КХЛ. КУБОК ГАГАРИНА. 1/8 финала
Одним из героев последних дней регулярного чемпионата на "Востоке" стало "Торпедо" во главе с тренером-новичком Петером Скудрой. Именно нижегородцы, победив "Трактор" – 1:0, оставили финалиста плей-офф-2013 без розыгрыша Кубка Гагарина-2014.
МАЛКИН И ОВЕЧКИН НЕ ИМЕЛИ ПРАВА ТАК ИГРАТЬ
– Прежде всего оцените итоги выступления сборной России в Сочи.
– Она разочаровала даже не занятым местом, а своей игрой. Печально, что, обладая огромным потенциалом, россиянам на третьей Олимпиаде подряд не удается завоевать медали. Мы же в "Торпедо" гордимся, что у нас в составе есть три бронзовых призера Игр-2014.
– В провале сборной России виноват штаб Зинэтулы Билялетдинова?
– Нельзя говорить, что это только тренерская неудача. Такие мастера, как Овечкин или Малкин, не имеют права забрасывать по одной шайбе за пять матчей. Нужно забивать, особенно при игре в большинстве.
Если сравнивать с Канадой или Финляндией, то россияне переигрывали свои отрезки, проводя на площадке по полторы минуты. На таком уровне тяжело показывать качественный хоккей, не играя короткими сменами.
– При обсуждении кандидатур на пост главного тренера сборной России часто звучат фамилии Знарка, Назарова... На ваш взгляд, кто из них достоин возглавить национальную команду?
– И Знарок, и Назаров, и Билялетдинов – хорошие специалисты, каждый способен работать на самом высоком уровне. Ключевым фактором будет умение достучаться до тех хоккеистов, которые сейчас являются лидерами сборной.
– Вы выступали за юниорскую сборную СССР, которая в 1991 году завоевала серебряные медали чемпионата Европы.
– Мне повезло, что меня заметили. И начиная с юношеских сборных участвовал в различных международных соревнованиях. Ребята нашего, 1973 года рождения, были очень талантливыми. Алексей Ковалев, Алексей Яшин, Николай Хабибулин…
После 1991 года, когда Советский Союз стал распадаться, пришлось сделать выбор относительно спортивного гражданства. Люди из федерации хоккея Латвии требовали быстро принять решение. В итоге не поехал на молодежный чемпионат мира в составе сборной СНГ, после которого ребята попали на драфт в НХЛ. Тот же Дарюс Каспарайтис. А я вернулся в Латвию, выступал за сборную в группе С. Добрался потом до НХЛ, но поработать пришлось немного больше.
– Вас нередко называют иностранным специалистом. Обидно слышать такое?
– Знаете, я вырос в СССР и не чувствую себя в России иностранцем. Мне здесь комфортно.
В КХЛ ОСТАЛАСЬ ПАРА ДИНОЗАВРОВ
– Какой вы тренер?
– Требователен во всем, что касается тренировочной работы. Не люблю фальши. Знаю, что есть наставники, которые любят, чтобы в раздевалке после поражений все в пол смотрели. А вот мы доверяем ребятам и не контролируем их. Хотя иногда нам приходится учить игроков быть профессионалами, подсказывать что-то в быту.
– Получается, что в КХЛ, в профессиональной лиге, тренеры должны быть еще и воспитателями?
– Все меняется. Раньше на Новый год все ждали, что сейчас появятся три дня выходных и можно будет здорово погулять. Сейчас ни у кого такие мысли не возникают. Игроки день проводят с семьями и возвращаются к работе. Вся эта "старая школа", которая позволяла "срезать углы", "поваляться", широко отметить праздники, уходит в прошлое. Такие хоккеисты уже все отвалились. В лиге осталась пара динозавров, не более.
С другой стороны, еще не все мы стали максималистами. КХЛ – это новая эра нашего хоккея. Какой фундамент есть у "Торпедо" в этой новой эре? Одна выигранная серия плей-офф? Разве это история для такого хоккейного города, как Нижний Новгород, где хоккейные традиции заложены во времена Советского Союза. Скворцов, Варнаков, Ковин, Коноваленко – великие мастера! И мы два выхода в плей-офф и одну победную серию выдаем как достижение? Считаю, это неверно.
Чемпионство купить нельзя. Вся система клуба должна работать в одном направлении. Главное, заложить фундамент, чтобы потом была твердая уверенность в том, что мы сможем победить. Поэтому я многого требую от руководства клуба, начиная с мелочей. Потребовал полностью переделать раздевалку, хотя это достаточно дорогое занятие. Когда хоккеист приходит в свою раздевалку, его должно "торкать". Меня не "торкнуло". И руководство клуба пошло мне навстречу, сделав нашу раздевалку одной из лучших в лиге.
