Парус

28 июня 2018, 15:00

Екатерина Скудина: "Хочу, чтобы яхтингом в России занимались миллион человек"

Владимир Иванов
Обозреватель
Известная спортсменка успешно воплотила в жизнь далеко не самый очевидный бизнес-проект.

– Пять лет назад вы попытались сделать яхтинг – досугом, доступным для каждого москвича. Что удивительно, вы добились огромного прогресса в этом направлении. Поделитесь секретом.

– История PROyachting действительно началась в 2013 году. После того, как я завершила лондонскую кампанию. Идея проекта была в том, чтобы показать: яхтинг – это не только отличный вид спорта, но и возможность прекрасно проводить время на свежем воздухе.

Планы были глобальные, но мы сразу же столкнулись с трудностями. Инфраструктуры не было никакой. Ни лодок, ни даже какого-то определенного места, где все любители могли бы встречаться. И мы принялись за дело.

– Лодок вообще не было?

– Были старые, еще со времен СССР. На них ходить еще можно, но для компании, более или менее следящей за имиджем, они не тянули с эстетической точки зрения. Завезли 10 новых гоночных яхт и начали потихоньку рассказывать об этом людям, которые так или иначе смотрят с эту сторону.

Основой проекта PROyachting стала идея проведения корпоративных регат, тимбилдингов и, конечно, создание инфраструктуры для досугового яхтинга.

Екатерина СКУДИНА.
Екатерина СКУДИНА.

ВЕЧЕРНИЕ РЕГАТЫ ПОЯВИЛИСЬ ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ

– Как быстро поняли, что попали в струю и людям это интересно?

– Далеко не сразу. Да и было бы странно, будь иначе. В 2013 году еще и предположить никто не мог, что яхтинг возможен в черте Москвы. Но у нас не было сомнений, что на Водном стадионе все получится. Там в Роял яхт-клубе просто фантастическая площадка! На самом деле, такой даже в Европе не найти.

Что же касается PROyachting как бизнес-проекта, то изначально мы сильно отставали от бизнес-плана.

– Например?

– Мы рассчитывали, кажется, на четыре мероприятия в месяц. А получилось два за два месяца. Стали думать, что предпринять. И пришли к варианту с вечерними регатами. И тут мы попали в самую точку. Сейчас у нас настоящие аншлаги. Все расписано на месяц вперед!

Забавно вспоминать, что идея родилась от безысходности. Корпоративы и тимбилдинги пришли позже, нужно было время, чтобы объяснить людям, насколько все это классно и доступно.

– В чем фишка такого тимбилдинга?

– На яхте четко распределяются роли, и конечный результат зависит от каждого члена экипажа. В этом смысле идет сплочение коллектива, налаживается коммуникация. Плюс все эстетично, в комфортных условиях, на свежем воздухе и при легкой физической нагрузке. Россияне только-только открывают для себя такой вариант отдыха на воде.

– Как быстро можно научиться самым элементарным вещам?

 

– Начальный курс, после которого человек будет, как минимум, разбираться в терминологии и сможет управлять парусами, включает в себя шесть занятий по три часа. Из них – примерно час теории и два практики на воде. После этого спокойно можем допускать человека до своих регат, где он будет дальше повышать мастерство.

Еженедельная регата Wednesday Night Race в Москве на Водном стадионе.
Еженедельная регата Wednesday Night Race в Москве на Водном стадионе.

ЦЕНЫ В ЯХТИНГЕ СРАВНИМЫ С ПОХОДОМ В СРЕДНИЙ РЕСТОРАН

– Вы уже сказали, что Водный стадион – это круче, чем Европа. А как насчет Подмосковья и Сочи, где теперь также работает PROyachting?

– За пять сезонов мы развились. В 2015 году открыли свою площадку в Имеретинском порту в Сочи. Там, конечно, отличная инфраструктура, которая осталась после Олимпиады. И мы рады, что у нас есть возможность ее задействовать. Вместе с тем Сочи – не Москва. В 2015 году по части яхтинга там не было вообще ничего. Только сейчас начинается хоть какое-то движение. Постепенно набираем обороты. Хотя, казалось бы, там, в море, все это было бы логичнее.

Но количество интересующихся уверенно растет. Люди понимают, что это отличный досуг, но вместе с тем – недорогой. Цены сравнимы с походом в достаточно средний ресторан.

– Серьезно? Многие убеждены, что яхтинг – исключительно для элиты.

– К счастью, это не так. Наши еженедельные регаты на Водном стадионе стоят 3000 рублей с человека, а на подмосковной площадке – вообще 2000. Это вполне подъемная сумма для жителей мегаполиса. Три часа активности на свежем воздухе с приобретением новых знаний за такую сумму, на мой взгляд, привлекательный вариант.

