Лыжи

4 апреля 2019, 09:30

Турнир-невидимка. Иностранцам российские лыжи интереснее, чем нам?

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Покажут ли когда-нибудь национальный чемпионат по лыжным гонкам так, как он того заслуживает

В деревне Кононовская Архангельской области сейчас идет чемпионат России. По составу – один из сильнейших турниров в мировых лыжах в этом сезоне. Но, к сожалению, происходящего там почти никто не видит. Трансляций на телеканалах нет, трансляции кустарные поначалу выглядели примерно так.

И это ни в коем случае не упрек тем людям, которые взялись за дело распространения информации. Им спасибо сказать надо. Да и Федерации лыжных гонок России, наверное, непросто двигать всю бюрократическую машину, чтобы сделать из чемпионата странысобытие сродни биатлонному национальному первенству. Хотя в свое время нечасто выступающий публично Александр Большунов говорил в интервью "Р-Спорту", что нужно для популяризации лыж в стране:

– Не надо каких-то сверхусилий от профильных телеканалов, можно приехать, поставить на чемпионате России образно две камеры и показать трансляцию гонок.

Видимо, двух камер не нашлось.

Обидно, что широкая публика не видит таких финишей, как, например, в скиатлоне 31 марта, в котором Алексей Червоткин выиграл 0,1 секунды у Максима Вылегжанина и 0,2 секунды у Андрея Мельниченко и Ивана Якимушкина.

Путь до спорткомплекса "Малиновка" для болельщиков был весьма непрост. Если из Москвы – то на поезде до деревни Костылево, которая километрах в 20 к западу от трасс, а дальше на такси либо попутках. Ну и понятно, что в деревне с населением 64 человека (по данным последней Всероссийской переписи) не сказать чтобы много инфраструктурных и досуговых возможностей.

Есть ли альтернатива?

Понятно, что в начале апреля в организацию лыжных соревнований вмешиваются климатические факторы. В Рыбинске их провести могла не позволить погода – хотя температуры там сейчас почти не отличаются от деревни Кононовская. Тюмень, Ханты-Мансийск могут быть заняты биатлонистами, да и по деньгам проведение соревнований там стоит гораздо дороже. Нужно искать нестандартные решения.

Вот чемпионат соседней Норвегии проходит в два этапа – перед чемпионатом мира и по окончании международного сезона. Если есть проблема с календарем и климатом – почему бы хотя бы спринтерские дистанции не вынести куда-то на январь или февраль? В конце концов, даже FIS проводит полупоказательный городской этап в Дрездене, куда не ездят лидеры. Почему бы примерно в те же даты не устроить чемпионат России в спринте на Воробьевых горах или в Петербурге? Да, это дело непростых переговоров с местными властями. Но есть и другие большие лыжные города – Мурманск, Архангельск, Ижевск. Все это лучше с точки зрения развития, чем архангельская деревня – при всей любви к северной глубинке.

Конечно, это все больше похоже на планы из области фантастики, но российским лыжным гонкам сейчас очень нужно новаторство, чтобы подхватить волну интереса широкой аудитории. Биатлон в свое время придумал "Гонку чемпионов", в норвежском Тронхейме регулярно проходит ежегодное лыжное Skishow, Петтер Нортуг 12 – 13 апреля пригласил на свой фестиваль Большунова и Сергея Устюгова. Хотелось бы движения в ту же сторону и в России.

FIS в российском рынке заинтересована

В международных инстанциях интерес к российским лыжам определенно есть. После окончания сезона корреспонденту "СЭ" довелось говорить с директором по маркетингу Международной лыжной федерации Юргом Каполем, который выразил большую заинтересованность в российском рынке.

– Конечно, мы были бы очень счастливы, если бы Кубок мира по лыжным гонкам транслировался на общедоступном российском телеканале, – подчеркнул представитель FIS. – Мы достигли потолка аудитории, показывая его на платном телевидении. А вывод его на публичное ТВ моментально бы сделал российский рынок ключевым и улучшил бы статистику. За последние 5-6 лет мы сильно потеряли в доле в Германии и Польше, в Швеции и Финляндии наблюдается небольшой прирост, остальные страны остаются на стабильном уровне.

По статистике FIS, с сезона-2012/13 аудитория лыжных гонок в мире упала примерно на 35 процентов – при том, что общий хронометраж трансляций вырос почти в три раза. Правда, в основном за счет "Евроспорта" – на общедоступных каналах объем освещения остался примерно тем же.

Цифры за сезон-2018/19, по словам Каполя, будут известны только в мае. Но в распоряжении "СЭ" оказалась статистика за предыдущие годы. Так, в 2017-2018 годах Россия занимала четвертое место по так называемым event impressions (взаимодействиям аудитории с брендами-спонсорами), занимая пятое место по объему трансляций. Перед нашим рынком расположились Швеция, Германия – и только потом Норвегия, хотя объем трансляций там в 4,5 раза выше, чем в России.

Взаимодействие аудитории с брендами-спонсорами.
Взаимодействие аудитории с брендами-спонсорами.

Еще один интересный факт – если в России аудитория мужских гонок почти в 2,5 раза больше женских, то по миру соотношение составляет 52,7 процента на 47,3 процента при абсолютно равном рекламном выхлопе (тех самых impressions: 50,1 процента – 49,9 процента). При этом суммарная аудитория всех соревнований Кубка мира за сезон-2017/18 в нашей стране немного подросла – со 126,5 миллионов человек до 129,15 миллиона. Это, разумеется, не уникальные зрители, то есть не 80 процентов населения страны, а именно просмотры. В отличие от тех же скандинавских стран.

Аудитория Кубка мира.
Аудитория Кубка мира.

Словом, потенциал для роста есть. Осталось найти камеры.