ОЛИМПИЗМ
Реформа олимпийского движения, предложенная президентом МОК, слишком радикальна для консерваторов и недостаточно смела для сторонников перемен
Виталий Смирнов:
"Сделан акцент на смешанные команды"
Олег ШАМОНАЕВ
Опубликованные на нынешней неделе 40 пунктов олимпийской "Стратегии"-2020, увы, не вызвали бешеного интереса в спортивном мире. Некоторые из реформаторских предложений главы МОК Томаса Баха и его сторонников любопытны, но не более того. Есть ощущение, что "гора родила мышь".
Потуги нового руководства Международного олимпийского комитета направлены на то, чтобы поспеть за всеми современными веяниями, а не вернуть себе роль законодателя мод в большом спорте. С подобным подходом в 2020 году, когда МОК планирует начать грандиозные преобразования, концепцию реформ придется переписывать заново.
Работа над "Стратегией"-2020 началась в декабре прошлого года, практически сразу после того, как Томас Бах занял кресло, оставленное его предшественником Жаком Рогге. Поначалу в режиме "мозгового штурма" было выработано около 70 идей по реформе олимпийских реалий. Через 11 месяцев список предложений сократился до 40. И это еще не окончательный вариант – часть проектов может быть торпедирована на декабрьской сессии МОК. Хотя по большому счету особого повода для конфликта нет – большая часть пунктов достаточно взвешенна и соответствует всем современным тенденциям. Вряд ли сейчас кто-то способен открыто выступить против сокращения расходов на Олимпиады, гендерного равенства, борьбы за чистоту спорта и прозрачности работы МОК.
Другой вопрос, что шаги Баха и его команды предсказуемы и неоригинальны. Значительная часть реформаторского манифеста МОК посвящена борьбе с гигантоманией при проведении Олимпиад. Расходы на организацию Игр в последнее время взлетели до таких вершин, что стали угрожать самому существованию этих соревнований. Руководство МОК испытало массу неприятных эмоций, когда от идеи проведения зимних Игр-2022 один за другим отказались шесть солидных претендентов. Вроде бы поиски кандидатов на летние Игры-2024 обе-щают быть не такими нервными, но Бах и Ко явно решили подстраховаться от подобных кризисов в будущем.
Теперь требования к инфраструктуре городов – организаторов Игр будут не такими жесткими, рост числа участников Олимпиад ограничат, процесс заявки облегчат. Все это позволит претендовать на престижные соревнования не только мегаполисам супербогатых держав, но и более скромным агломерациям. Игры же, состоявшиеся во втором десятилетии XXI века, в том числе сочинские, видимо, так и останутся самыми дорогостоящими в истории. И будущие организаторы Олимпиад не станут сокрушаться по этому поводу.
Борьба с коррупцией, за равноправие женщин, сотрудничество с профессиональными лигами и ЮНЕСКО – появление всех этих политкорректных лозунгов на знамени олимпийских реформаторов, наверное, оправдано. Только всем этим МОК должен был заняться еще в 1990-е годы, и сейчас он просто наверстывает давно упущенное. А пункт о создании олимпийского телеканала ради борьбы за молодежную аудиторию был бы, наверное, больше уместен для "Стратегии"-1970. Здесь, увы, приходится констатировать, что сам Томас Бах и большинство его соратников остаются деталью неповоротливой и консервативной машины спортивной бюрократии. И конкурировать по части свежих идей с представителями новых (коммерческих) видов спорта, не обремененных традициями и регламентами, им очень тяжело.
Между тем давление со стороны конкурентов МОК в борьбе за спонсоров, видимо, возрастает. Поэтому идеи по обновлению олимпийской программы – самая яркая часть реформаторского списка. Однако идея начать изменения внутри существующих дисциплин при сохранении текущей "линейки" олимпийских видов спорта – очень спорная. Подобная стратегия толкает международные федерации, которые тоже являются неповоротливыми структурами, буквально на панические эксперименты. Одним из таких было появление в программе Олимпиады-2014 командного фигурного катания, которое до этого не прошло проверку даже в рамках чемпионатов мира.
Новая мода – на смешанные соревнования – тоже грозит странностями и перекосами. Например, не исключено, что в ближайшие дни в программу предстоящего чемпионата мира по водным видам спорта-2015 в Казани будут включены соревнования разнополых дуэтов в синхронном плавании. При том, что еще полгода назад мало кто мог даже представить себе существование этой дисциплины. Похожая ситуация с командными соревнованиями в параллельном слаломе у сноубордистов, со смешанными экипажами в бобслее, супермикстом в биатлоне и во многих других видах спорта.
Наверное, эксперименты – это неплохо. Однако когда перемены происходят только ради перемен и их последствия никем не просчитываются, это называется волюнтаризмом. И пока популистские идеи "Стратегии"-2020 не кажутся ни многообещающими, ни глубоко продуманными.
Инициативы Томаса Баха и его соратников прокомментировал глава Олимпийского комитета России
– Одна из главных тем "Стратегии" 2020 – сокращение расходов на проведение Олимпийских игр. Причем экономия должна начинаться уже в процессе подачи заявки, – подчеркнул Жуков. – Например, это касается количества презентаций и визитов оценочной комиссии. Сама идея проведения Игр должна основываться на принципах, которые в конечном итоге принесут стране-хозяйке экономическую, социальную и экологическую пользу, а также сформируют богатое наследие для дальнейшего развития.
На этом фоне МОК может позволить организаторам проводить отдельные соревнования Игр в нескольких городах и даже в других странах. Например, если не имеется необходимого объекта под конкретный вид олимпийской программы. Это делается для того, чтобы основная часть состязаний проходила либо на уже действующих стадионах, используя существующую инфраструктуру, либо на сборно-разборных аренах. При этом МОК намерен оказывать претендентам на право проведения Олимпийских игр значительную финансовую помощь.
Оргкомитет страны-хозяйки также получит право предложить включить один или несколько видов спорта или дисциплин в программу домашних для себя Игр. Впрочем, окончательное решение по включению в программу Игр останется за МОК.
Считаю, что в целом олимпийское движение ждет серьезное обновление в целом ряде аспектов. В рекомендациях заложены назревшие и актуальные изменения, отвечающие реалиям и требованиям сегодняшнего дня.