19 февраля 2010, 03:50
Интервью "СЭ" дал серебряный призер олимпийского спринта, лишь на основании фотофиниша уступивший первое место партнеру по команде Никите Крюкову.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Уистлера
Его включили в сборную в последний момент, уже зная, разумеется: парень очень перспективный. Потом начали готовить по экспериментальной методике - по-новому применяли еще не забытое советское старое. Эксперимент, помноженный на талант, дал фантастический результат, так что фамилию Панжинский теперь запомнят многие. Тот же норвежец Петтер Нортуг, который так и не понял, мне кажется, кто и за что наказал его в олимпийском спринте.
Наш серебряный герой - хабаровский парень со знакомой спортивной судьбой. Бегал в крае, в округе, больших денег на подготовку никто не давал, а малых уже не хватало. Позвала Москва, отец не отпустил. Через год понял, что ошибся. И поехал мальчик Саня через семь часовых поясов во взрослую жизнь, чтобы через пару лет завоевать для России первое серебро Олимпиады-2010.
- Многие в команде - и вы сами, кстати, - не стеснялись говорить накануне Игр, что Александр Панжинский едет в Ванкувер не за победой. А за чем тогда?
- Набраться опыта, понюхать олимпийский снег, ощутить накал борьбы высшей пробы. Но потом я вдруг осознал, что в моей жизни будет не так много олимпийских шансов. Поэтому надо использовать тот, что есть.
- И в какой момент вы это осознали?
- За несколько дней до гонки. Понял, что начинаю чувствовать себя все лучше и лучше после тех нагрузок, что были нам предложены в подготовительный период. Ну а уж в день старта ощущал себя просто великолепно. Да еще и сервисеры сработали идеально. Когда столь важные условия соединяются воедино, надо стараться брать от судьбы все. Или по крайней мере пытаться это сделать.
- После финиша Никита Крюков скакал от радости, а вы лежали на снегу, закрыв лицо. От усталости или от досады?
- Смешались чувства в тот момент, наверное. Первое - проиграл! Второе - я серебряный призер Олимпиады, не верю! И радости было больше, чем досады. Осталась лишь небольшая горчинка. Зато есть к чему стремиться. Думаю, все-таки у меня впереди не одна Олимпиада.
- Вспомните еще раз свои последние метры. О чем думали?
- О том, что сзади едет Крюков, который очень часто выигрывает именно на последних метрах. Я бежал изо всех сил, но Никита все равно был быстрее. Не считаю, что ошибся. Просто так вышло.
- Свое падение на этапе Кубка мира в Куусамо не вспоминали сегодня?
- Очень обидно тогда было. До сих пор не пойму, почему так вышло. Опыта не хватило, пожалуй. Потом долго мысли терзали: как бы не упасть на Олимпиаде. Работал над техникой. И помогло!
- У вас была очень смелая тактика - лидировать от старта и до финиша.
- Она была обусловлена тем, что на трассе спринта было два опасных поворота, в которые лучше входить в одиночестве. А еще лучше - первым. Когда едешь сзади, есть опасность, что кто-то упадет и ты в одну секунду лишишься всего даже не по своей вине.
- Проигрыш Крюкову на последних метрах мог быть связан с тем, что у вас не хватило сил?
- Не сказал бы, силы были. Потому и пытался оторваться от всех на дистанции. Знал: у Крюкова и норвежцев финишное ускорение лучше моего. Зато я сильнее на подъемах. И квалификация далась мне достаточно легко.
- Ваши родители имеют отношение к спорту?
- Отец тренирует в Хабаровске студенческую лыжную команду. И меня тоже - советами. Огромный привет ему и маме!
- С Крюковым у вас в жизни хорошие отношения?
- Мы тренируемся вместе уже несколько лет и здесь живем в одной комнате Олимпийской деревни. Так что сегодняшний успех принадлежит не только нам двоим, но еще и нашему общему тренеру Юрию Каминскому, 81-й московской СДЮШОР имени Бабушкина, Щелковскому училищу олимпийского резерва... Мы с Никитой мечтали вместе взойти на пьедестал Игр, но это казалось таким невероятным!
- Вы часто оглядываетесь назад на трассе. Не жалко силы на это тратить?
- Ради сохранения сил и оглядываюсь. Мне важно знать, нужно ли нестись сломя голову или отрыв позволит сэкономить энергию на следующие стадии спринта. А в финале - уже никаких оглядок, никакой экономии. Только вперед!
- Что за столкновение произошло у вас с канадцем в четвертьфинале?
- А разве что-то было? Не припоминаю. Нормальная ситуация, в спринте такое часто случается. Не считаю, что где-то нарушил правила.
- Что было вашим наивысшим карьерным достижением до сих пор?
- Пятое место на этапе Кубка мира. И тут вдруг - сразу олимпийский подиум! С другой стороны, ничего совсем уж невероятного не произошло. Я прогрессировал в сезоне достаточно заметно, Никита и вовсе трижды попадал в призы.
- А что скажете про свой прошлый сезон?
- Вот тогда не все было гладко. Результаты не шли, и мне вполне могли снизить финансирование, лишить нескольких подготовительных сборов. Спасибо директору нашей СДЮШОР Александру Метельскому. Он вступился за меня, поддержал, нашел деньги.
- Признайтесь, если бы знали, что станете вторым, смогли бы в финале пробежать быстрее?
- Думаю, да.