Статьи

22 сентября 2016, 10:00

Геннадий Шипулин: "Нам должно быть стыдно перед болельщиками"

Владимир Иванов
Обозреватель
Один из самых авторитетных и титулованных отечественных специалистов поделился своим мнением по поводу развития волейбола в России.

Сегодня в Москве пройдет заседание президиума Всероссийской федерации волейбола (ВФВ), на котором будут подведены итоги выступления наших сборных на Олимпийских играх-2016 и определены векторы дальнейшего развития. Накануне Геннадий Шипулин, остро переживающий за все происходящее с его любимым видом спорта, сам вышел на связь с "СЭ", отметив, что скажет ровно тоже на заседании, а болельщики должны иметь четкое представление обо всем, что происходит в нашем волейболе.

Геннадий ШИПУЛИН
Родился 29 апреля 1954 года в Белгороде.

Заслуженный тренер России. Президент и главный тренер "Белогорья". Вице-президент ВФВ.

Восемь раз приводил свой клуб к победе в чемпионате и Кубке России, трижды к триумфу в Лиге чемпионов, дважды – к Суперкубку России и по разу к Кубку Европейской конфедерации волейбола и золоту клубного чемпионата мира.

С 1998 по 2004 годы возглавлял сборную России. При нем команда выиграла серебро Олимпийских игр в Сиднее и бронзу в Афинах, серебро чемпионата мира (2002) и Европы (1999) и победила в Кубке мира-1999 и Мировой лиге-2002.

– В декабре состоится отчетно-выборная конференция ВФВ, и сегодняшний президиум является предпоследним перед выборами нового состава руководящих органов. Поэтому мне хотелось бы затронуть ряд вопросов, которые имеют принципиальное значение для развития отечественного волейбола, – объяснил Шипулин, представивший тезисы своего выступления.

РЕГИОНЫ

Важно, чтобы в новый состав президиума вошли новые активные члены с креативным, современным мышлением, желательно из регионов, в которых к волейболу на всех уровнях относятся с пониманием. Это должны быть люди, готовые нести ответственность за сделанное (или не сделанное), а не просто молчаливо присутствовать на заседаниях.

Особое место в работе будущего состава президиума следует уделить взаимодействию с регионами, а президенту ВФВ – с их руководителями. Существование той или иной команды зависит от отношения к нашему виду спорта первого лица края, области или республики. Не случайно же с волейбольной карты страны исчезли еще совсем недавно заметные не только в России клубы из Москвы, Санкт-Петербурга, Одинцова, Ярославля, на ладан дышат некогда успешные центры в Екатеринбурге, Краснодаре и Нижнем Новгороде, с трудом выживают в Суперлиге и Высшей лиге "А" команды из Оренбурга, Перми, Воронежа. В Высшей лиге "Б" за последние три года количество команд сократилось с 25 до 14.

Не лучше, если не хуже, обстоит дело и с женскими командами. Все потому, что весь рабочий процесс на местах пущен на самотек, на самовыживание. Нет общей системы работы. Нет единого современного правила-лекала взаимодействия клубов с властными структурами на местах, поиска партнеров. Отсюда и проблемы в учебно-тренировочном процессе многих команд.

Главный тренер мужской сборной России в Рио Владимир АЛЕКНО. Фото REUTERS
Главный тренер мужской сборной России в Рио Владимир АЛЕКНО. Фото REUTERS

ГЛАВНЫЙ ОБЯЗАН ВСТРЕЧАТЬСЯ С КЛУБНЫМИ ТРЕНЕРАМИ

Наш вид спорта постоянно развивается, появляются новые тенденции, меняются правила. И важно, чтобы тренеры не оказывались на задворках происходящих перемен. Для этого необходимо приглашать на семинары ведущих – молодых, специально подчеркиваю это, специалистов, которые в последнее время продемонстрировали новые подходы к учебно-тренировочному процессу и добились заметных результатов.

Возьмите хотя бы вчерашних игроков, а сегодня вполне преуспевающих тренеров. Как, например, Андреа Джани, который смог за несколько месяцев из никакой сборной Словении подготовить вторую команду на континенте, почти повторив успех четвертьвековой давности своего учителя Хулио Веласко. Тот в свою очередь за четыре месяца стал со сборной Италии чемпионом Европы. А как по современному смотрится сегодня Сербия под началом Николы Грбича, победившая на последней Мировой лиге!

