В конце прошлого года Российский международный олимпийский университет отметил свое десятилетие. Основанный в рамках подготовки к домашним Играм в Сочи, этот вуз со временем уверенно занял свою нишу не только в нашем образовании, но и на международной арене. Одна из причин успеха — стремление отвечать всем современным вызовам.
— Лев Сергеевич, в российском спорте продолжается допинговый кризис. Как вы считаете, эти скандалы связаны с событиями в большой политике?
— Международный Олимпийский комитет всегда, при любых обстоятельствах, декларирует независимость мирового спорта и Олимпийского движения, от внешнего воздействия, прежде всего от политического влияния. Однако достичь этого удавалось крайне редко и, тем более, не удается сейчас. Прежде всего потому, что спорт и Олимпийское движение — неотъемлемая и важная часть мировой системы взаимоотношений. Их нельзя просто вынести за рамки глобальных событий. Когда меняются политические тенденции и мир переживает период турбулентности, это сразу отражается на экономике, культуре, социальной сфере. И на спорте. Противоречия, возникающие между государствами, — как раковая опухоль. Она быстро распространяется на остальные аспекты. Поэтому оградить спорт от политической повестки крайне сложно, как бы нам этого ни хотелось. Тем не менее, стремиться к этому необходимо.
— Как бороться с допингом? Ведь его применение разрушает предназначение спорта в целом?
— Разумеется, это накладывает негативный отпечаток на любой вид соревнований. Очевидно, что это — нечестная игра, которая должна пресекаться. Процесс остановить крайне сложно, так как есть присутствует соблазн добиться победы с помощью обмана. Такова природа человека. Кто-то поддается соблазну, кто-то борется честно. Так что надеяться следует, в первую очередь на воспитание спортсменов и тех, кто их окружает. Именно это мы имеем ввиду, когда говорим о формировании антидопинговой культуры. Универсальной. Нужно прививать новым поколениям отказ от каких-либо действий, связанных с использованием допинга. Начиная с детско-юношеского спорта.
Здесь мы видим одну из важнейших задач нашего Университета. Мы были первыми, кто два года назад заключил договор с полностью обновленным на тот момент РУСАДА. Смысл соглашения — в том, что мы создаем несколько программ, в которые включены все наши образовательные циклы — долгосрочные, средние — краткосрочные, с обязательной интеграцией темы по борьбе с допингом. Только широкая пропаганда, начиная буквально с пеленок, поможет в антидопинговом воспитании. Сейчас, несмотря на новый виток скандала, у нашей страны есть все для создания образцовой антидопинговой системы с прозрачной деятельностью обновленной лаборатории, качественной работой РУСАДА и мощной воспитательной пропаганды. Эта система уже сейчас реально действует — в том числе, с помощью РМОУ.
— Какие цели у РМОУ в данном направлении?
— 3 декабря в праздновании 10-летия Университета принял участие глава попечительского совета РМОУ Владимир Владимирович Путин. Наше учебное заведение — первое, главой Попечительского совета которого стал Президент Российской Федерации. Для нас это большая честь и большая ответственность. Мы должны не просто выполнять нашу работу и добиваться поставленных целей, а всегда быть на шаг впереди.
Мы начинали с нуля, когда идея только родилась. И в этом заключалось наше конкурентное преимущество. Мы могли выбирать лучшее — преподавателей, программы, у нас была государственная поддержка. Осуществить задуманное не получилось бы без помощи Владимира Потанина, обеспечившего финансирование проекта. Мы понимали, что должны сделать лучшую образовательную программу в сфере спортивного менеджмента. Было создано две команды экспертов, которые участвовали в составлении этой программы. Были собраны лучшие специалисты. Так, в условиях созданной внутренней конкуренции, появилась наша флагманская программа — Мастер спортивного администрирования — на английском и на русском языках. В течение буквально пары лет она вышла на лидирующие позиции.
Фактически, мы сразу наметили себе марафонскую дистанцию — с четкой стратегией, задачами и перспективами. Первый этап мы успешно преодолели. Не думаю, что есть еще какое-нибудь учебное заведение, которое спустя 5-6 лет после своего появления занимает вторую позицию в Европе и входит в десятку лучших в мире. Кроме того, мы получили признание МОК, а Олимпийские кольца украшают дипломы наших выпускников. Это принципиально важный аспект.
