Статьи

Допинг

24 марта 2016, 17:30

Пловцы двинулись по пути легкоатлетов

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Наталья Марьянчик
Обозреватель
Российская сторона выступила с опровержением информации о сокрытии положительных допинг-тестов в сборной России по плаванию.

Олег ШАМОНАЕВ

В четверг сразу три официальных источника в нашей стране выступили с заявлениями о том, что новые серьезные обвинения в нарушении антидопингового законодательства в России не имеют под собой почвы. Английская газета "Таймс" накануне опубликовала статью, в которой утверждается: Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) якобы скрыло информацию о двух положительных пробах пловцов из нашей страны на эритропоэтин. Фамилии спортсменов не указываются. Но сообщается, что к этому делу якобы причастен врач Сергей Португалов, получивший дисквалификацию в результате допингового скандала в легкой атлетике.

На Западе к публикации в "Таймс" отнеслись в высшей степени серьезно. Международная федерация водных видов спорта хоть и сообщила, что не имеет никаких претензий к России по части допинга, все же выразила готовность изучить материалы, попавшие в распоряжение английских журналистов. Быстро откликнулось и Всемирное антидопинговое агентство, назвавшее обвинения, изложенные в "Таймс", "тревожными" и пообещавшее провести расследование и принять по его итогам "обоснованное решение". Напомню, что примерно так же год назад начинался скандал вокруг российской легкой атлетики, который закончился дисквалификацией нашей сборной.

Сергей ПОРТУГАЛОВ. Фото Александр ВИЛЬФ
Сергей ПОРТУГАЛОВ. Фото Александр ВИЛЬФ

Реакция российских официальных лиц тоже сильно напоминает высказывания годичной давности. Министр спорта России Виталий Мутко на сей раз отметил, что в публикации "Таймс" речь может идти о "лжеобвинениях в адрес плавания". Председатель Высшего наблюдательного совета Всероссийской федерации плавания Сергей Нарышкин заявил, что относится к публикации в "Таймс" "с большим недоверием". А РУСАДА выступило с опровержением сведений, изложенных английским изданием.

Тем не менее, антидопинговый маховик, похоже, снова завертелся, мы опять оказались в положении оправдывающихся, и закончиться все это может очень плохо. В нынешней ситуации общественное мнение на Западе готово поверить любому обвинению в адрес российского спорта, а иностранные СМИ не только не опасаются распространять сведения, порочащие нашу репутацию, но и почитают это своим долгом. Правда, в случае с "Таймс" удар может получиться смазанным, поскольку вслед за Россией эта газета обратила свои разоблачительные взоры на китайское плавание. И теперь мы будем иметь редкую возможность увидеть, как от антидопинговой атаки станет отбиваться не только наша страна, но и другая спортивная сверхдержава.

Евгений КОРОТЫШКИН: "МНЕ ПРОПИСЫВАЛИ МИЛДРОНАТ"

Бывший капитан сборной России не видит в обвинениях "Таймс" никакой конкретики.

Евгений КОРОТЫШКИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Евгений КОРОТЫШКИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

– На ваш взгляд, последняя публикация в "Таймс" – это просто нападки иностранных журналистов или под ней есть основания?

– Конкретных доказательств в пользу того, о чем там говорится, не существует. Журналисты "Таймс" обращались и ко мне, спрашивали, что я знаю о докторе Сергее Португалове. Я им честно сказал, что даже не представляю, как этот человек выглядит. Я его не встречал в команде ни на сборах, ни на соревнованиях. А по поводу скрытых проб, я тоже не вижу в их сообщении никакой конкретики.

– Вам не кажется, что плавание может пойти по пути легкой атлетики и оказаться на грани отстранения от Олимпиады? Там тоже все начиналось с таких вот "безобидных" публикаций...