Поскольку речь идет, прежде всего, о подготовке нового поколения отечественных тренеров, то здесь крайне важна роль главного тренера сборной России. Он должен быть дирижером в этом оркестре. И при этом, несмотря на свою загруженность и совмещение работы в клубе и сборной, быть общественным и доступным для всех.

Главный просто обязан встречаться пару раз в год (раньше это практиковалось) с тренерами клубов и преподавать им современные методики, рассказывать о тенденциях развития мирового волейбола, ориентировать руководство клубов, особенно тех, в которых есть кандидаты в сборную, на конкретную работу с отдельными игроками, давать соответствующие рекомендации. Ничего подобного в нашем волейболе сегодня, увы, нет.

Геннадий ШИПУЛИН. Фото Александр ВОЛГИН
Геннадий ШИПУЛИН. Фото Александр ВОЛГИН

БАЗА ДАННЫХ ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИГРОКОВ, АГЕНТЫ И ПОВТОРЫ

Мы в последние годы на каждом углу говорим, что чемпионат России – самый лучший и сильный в мире. Наверное, это действительно так. Но ведь не только благодаря действительно выдающимся мастерам, таким, как Андерсон и Леон. В нашем волейболе есть свои отличные исполнители. А со стороны главного тренера сборной мы слышим, что работа на местах с игроками остановилась. Я с этим не согласен и многие клубные тренеры, думаю, тоже. Позвольте спросить: а кто же готовит игроков, которые затем побеждают или становятся призерами молодежных и юношеских соревнований всех уровней?

По-хорошему, у ВФВ и у ответственных в будущем за эти направления, должна существовать база данных перспективных игроков – на первую, вторую, третью сборные. Всю эту большую работу главный тренер может вести с клубами в режиме онлайн. Современные технологии – тот же скайп – позволяют делать это. Было бы желание.

Кстати, при высоком уровне чемпионата, недостаточно усилий предпринимается для популяризации вида спорта. После феерической победы в Лондоне волейбола не стало больше на телевидении и в прессе. А ведь такие звездные игроки как Тетюхин, Михайлов, Мусэрский, Волков, Хтей и другие должны являться образцом для воспитания подрастающего поколения.

Агенты должны быть строго подконтрольны федерации и работать, прежде всего, в интересах национальных сборных. Пока же получается наоборот. Из-за агентских выкрутасов мы оказались в Рио фактически с одним связующим. Потому что подававший надежды Ковалев за сезон в Уфе растерял многие из своих важных качеств.

Такие перспективные игроки должны выступать в командах, участвующих в международных кубках, главным образом в Лиге чемпионов, а не бороться за выживание. Пока же все происходит наоборот. Из-за прямой финансовой заинтересованности агентов пропадают спортсмены. Помимо Ковалева могу навскидку вспомнить с десяток перспективных игроков, хорошо проявивших себя в молодежных сборных и других клубах, но вообще бесследно потерявшихся в большом волейболе – Лесик, Кулешов, Егорчев, Пантелеймоненко, Сычев, Бирюков, Красиков.

Проблема в непрофессиональной работе агентов, которые не дают спортсменам никаких гарантий на защиту социальных и финансовых прав, а лишь забивают им голову. Необходимо сократить и строго лицензировать их деятельность в интересах национальной сборной и клубов. Также считаю, что пора прийти к единому знаменателю по работе системы видеоповторов на матчах. Чтобы не было ситуаций подобно той, когда в Казани судья просматривал игровой момент один в закрытой кабине.

Дмитрий МУСЭРСКИЙ в Рио не поехал. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Дмитрий МУСЭРСКИЙ в Рио не поехал. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

КАПИТАН ПРОСИЛ ПОГОВОРИТЬ С РУКОВОДСТВОМ, КОГДА МУСЭРСКИЙ УЕЗЖАЛ СО СБОРА

Теперь хотелось бы затронуть вопрос провального, не побоюсь этого слова, выступления наших команд на Олимпийских играх. Никаких вразумительных объяснений случившегося в Бразилии от главного тренера мы так и не услышали. За выступление сборных в полной мере несут ответственность и кураторы национальных команд. Нам всем должно быть стыдно перед болельщиками.