РМОУ уверенно вошел в образовательную элиту. При том, что в мире существует около 500 программ, аналогичных нашей. В немалой степени наши успехи связаны с отличным кадровым составом. Сформировано ядро высокопрофессиональных преподавателей. Об этом можно сказать уверенно — когда проводится рейтинг sport business international, учитываются такие критерии как успешность выпускников и качественный состав профильных специалистов. У РМОУ по обоим пунктам отличные показатели. Наша цель — обучить не узкоспециализированного управленца в какой-то одной спортивной сфере, а человека, способного заниматься любым видом управленческой деятельности в спорте.
— Что у руководства Университета в приоритете на ближайшее будущее?
— В ближайшем будущем перед нами стоит несколько вопросов: Во-первых, в какую сторону развивать нашу деятельность? Мы видим свою задачу не столько в том, чтобы расширять количество групп и студентов, а в том, чтобы адаптировать наши возможности к потребностям спортсменов, которые уже закончили спортивную карьеру. Дать им необходимые знания по специальности, которая позволит работать и развивать карьеру в спортивной индустрии. И «захватывать» таких ребят надо даже не в тот момент, когда они закончили спортивную карьеру, а пока они еще соревнуются. Это называется параллельное обучение, оно практикуется в других странах. Осуществляется довольно простым образом: между тренировками есть окна, они расширяются. И в эти периоды спортсмен обязан получать дополнительное образование. Процесс может растянуться на год или на два, и в этом нет никакой проблемы. Главное — дать такую возможность.
— Какие варианты есть у спортсменов сейчас, и что нужно улучшить, чтобы расширить спектр их возможностей?
— Спортивные федерации выделяют средства, чтобы спортсмены проходили обучение не только, когда есть перерывы в тренировочном процессе, но и параллельно с выступлениями. Под эту задачу мы разрабатываем программы. Это важное стратегическое направление в России пока совершенно не развито. Я уже не говорю о том, что существуют форматы, в рамках которых спортсменам выделяются гранты на обучение во время или после завершения карьеры — это у нас тоже пока в зачаточном состоянии.
Конечно, в идеале спортсмен должен иметь возможность получать дополнительное образование во время карьеры, чтобы потом не было болезненного перехода. В момент ухода из активного спорта он уже должен быть готов к новой «мирной жизни». Более того, именно у таких ребят есть потенциал стать профессиональными менеджерами. У них уже есть соответствующие квалификация и бэкграунд, благодаря которым они знают систему спорта изнутри. Наша задача — добавить к этой базе правильный набор управленческих компетенций.
— Могут ли те, кто не был связан со спортом напрямую, получить дополнительное образование в РМОУ?
— Мы готовы взаимодействовать и с теми, кто не жил большим спортом, но искренне привержен его идеям. Кто-то просто хочет этим заниматься, любит спорт, кто-то имел волонтерский опыт. У нас, к примеру, сейчас учатся даже люди, которые ушли из банковского дела, чтобы дальше заниматься спортивным бизнесом. Причем многие наши выпускники уже добились на новом поприще ощутимых успехов. Значит, курс мы выбрали верный.
В РМОУ также есть программа двойного диплома. Считаем ее успешной, потому что ребята, которые учатся по ней, спустя два года получают дипломы МГУ по спортивному праву и наш диплом Мастера спортивного администрирования. Главный показатель — программа очень популярна. На мой взгляд, спортивные юристы сейчас более чем востребованы — поле деятельности для них огромное и дальше будет только расширяться.
— В современном мире тенденции, тренды и потребности быстро меняются. Как РМОУ удается сохранять динамику развития?
— С одной стороны, мы адаптируем наши программы под потребности спортсменов. С другой — общаемся с ними. Ведь любое обучение — это обмен ценной информацией, а не просто трансляция знаний. Мы находим и предлагаем новые предметы, которых раньше не было. Программы не застаиваются, мы постоянно вносим изменения, исходя из актуальных трендов и событийной повестки. Как пример, в этом году введен предмет «спортивная психология». В двух версиях — русской и английской. Как ответ на новые вызовы спортивной индустрии. Если тренер не является хорошим психологом — как он может правильно воспитать спортсмена? Это сложная наука, которая включает в себя специфические знания о взаимоотношениях между разными субъектами — не только между тренером и спортсменом. Это система связей в целом.
