Статьи

25 декабря 2012, 00:08

Ольга Кузенкова: "Каким образом доказать, что я не была верблюдом в 2005-м?"

Олимпийская чемпионка Афин-2004, серебряный призер Игр в Сиднее, чемпионка мира, трехкратный серебряный призер мировых первенств в метании молота закончила свою блистательную карьеру семь лет назад. И вот теперь объявлено, что допинг-проба, взятая у Кузенковой на золотом для нее ЧМ-2005 в Хельсинки, дала положительный результат.

Ольга - почетный житель Смоленска и депутат областной думы. В общем, человек занятой. Поговорить с ней удалось в перерыве между заседаниями думского комитета по соцзащите.

- Как вы отреагировали на сообщение о положительной допинг-пробе более чем семилетней давности?

- На чемпионате мира в Хельсинки я сдавала все пробы, включая кровяную. А кровь, как известно, показывает все и сразу.

- Пик вашей карьеры пришелся на 2004 - 2005 годы. Ваша подготовка в этот период чем-то отличалась от предыдущих лет?

- Нет, готовилась как всегда. Я ведь ниже второго места никогда не опускалась. Тогда понимала, что, если ко мне возникнут какие-то вопросы, я смогу на них ответить. А сейчас... Прошло столько лет, сейчас в моей жизни совсем другие цели и приоритеты.

- Но когда человека обвиняют, он стремится оправдаться…

- Почему я должна оправдываться, признавать или не признавать вину? Ну каким образом сейчас можно доказать, что я не была верблюдом семь с лишним лет назад? Ведь тогда ко мне никаких претензий не было.

- Проверка вашей пробы была инициирована Международной легкоатлетической федерацией еще в октябре. Вам об этом сообщили?

- Нет.

- Есть данные, что вас об этом уведомили 29 октября.

- Я узнала об этом только в начале декабря.

- После того как Всероссийская федерация легкой атлетики по регламенту передала дело на рассмотрение в дисциплинарный комитет РУСАДА, с вами оттуда связывались?

- Меня лишь поставили в известность о сложившейся ситуации. Но я не собираюсь оправдываться.

- Почему же?

- Потому что на протяжении не одного десятка лет я проходила все тесты - соревновательные, внесоревновательные, и всегда пробы были отрицательными. Если ко мне имелись какие-то вопросы в августе 2005-го, их надо было озвучить именно тогда, а не спустя столько времени. Что я сейчас могу вспомнить?..

- А если бы вы до сих пор оставались действующей спортсменкой, как поступили бы?

- Тут надо четко знать, право подписывать какие документы от моего имени я делегировала нашей федерации. Будь я действующим спортсменом, воспринимала бы эту ситуацию серьезно и действовала бы грамотно.

- В настоящее время из ВФЛА к вам обращались?

- А для чего? Я ни в коем случае не оправдываюсь, потому что не считаю себя виновной. На протяжении всей спортивной карьеры не отказывалась сдавать ни один тест. Какие ко мне могут быть вопросы?

- Вам говорили, как следует поступить с золотой медалью, которую вам вручили на чемпионате мира в 2005 году?

- Мне повесили ее на грудь, проведя все необходимые предшествующие процедуры. Это моя медаль. Вот представьте, после Олимпиады в Лондоне ребят наградили, они счастливы, а им вдруг объясняют: "Извините, но через десять лет мы, может быть, что-нибудь еще вам расскажем". Абсурд! Либо говорите, когда идет процедура, либо не говорите вообще.

- Президент МОК Жак Рогге предлагает еще более ужесточить допинг-контроль и хранить пробы не 8 лет, как сейчас, а 10. Как это выглядит с точки зрения здравого смысла?

- Вот пусть Рогге это и объяснит.

- Мне ситуация видится так: сейчас спортсмены перед Всемирным антидопинговым агентством абсолютно бесправны. В юридическом плане это положение можно изменить?

- То, о чем вы сказали, бросается в глаза. Действительно, бесправны. Все результаты абсолютно всех соревнований ставятся под сомнение. Не понимаю, как это может быть: медаль повесили, а потом ждать десять лет, чтобы узнать, правильно ли это было сделано. Также непонятно, по какому принципу эти пробы отбираются и вскрываются.

- По данным "СЭ", было вскрыто 140 проб. Пять дали положительный результат.

- А что с остальными? И почему так усиленно проверяют пробы атлетов из республик бывшего СССР? Это настораживает. Как человек, столько лет выступавший за сборную, я не вижу здесь ни логики, ни здравого смысла.

- Вы можете что-то посоветовать спортсменам, чтобы они не оказались в подобной ситуации?

- Я не знаю условий сотрудничества спортсменов с федерацией. Но думаю, что им надо серьезно относиться к подписанию соответствующих документов. А те, кто эти документы составляет, должны все четко спортсменам объяснять. У ребят ведь все равно нет другого выхода, кроме как выступать, отстаивать честь страны. А руководство, в свою очередь, должно отстаивать честь своих атлетов.

- Знаете, у меня порой возникают сомнения: а есть ли в такой ситуации вообще смысл выступать на Олимпийских играх?

- Вот-вот. Если уж доводить до абсурда, то, может, лучше не награждать призеров сразу после соревнований. Подождать лет 10-15 - и только потом вешать им медали.