2022, то ее могут обвинить в лицемерии. Ведь согласно отчету комитета по этике ФИФА, представленным его председателем Хансом-Йоахимом Эккертом, Гарсия обнаружил, что заявка Англии, на которую был потрачен 21 миллион фунтов, была выполнена с нарушением правил.

Были бы Берштейн и его преемник Грег Дайк так сильно возмущены, если бы их заявка выиграла? И было бы настолько пристальным внимание СМИ к стране-хозяйке ЧМ-2022, если бы победил не Катар, а Австралия или США? Почти со стопроцентной вероятностью – нет. Учитывая все это, может ли вообще ФА говорить о каких-то высоких моральных устоях?

С другой стороны, можно понять, почему Англия так гневно отреагировала на отчет ФИФА. Многое из написанного там попросту необъяснимо.

Почему, к примеру, английская заявка была подвержена критике, хотя она была более открытой и прозрачной, чем заявка "отказывающейся от сотрудничества" России, чьи компьютеры с потенциальными уликами были уничтожены?

Как можно ставить в упрек Англии оплату праздничного ужина для Карибского футбольного союза стоимостью в 35 тысяч долларов, когда Катар незадолго до голосования спонсировал конгресс Африканской конфедерации футбола на общую сумму в 1,8 миллиона долларов?

Почему с такой легкостью были удалены некоторые улики? Почему Блаттер похвалил заключения Эккерта, в то время как автор отчета Гарсия называет их ошибочными?

Конечно, будет интересно понаблюдать за дальнейшими действиями ФИФА, но вряд ли ее высшему руководству угрожает что-то серьезное. Благодаря "Программе финансовой помощи", по линии которой сотни миллионов фунтов переводятся на счета региональных конфедераций и национальных ассоциаций Блаттер знает, что мощная поддержка в Африке, Азии и Южной Америке ему обеспечена. Приходящие из США слухи, что ФБР хочет провести свое собственное расследование в отношении высокопоставленных чиновников ФИФА, наверняка волнуют его куда сильнее.

Также как и факт, что один из спонсоров организации – крупная авиакомпания – недавно разорвала свой спонсорский контракт. Этому же примеру может последовать один мировой электронный гигант. Постоянный отток богатых партнеров, которые приносят миллиарды фунтов, – вот что бьет по Блаттеру и причиняют ему серьезное беспокойство.

Три года назад, когда Бернштейн еще был председателем ФА, он одиноко просил другие страны поддержать призыв отложить выборы президента ФИФА, ссылаясь на коррупционный скандал и отстранение от футбольной деятельности членов комитета ФИФА Мохамеда бин Хаммама и Джека Уорнера.

Тот бунт провалился и оставил Футбольную ассоциацию Англии в большей изоляции от мира, чем когда либо. Сейчас Бернштейн вновь может быть достоин похвалы за свои принципы. Но почти наверняка его призыв ждет та же судьба.

Перевел Михаил ГОНЧАРОВ