17 апреля 2015, 16:30
На днях появилась информация, что "Ювентус" всерьез заинтересован в том, чтобы приобрести летом полузащитника "Зенита" Акселя Витселя, и готов заплатить за его переход 18 миллионов евро. В ответ представители питерского клуба заявили, что отступные, которые потенциальным покупателям придется выложить за бельгийца, составляют 100 миллионов.
– Мы заинтересованы в услугах Витселя и на текущий момент переговоров о его трансфере ни с кем не ведем, никаких обращений в клуб не поступало, – сказал "СЭ" пресс-атташе "Зенита" Дмитрий Циммерман. – 18 миллионов евро, о которых идет речь в итальянской прессе, – не та сумма, за которую игрок может быть продан. К слову, отступные за Витселя, прописанные в контракте, составляют 100 миллионов евро.
Озвученная сумма, безусловно, внушает. Но так ли она удивительна и невероятна? "СЭ" решил выяснить, какие отступные прописаны в контрактах футболистов и готовы ли потенциальные покупатели их выкладывать.
Если говорить о России, то самая громкая история – это, безусловно, переход Данни из "Динамо" в "Зенит" в конце августа 2008 года. Тогда питерцы выложили за игрока 30 миллионов евро, прописанных в его контракте с бело-голубыми. Сумма до сих пор остается рекордной для внутрироссийского рынка – никто не платил больше и, учитывая экономическую обстановку в стране, в среднесрочной перспективе вряд ли заплатит.
Договор с Данни, в который и был внесен пункт о 30 миллионах, был подписан зимой 2008 года, и тогда казалось, что это совершенно точно позволит удержать талантливого игрока. Интересно, что "Зенит" не сразу решился отдать требуемые деньги и сначала предлагал за португальца 20 миллионов, но получил отказ – пришлось отдавать прописанные отступные, и тогда деваться "Динамо" было уже некуда.
Бело-голубые погорели на таком пункте в контракте футболистов еще раз, уже совсем недавно. И снова речь шла об одном из лидеров команды. В апреле 2013 года было торжественно объявлено о продлении контракта с главным, как считалось, талантом российского футбола Александром Кокориным. А уже в июле форвард оказался в "Анжи". Махачкалинцы просто выкупили игрока, заплатив прописанные в договоре отступные. Речь шла о 19 миллионах евро.
"Мы очень довольны, что в его контракте с "Динамо" был пункт об отступных, которым мы воспользовались", – сказал вскоре после этого в интервью "СЭ" тогдашний председатель совета директоров "Анжи" Константин Ремчуков.
Тут может возникнуть резонный вопрос: а почему так мало?
"Слишком долго объяснять. Мы хотели прописать больше, но сторона игрока отказалась", – объяснил Геннадий Соловьев, занимавший в то время пост президента "Динамо".
Действительно, лет 8 – 10 назад, во времена Данни, пункт об отступных вносился в контракт с футболистом с целью оградить его от посягательств конкурентов. Мол, мы не говорим, что игрок не продается, но намекаем на это, сразу выставляя совершенно невероятный ценник. Ведь никто не верил, что кто-то способен заплатить за Данни 30 миллионов. Но оказалось, что такое возможно. В последнее же время ситуация изменилась – теперь этот пункт все чаще просят прописать сами футболисты и их агенты, указав более или менее вменяемую сумму, дабы иметь возможность покинуть команду.
В наши дни, если клуб хочет удержать игрока, лучше отступные не указывать. Например, так совсем недавно, зимой, поступили "Боруссия" из Дортмунда и Марко Ройс, подписавшие новый контракт – в нем этого пункта не было. А вот в предыдущем договоре он был. По неофициальным данным, желающие приобрести футболиста могли это сделать за 35 миллионов евро, что очень напрягало боссов "Боруссии".
Их можно понять. Два года назад, в 2013-м, "Бавария" именно так увела у них Марио Гетце – просто взяв и заплатив прописанные в его контракте 37 миллионов евро. Причем в свое соглашение с полузащитником мюнхенцы также внесли пункт об отступных, которые составляют рекордные для бундеслиги 90 миллионов евро.
Ну а что же титаны современного футбола – Криштиану Роналду и Месси? В их контрактах – соответственно с "Реалом" и "Барселоной" – также прописаны отступные, за которые их можно выкупить. По словам агента португальца Жорже Мендеша (он же ведет и дела Данни), в случае с Криштиану они составляют 1 миллиард евро.
"Роналду – лучший игрок в самом популярном виде спорта, в котором конкуренция выше, чем в любом другом", – так объясняет эту сумму Мендеш.
Если измерять мастерство футболиста суммой отступных, то получается, что Месси в четыре раза хуже – в его контракте с "Барселоной", подписанном в феврале 2013-го, значится, что игрока можно выкупить за 250 миллионов евро. Как сообщалось, аргентинец во время переговоров очень не хотел, чтобы эти цифры были какими-то космическими, разумно желая оставить себе маленькую лазейку. Наверное, можно сказать, что своего он добился. Для сравнения, отступные, прописанные в контракте его партнера по команде Серхио Бускетса, подписанном в конце февраля, – 150 миллионов евро.