Подмосковье. Любительская регата в яхт-клубе Галс.
Подмосковье. Любительская регата в яхт-клубе Галс.

С ВОДНОГО СТАДИОНА – НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАРТЫ

– У вас идет упор на досуг для обычных людей или, помимо этого, есть какие-то варианты тренировок для настоящих спортсменов?

– Если говорить об олимпийском движении, то для таких высот нужно заниматься с самого детства. Но и люди, которые пришли в яхтинг во взрослом возрасте, тоже могут участвовать в международных регатах, только не в олимпийском формате. Но и таких регат – масса. Вполне возможно не только участвовать, а даже побеждать в крупных соревнованиях. У нас уже есть примеры ребят, которые делали это, начиная на Водном стадионе.

– Стоит ли проблема малого количества регат в России?

– Проблема даже не в их количестве, а, скорее, в конкуренции. Лодок на внутренних водоемах, к сожалению, не так много. И чем больше частных владельцев будет появляться, тем лучше.

Что касается нашей концепции, то она заключается немного в другом. Мы хотим, чтобы у человека не болела голова по поводу того, где хранить лодку и как ее содержать. Поверьте, техническая сторона вопроса отпугивает очень многих. PROyachting же дает другой посыл: приходите к нам после работы или в выходные, наслаждайтесь яхтингом и ни о чем не думайте. Мы все сделаем за вас. После тренировки или регаты вы можете спокойно пойти в ресторан с прекрасным видом, а все проблемы с обслуживанием мы возьмем на себя. У всех хватает своих забот и лишние совсем ни к чему. Мы облегчаем вход в мир яхтинга.

– Есть ли в планах расширение PROyachting?

 

– Конечно, но будем ориентироваться по экономической ситуации. Понятно, что должен быть определенный спрос, иначе какой смысл?

Екатерина СКУДИНА на Олимпиаде в Лондоне.
Екатерина СКУДИНА на Олимпиаде в Лондоне.

СПОРТ НАУЧИЛ СОСТАВЛЯТЬ БИЗНЕС-ПЛАНЫ

– Многим спортсменам после завершения карьеры очень тяжело найти себя в жизни. Как вам удалось столь быстро перестроиться с одного формата на другой?

– Такая проблема действительно существует, и она крайне острая. И мне было очень сложно. В августе прошла Олимпиада, еще месяц я была занята подготовкой возможного иска в Швейцарский трибунал, потому что у нас были вопросы по судейству с финалом Олимпийских игр. А вот с сентября наступило тяжелейшее время. Не смогу даже описать всю эту пустоту. В один момент ты вдруг стал никому не нужен: ни спонсорам, ни государству, ни общественности. Хотя еще недавно все было наоборот. Полгода была в потерянном состоянии, сильно похудела. Понимала, что в олимпийский яхтинг уже не вернусь, но и что делать дальше, не знала.

В этом смысле PROyachting стал для меня настоящим спасением. Повезло, что у меня экономическое образование. Спасибо родителям за это. Они всегда говорили, что я могу сколько угодно заниматься спортом, но образование – крайне необходимо. В результате студенческие годы были тяжелыми, но они позволили иметь хорошую платформу после спорта.

Спорт же много дал мне во всех смыслах. Я была не только атлетом, но одновременно и пиарщиком, и финансистом, и доктором, и диетологом. Приходилось выкручиваться. Все это закалило, я приобрела навыки составления бизнес-планов, поскольку приходилось бесконечно придумывать различные спонсорские предложения, ходить по кабинетам.

– Когда вы были спортсменом, конечной целью были Олимпийские игры. Какая глобальная задача у вас в PROyachting?

– У меня есть и другие параллельные проекты, плюс работа в Федерации парусного спорта России, но все это сходится в одно: я была бы очень рада, если в нашей стране яхтингом начали заниматься миллион человек. Пока мы сильно далеки от этого.

– А есть ли какая-то статистика на этот счет?

– Несколько лет назад от европейских чартерных агентств проходила информация о том, что 200 тысяч россиян брали яхты в аренду за границей. Пусть даже одну лодку могут взять и шесть-восемь человек, это все равно довольно много. Но в России мы таких цифр ни по статистике специализированных изданий, ни по посещаемости сайтов и близко не видим. Речь идет, максимум, о нескольких десятках тысяч человек.

Когда мы придем к миллиону, можно будет говорить о яхтенной инфраструктуре, о каком-то парусном рынке. А пока мы в самом начале пути.