По части Олимпиады у меня есть серьезные вопросы по комплектованию. Я говорю о мужчинах. Почему главный тренер единолично или, того смешнее, с менеджером сборной исключительно сами принимали решение по включению в состав тех или иных игроков? Они не хотели даже прислушаться к мнению других специалистов, включая руководство федерации. У нас, что только Алекно и Станиславов понимают в волейболе?

В свое время являлось едва ли не обязательным правилом направлять на главные волейбольные события года – чемпионаты мира, Европы, Кубки мира, Олимпийские игры клубных тренеров. Сегодня эта практика почему-то исчезла. А чтобы набраться новых идей, усмотреть современные тенденции, тренеры должны вживую видеть матчи сильнейших сборных.

Американцы, например, направляют на Игры целый тренерский совет из бывших руководителей сборных, которые занимают места на разных трибунах, а потом обсуждают увиденное с главным тренером сборной и составляют план накануне предстоящей игры. Сам видел на Играх в Пекине Марва Данфи, Дага Била, Билла Невилла и других американских специалистов с блокнотами. Согласитесь, одно дело цифровые данные и видеопросмотр, подготовленный статистиками, и совсем другое – живое видение игры специалистами высшей категории.

А мы? Создалось впечатление, будто Алекно и Станиславов до сих пор пребывают в лучах лондонского триумфа. Не пора ли, уважаемые господа, опуститься с небес на бренную землю и не придумывать отговорки про травмы и болезни ряда игроков, которых в обязательном порядке нужно было лечить, принимая во внимание их роль для главной команды?

Уверен, клубные тренеры наверняка пошли бы навстречу, даже если подобный шаг мог повлиять на результат команды в чемпионате.

Травма – удобная отговорка. Но нужно было вести каждого из кандидатов весь год. И лечить их надо было раньше. В лучших клиниках мира. Как мы это делали с Хтеем и Мусэрским перед Лондоном-2012. Вместо этого включаем в состав Маркина, уличенного в применении мельдония. Можно было предположить потенциальную опасность ситуации.

Комплектование сборной делалось крайне непрофессионально и неправильно. Снобизм, неуважение к некоторым игрокам, сильнейшим на сегодня, не позволили Алекно и Станиславову взять в команду Бутько, Хтея, Мусэрского и других. Они же звонили мне, когда уезжали со сборов, им было больно и обидно за нашу сборную!

Хтея вынудили перед командой на линейке сказать, что он не готов к выступлению на Олимпийских играх. Когда уезжал Мусэрский, мне в 12 ночи звонил капитан команды, просил переговорить с руководством федерации и Алекно. Но я даже не успел ни с кем связаться – утром Мусэрский покинул расположение сборной. А ведь когда я заезжал на базу в Анапу, Алекно обещал мне, что все сильнейшие ребята поедут на Олимпиаду.

Геннадий ШИПУЛИН (в центре) и Сергей ТЕТЮХИН. Фото Юрий БОГРАД
Геннадий ШИПУЛИН (в центре) и Сергей ТЕТЮХИН. Фото Юрий БОГРАД

Я ГОТОВ ПОМОЧЬ ВСЕГДА

Работа в олимпийском цикле была выстроена неправильно. В то время как сборные других стран (Сербии, Италии, США) после Лондона принялись строить новые команды из расчета подготовить молодых ребят к Играм-2016, у нас была собрана фактически вторая сборная. В итоге же в Бразилию отправился не наигранный годами, а собранный на скорую руку коллектив.

Кого Алекно признал реально сыгравшим хорошо в Рио? Вольвича! Единственного, кто остался из молодой команды образца 2013 года. Игроку дали возможность пройти полный олимпийский цикл в составе. Вот вам и ответ на многие вопросы. При правильной комплектации и работе наша команда должна была подтверждать звание самой сильной на планете.

В новом олимпийском цикле необходимо срочно привлекать к процессу самых лучших отечественных специалистов современного поколения, плюс вчерашних и даже сегодняшних игроков. Таких, как Тетюхин, Косарев, Богомолов, Яковлев, Ушаков, Хамутцких. Именно отечественных! Не стоит в очередной раз гнаться за иностранцами, пусть даже заслуженными. Мы это уже проходили. Если нужен мой многолетний опыта в мужском волейболе – я всегда готов помочь. В любом качестве. Времени думать у нас нет. Нужно принимать правильные решения уже сегодня.