Сейчас все берут московское "Динамо" как пример. Два Кубка Гагарина подряд – это великолепный результат. Но давайте посмотрим, как строилась эта команда. Какие спады были, одна серия из 11 поражений подряд чего стоит! Но никто не шарахался из стороны в сторону. Они спокойно шли и идут по своему пути. И уже могут по ходу игры менять тактику три раза! Как-то главный тренер СКА Юкка Ялонен признался мне, что у них всего две тактические схемы. И это у Питера, где собраны мастера высочайшего класса. Выводы делайте сами.
СПАСИБО КОНСТАНТИНУ
– Вы как-то обронили фразу, что знаете в хоккее все. Это действительно так?
– Смотря с кем общаться. Если со Скотти Боумэном, то такую фразу не произнесу.
Мне в свое время повезло, когда я попал в "Питтсбург" к тренеру Кевину Константину. Провел шесть удачных матчей подряд. Константин вызвал к себе в офис и спросил: "На твой взгляд, как ты выглядел?" Я решил поскромничать и поставил себе "четверку". Кевин посмотрел на меня: "Ты сыграл на "тройку"!" И начал прокручивать видео и показывать на ошибки защитников, задавая мне вопросы: "Почему отсюда бросают?", "Почему здесь ты не вышел?" Получилось, я был виноват даже в том, что Каспарайтис убежал за ворота встречать соперника.
Константин мне тогда прямо сказал: "За все это отвечает вратарь, а не главный тренер. Ты должен всем руководить. Когда ты играешь, я должен слышать тебя со скамейки. Я же тебя не слышу – значит, ты плохо играешь".
Я сначала не понимал, что он от меня хочет. Потом проникся, и с этого момента все началось. В Ванкувере, помнится, даже когда сидел на скамейке, регулярно "пихал" всем игрокам. Бертуцци мне порой говорил: "Скудс, достал уже". А я ему в ответ: "Берт, ты сам достал. Ты такая машина, возьми шайбу и вывези ее на пятак, протолкни в ворота". Доходило до того, что тренер Крофорд выходил на скамейку и спрашивал меня: "Скудс, ну что? Команда готова?"
– "Торпедо" в нынешнем сезоне действует без постоянных пар защитников. Каждый выходит играть с каждым. Это ваша личная разработка?
– Уверен, что защитники в парах должны меняться. Главное, чтобы они знали, какой хват клюшки у партнера.
– А как же сыгранность?
– Зачем? У нас есть система. Контролируемый выход, короткая атака… Все отработано. Наверняка в первом раунде плей-офф "Салават" будет подстраиваться под наш стиль, и мы должны иметь возможность изменять игру, в том числе и перестановками в составе.
– Вы можете себе представить, что лет через 5 или 10 будете спокойным тренером с непроницаемым лицом?
– Никогда не смогу быть на скамейке незаметным тренером. В свое время немного изучал работу Скотти Боумэна, когда он руководил такими хоккеистами, как Айзерман, Шэнахэн, Бретт Халл, Лидстрем. Скотти не говорил вообще! У него была настолько налажена система, что эти хоккеисты сами руководили игрой. Боумэн во время матча передавал управление игрой им. Правда, эти ребята были лидеры, звери...
– Если вы, как Олег Знарок, завоюете два Кубка Гагарина подряд, не захотите в такой ситуации попробовать себя в качестве тренера в НХЛ, в сборной?
– Пока не могу сказать, что будет, если я выиграю два Кубка Гагарина. Сейчас мне нравится выстраивать команду. Не поверите, но я уже сейчас по-хорошему взволнован перед следующим сезоном. Вижу "пятерки", которые мне бы хотелось получить. Понятно, что самые важные матчи этого сезона впереди, но меня волнение охватывает от представления того, что может быть в следующем сезоне. Когда есть два, три или четыре года, и костяк команды сохраняется, можно добиться немалого.
Знаю, многие журналисты и специалисты не верили в меня перед сезоном, отводили мне месяц другой, после чего предрекали отставку. У меня есть "любимые" люди, репортеры в том числе, которым хочу доказать своей работой, что они ошибаются. Люблю такой азарт. Мне нравится спортивная наглость!
ЗАПАД
Ковальчук ждет Радулова //
"Динамо" готово снять кубковое проклятие // Андрей Назаров: "Допинг у Риги? Не верю!"
ВОСТОК
Проблем не будет лишь у Кинэна?