Лондон-2012. Виды спорта. Теннис

Лондон-2012

7 августа 2012, 00:28

Шамиль Тарпищев: "Жаль, не дотянулись до золота..."

LONDON-2012 // ТЕННИС

Президент Федерации тенниса России в беседе со спецкором "СЭ" подвел итоги олимпийского турнира. Напомним, что в Лондоне наши теннисисты завоевали две медали: серебро в женском одиночном разряде досталось Марии Шараповой, тогда как Надежда Петрова и Мария Кириленко стали бронзовыми призерами парного турнира.

Владас ЛАСИЦКАС
из Лондона

- Как оцените выступление российских теннисистов на Играх-2012?

- В целом команда выступила нормально, изначальный план федерации - две медали - в Лондоне был выполнен. Мы делали ставку именно на женские одиночку и пару, где в итоге награды и получили. Конечно, может возникнуть вопрос о качестве этих медалей, но при той конкуренции, которая есть сейчас в теннисе, когда с десяток игроков претендует на золото, говорить заранее о том, что мы обязательно завоюем медаль высшей пробы, было бы абсурдно.

- Но согласитесь, что одна золотая медаль, наверное, была бы оценена выше серебра и бронзы, вместе взятых?

- Золото плюс еще одна награда любого достоинства - вот что выглядело бы действительно хорошо. Но в финале одиночного разряда даже Маше Шараповой было тяжело что-то противопоставить Серене Уильямс, потому что на данный момент американка играет просто великолепно, выглядит сильнее всех остальных. Выиграть же медаль в паре нам могла помешать только неудачная жеребьевка.

Каждая из наших девушек по отдельности очень хорошо смотрится в парном разряде. Маша Кириленко, Надя Петрова, Елена Веснина, да и Катя Макарова находятся в первой двадцатке мирового рейтинга, но с наигранностью их сочетаний есть небольшие сложности. Хотя сильных сыгранных пар в Лондоне было не так уж и много: на ум приходит чешский дуэт Главачкова/Градецка, американки - сестры Уильямс и Хубер/Рэймонд, итальянки Эррани/Винчи. Остальные находятся примерно в таком же состоянии, как и мы. Только вот парные комбинации мы в принципе заранее не наигрывали - в силу финансовых проблем и отсутствия условий.

- А разве не является основной проблемой то, что все наши элитные игроки изначально хотят играть только одиночку?

- Если подходить к парному разряду, как к отдельной олимпийской дисциплине, то примерно в 12-летнем возрасте у детей надо проводить селекцию, после чего начинать наигрывать теннисиста только на парную комбинацию - тогда об одиночке он и думать не будет. Возьмите хотя бы австралийку Саманту Стосур или француза Микаэля Ллодра, которые всю жизнь играли в паре и только в зрелом возрасте стали заявляться в одиночку. Всем этим надо долго и упорно заниматься, а у нас нет ни условий, ни денег, ни календаря. Если бы наши нынешние пары играли вместе хотя бы на год дольше, то в Лондоне все могло бы сложиться лучше.

- Вам, как главе федерации, надо будет перед кем-то отчитываться об итогах выступления теннисистов в Лондоне?

- Внутри федерации мы постоянно разбираем все наши выступления. А что касается Министерства спорта… Мы в свое время сдали им свою комплексную программу - и ничего в итоге не изменилось. Вряд ли кто-то ее читал. Никто не спрашивал и не спрашивает, как и что у нас в теннисе происходит.

- Для российских мужчин, сыгравших в Лондоне, это была последняя Олимпиада в карьере?

- Думаю, да. Через четыре года в Рио-де-Жанейро будет выступать уже полностью обновленная команда. Кто появится за этот период времени? Победитель юниорского Уимблдона-2009 Андрей Кузнецов может вырасти в хорошего парного игрока, и, на мой взгляд, ему надо переключаться именно на этот разряд. Андрей с папой пока не очень хотят это делать, но думаю, что скоро они согласятся с моим вариантом. Евгений Донской - если правильно вести его ближайшие годы - тоже может быть в основной команде. Еще есть Виктор Балуда, Михаил Бирюков, Александр Румянцев, Сергей Стрелков, которые при должном финансировании также могут заиграть. То есть 5 - 6 человек на примете мы все же имеем.

Однако для того, чтобы успеть вырастить этих ребят к Рио, их надо начинать обкатывать уже сейчас, потому что за два дня теннисиста не сделаешь. Если решить вопросы с финансированием уже сегодня, то к следующим Играм у нас возмужает новое поколение. Но ведь эти проблемы не были решены к Лондону, так с чего вдруг ситуация должна измениться к следующей Олимпиаде?

- А о какой сумме идет речь?

- Исходя из мировой статистики на годовое обеспечение одного игрока уходит порядка 200 000 евро. В олимпийской команде должно быть шесть ребят, то есть надо исходить из суммы в один миллион двести тысяч евро в год на всех. Плюс требуется отдельно оплатить работу обслуживающего персонала, куда входят научное обеспечение и медицина.

- Из всего услышанного можно сделать вывод, что в ближайшие четыре года вы чаще будете привлекать молодежь к матчам Кубка Дэвиса.

- Это так. Причем начнем уже с сентябрьского гостевого матча с Бразилией за право остаться в мировой группе. Когда вернусь из Лондона, сразу переключусь на решение вопроса с составом команды. На данный момент предварительный состав выглядит следующим образом: Михаил Южный, Николай Давыденко, Игорь Андреев и Дмитрий Турсунов. А также пара молодых - Кузнецов и Донской.

- И напоследок о женщинах. У них ситуация немного иная, нежели у ребят, и из тех, кто выступал в Лондоне, лишь Надежда Петрова, по ее же собственным словам, в Рио не поедет.

- Да, здесь ситуация получше. Громко заявляет о себе Настя Павлюченкова, которая в принципе могла отобраться уже и на эту Олимпиаду. Нам ни в коем случае нельзя терять прогрессирующую Ирину Хромачеву, на подходе и Дарья Гаврилова. В то же время мы несем потери внутри нашего ближайшего резерва - к примеру, Ксения Первак, которая могла пригодиться на следующей Олимпиаде, уже выступает за Казахстан. Так что расслабляться и здесь не стоит.