22 августа 2016, 00:15
Олимпийские игры – это пафос и престиж. Для самого спортсмена, для его страны. Так повелось еще с древних времен. Ставший звездой на античных играх кулачный боец и борец Фаген из Тасоса, как говорят, несколько десятилетий жил безбедно и не работал. Коррупция была широко распространена еще на античных Олимпиадах – конкуренты убивали колесничего, подкупали борцов, уговаривали сменить "гражданство" и за это в наказание могли сжечь дом и изгнать из полиса, попавшихся на обмане публично секли, а в качестве штрафа они устанавливали у стадиона бронзовые статусы Зевса. Теперь статуи не устанавливают, а деньги переходят из рук в руки тихо и незаметно. Но обман и коррупция все так же на виду.
СУДЬИ НА ТОРМОЗАХ
"Ну что, серебро", – написал мне знакомый промоутер из Рио прямо перед финальным раундом боя Алояна. Вспоминая о том, что Миша идет к золоту сам, без взяток, связей и прочей возможной коррупционной составляющей, которая в очередной раз вышла на первый план на этой Олимпиаде. Теперь AIBA снова обещает разобраться в ситуации и отстраняет судей – оставляя результаты всех спорных боев прежними.
Когда Роя Джонса ограбили на Олимпиаде в Сеуле – трое судей тоже получили отстранение. На полгода, после чего вернулись, а представители AIBA провозгласили, что расследование не выявило следов коррупции в организации.
Не так давно, какие-то 4 года назад на Играх в Лондоне Скотланд-Ярд уличил делегацию Азербайджана в даче взятки руководству AIBA – но затем все спустили на тормозах, дело возбуждать не стали, а азербайджанских боксеров потихоньку стали сплавлять в близких боях поближе к финалам. Вертолеты кружились на городом, и под их стрекотание в прозрачном воздухе улетучивались последние надежды на справедливость.
В Рио ее не было. Все мы взрослые люди и понимаем, что какое-то минимальное количество медалей Россия точно привезет, просто потому, что нельзя участвовать во всех проектах AIBA, придуманных для финансирования любительского бокса, всех любительских и полупрофессиональных лигах, и выступать на Олимпиаде мальчиками для битья.
СУДЬИ НИ ПРИ ЧЕМ
Мировая общественность, та самая, что иногда все же интересуется любительским боксом, до сих пор спорит, победил ли Тищенко Левита, а Никитин – Конлана. Никитин, впрочем, не смог на следующий день из-за полученных ранее повреждений выйти против Шакура Стивенсона, многообещающего американского боксера, которого объявил своим протеже Флойд Мейуэзер. Стивенсон в финале проиграл кубинцу Робейси Рамиресу – очень даже по делу, и даже его тренер Билл Уолш заметил, что судьи здесь ни при чем – 19-летний Шакур сам отдал бой в финальном раунде, не хватило опыта.
Чем ближе к главным боям турнира, тем сложнее становилось понять – действительно ли тянут одних боксеров и мешают другим. Доказать наличие заговора против отдельных национальных сборных невозможно, потому что его, судя по всему, нет. Зато есть представители каждого боксера из разных регионов России на трибунах и, по слухам, от большинства из них ждали финансового участия в победе своих подопечных. Правда или домыслы? Должен был показать бой Алояна, который как и в Лондоне, пробивается к победе только своими силами. Первый бой с колумбийцем был немного скомканным, но затем китаец в ужасе бежал от Миши так быстро, как бегает только кабан-бородавочник, развивающий скорость примерно как Усэйн Болт, если не выше.
МОЛОДОЙ, ГОЛОДНЫЙ И БЫСТРЫЙ
В финале Алояну противостоял узбекский боксер Шахобидин Зоиров. Молодой, голодный, быстрый и – к дополнительным неприятностям – еще и левша. Бой был, в сущности, равным. Первый раунд – за Алояном. Миша включил ноги, опыт ему помог читать действия соперника, в столкновении головами узбек понес более серьезные потери, а затем Алоян сник и замедлился – и Зоиров смог приспособиться, начал чаще попадать – а Алоян упорно не замечал прилетающий ему то в челюсть, то в висок хук справа. Если в первом раунде еще были разногласия – двое судей отдали российскому боксеру, а один – Зоирову. Но второй все отдали Шахобидину Зоирову. Третий раунд был уже лотереей.
В условиях, когда судьи иногда из спортивного интереса отдают третий раунд тому, кто проиграл первые два – ждать можно было чего угодно. Зоиров был быстрее, немного активнее, возраст давал ему небольшое преимущество, а желание победить транслировалось в каждом движении тела. Не то, чтобы судьи должны оценивать именно это – но они оценили. Единогласным решением – победа Зоирова и Алоян покидает Олимпиаду с серебром.
Гриф-индейка кружится над пляжами Рио-де-Жанейро. Никто не пытается найти следы коррупции в любительском боксе.