Мне бы очень не хотелось, чтобы так произошло. Я старался всей своей карьерой доказать, что в плавании можно выигрывать честно, без допинга. Всегда был за чистый спорт, и искренне считаю, что у нас более существенную роль, чем запрещенные препараты, играют тактильные ощущения, чувство воды. Этого никаким допингом не добьешься. Выигрывать в плавании можно и нужно за счет техники и собственного упорства, а не каких-то там таблеток. Я всегда старался передать это молодым спортсменам. Верить нужно в себя, а не в то, что тебе поможет что-то запрещенное.

– Вам приходилось принимать милдронат, на котором сейчас попалась чемпионка мира Юлия Ефимова? Ведь в ваше время это можно было делать легально.

– Я принимал милдронат, потому что мне прописал его врач. В 15 лет я попал в больницу с диагнозом "перетренированность". Чтобы избежать неблагоприятных последствий, мне прописали ряд препаратов – милдронат, рибоксин, панангин и предуктал. Но в принципе я считаю, что если нет показаний по состоянию здоровья, профессиональным спортсменам лекарства не нужны. Можно вполне ограничиться спортивным питанием.

Наталья МАРЬЯНЧИК

Станислава КОМАРОВА: "ЗНАЮ ПОРТУГАЛОВА, НО С НИМ НЕ РАБОТАЛА"

Призер Олимпийских игр-2004 не слышала о том, чтобы кто-то употреблял допинг в сборной России.

Станислава КОМАРОВА. Фото Александр ВИЛЬФ
Станислава КОМАРОВА. Фото Александр ВИЛЬФ

– Вы верите в то, что двое наших пловцов сдали положительные пробы на ЭПО?

– Я верю в наших спортсменов и, думаю, вряд ли бы они стали совершать подобные глупости, тем более в олимпийский год.

– Вам что-то говорит имя доктора Сергея Португалова, который уже был пожизненно дисквалифицирован в легкой атлетике за распространение допинга?

– Я знаю этого человека, знаю, кто он, но я с ним не работала. И у меня нет таких знакомых, кто бы с ним сотрудничал. Среди тех людей, кто тренировался со мной в сборной, я о таких не слышала.

– Насколько, на ваш взгляд, для российского плавания актуальна проблема допинга?

– Конечно, в плавании допинг имеет место, как и в любом виде спорта, где важна выносливость. Но за те восемь лет, что я была в сборной России, я ни разу не слышала, чтобы кто-то употреблял допинг. Сейчас прогресс ушел далеко вперед, но все равно я уверена, что результата можно достичь, выкладываясь на тренировках и не прибегая к другим методам.

– Вы дружите с чемпионкой мира Юлией Ефимовой, которая недавно сдала положительные пробы на милдронат и оказалась перед угрозой пожизненной дисквалификации.

– В Юле я уверена на все сто процентов. Это человек, который добился всего только трудом. И то, что с ней сейчас происходит, просто ужасно. Я совершенно не поддерживаю тот факт, что милдронат стал считаться допингом. У нас в плавании сумасшедшие физические нагрузки, причем с детства, и милдронат помогает сердцу с этими нагрузками справляться. В мое время, когда он не считался допингом, его очень многие применяли. И могу сказать, что суперрезультатов он не давал. Он просто помогает в восстановлении, и все!

– Почему бы тогда не использовать более современные и разрешенные восстановители, вроде L-карнитина, например?

– L-карнитин все-таки другой препарат. Он обладает жиросжигающим свойством, а в период больших нагрузок вес и так теряется, так что этот эффект не нужен.

– Вы общались с Ефимовой в последнее время? Судя по видеообращению, настроение у нее сейчас очень тяжелое...

– Я написала ей сообщение, и ответ был довольно позитивным. Конечно, она держится изо всех сил. Думаю, сейчас за Юлю переживает вся страна. Еще ни от одного человека не слышала, чтобы он ей не верил. Поэтому все должно разрешиться хорошо, и я верю, что справедливость восторжествует.

Наталья МАРЬЯНЧИК