Многое делаем для того, чтобы удовлетворить потребности тех, кто заинтересован в обучении в РМОУ, но не может на целый год приехать в Сочи. По запросам можем сделать специальную программу. Была у нас трехмесячная программа, предназначенная для арбитров, еще одна из таких программ успешно практикуется уже два года — для тренеров высшей категории. Ее мы создали по просьбе ОКР. Отзывы положительные, так что будем продолжать. К нам часто приезжают делегации из Китая — могут заказать у нас, скажем, месячный образовательный курс. При этом мы единственный университет в России, который сертифицирован в Китае для подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных управленцев в спорте.
Учитывая, какое значение приобрела спортивная дипломатия в последние годы, мне кажется, что нам есть куда расти в этой сфере. Наши представители должны занимать достойные позиции в международном спорте и при этом действовать квалифицированно, со знанием всех нюансов и аспектов. Для этого необходимы опыт, знания и выдержка. Мы такие кадры сейчас не готовим. И это актуальная проблема. Вторая — недостаточно высокий уровень знания иностранного языка, что ограничивает возможности даже самых успешных в прошлом спортсменов.
В этой связи вспоминаю интервью Рене Фазеля 2010-го года, когда мы делали первую презентацию РМОУ в Ванкувере: «Хотите быть успешными — учите иностранный язык. Если вы планируете готовить менеджеров и стать значимой частью мирового Олимпийского движения, каждый ваш ученик должен владеть как минимум двумя языками». Этой цели мы пока не добились, так как языки — не совсем наш профиль. Однако ищем способ интегрировать изучение иностранных языков в наши курсы. Прежде всего, конечно, английский, французский.
— Трудно ли поступить в РМОУ? Какие требования?
— У нас нет вступительных экзаменов, но есть система отбора. Люди заполняют электронную анкету, значительная часть которой состоит из нескольких эссе. Рассказывают о себе, отвечают на вопросы. Мы принимаем людей только с высшим образованием, потому что наше образование — дополнительное, профессиональное. Если это английская версия, мы обязательно проводим собеседование — нужно проверить языковые навыки абитуриента. Ну и спортивные достижения являются дополнительным преимуществом для зачисления. Мы рады видеть паралимпийцев в любой из программ. Здание университета оборудовано для их комфортного пребывания. В ходе обучения мы интегрируем их в общие группы. Серьезной темой зачастую является оплата обучения. 85-90 процентов наших слушателей учатся, благодаря грантам. За свой счет к нам приезжает не более чем одна десятая часть студентов. Как правило, это не спортсмены, а люди из бизнеса.
— Насколько высок конкурс на место?
— Конкурс, в среднем, от 10-15 человек на место. Это очень высокий показатель. Но англоязычная МСА настроена на подготовку менеджерской элиты и гранты покрывают оплату обучения, проживания в нашем кампусе и даже небольшие карманные расходы. То есть, почти все. Кроме переезда в Сочи. По этому курсу в РМОУ уже прошли обучение ребята из 63 стран. Это за шесть лет с момента открытия кампуса. На российскую программу распространяется помощь Фонда поддержки олимпийцев. Их стипендии дают возможность учится как на английской и отечественной версиях программы, а также на курсе «Мастер спортивного управления». РМОУ тоже может выделить грант на бесплатное обучение, но не на проживание.
На обеих версиях можно учиться также в рамках Олимпийской образовательной программы. Она успешно развивается четвертый год. В первую очередь она ориентирована на базовый управленческий персонал для общероссийских спортивных федераций, других спортивных организаций и олимпийского движения России в целом. Здесь мы плодотворно работаем с Олимпийским комитетом России, который, по сути, является сейчас нашим стратегическим партнером. Существует больше 30 краткосрочных программ по различным направлениям. Они популярны, заинтересованные люди приезжают на неделю-две со всей России.
В своем докладе Владимиру Путину в ходе его визита в РМОУ 3 декабря, я упомянул, что ежегодно мы выпускаем около 1200 человек и работали уже со всеми регионами России, кроме одного — Чукотки. Но этот пробел исправим. Ну а во время празднования 10-летия открыли еще в Университете интерактивный центр «OVAL». Туда мы будем приглашать всех наших слушателей, а также ребят и подростков Краснодарского края. Да и всех, кто приезжает в Сочи. Это хорошая возможность вживую увидеть историю Олимпийских игр. Красивый и современный интерактивный проект.