Статьи

17 февраля 2015, 21:12

Балахничев - в отставке, Чегину грозит дисквалификация

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент

Во вторник Валентин Балахничев покинул пост президента Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), который он занимал с 1991 года.

Дмитрий АФОНИН
из Москвы

Прежде чем сделать реальностью заявление об отставке, о котором было известно уже давно, Валентин Балахничев провел заседание президиума ВФЛА, которых в его жизни было бессчетное количество. Причем на этот раз в конференц-зале Легкоатлетическо-футбольного комплекса ЦСКА на Ленинградском проспекте собрались не только члены президиума, в том числе олимпийские чемпионы Татьяна Лебедева, Юрий Борзаковский и Анна Чичерова и представители легкоатлетического сообщества, но и журналисты, для которых заседание сделали открытым. А вот еще один член президиума и один из фигурантов недавних допинг-скандалов Ольга Каниськина в ЛФК ЦСКА не появилась.

Было объявлено о назначении бывшего главного тренера российской национальной команды Валентина Маслакова на должность старшего тренера сборной по спринту. Новый наставник нашей команды Юрий Борзаковский проинформировал, что формула отбора на чемпионат мира-2015 не изменится, а обладатели золотых медалей чемпионата-2013 для выступления в Пекине могут воспользоваться wild-card. Далее говорили только о допинге и отставке.

– Самым проблемным фактором в борьбе с допингом является отсутствие работы в регионах, – подчеркнул Балахничев. – До недавнего времени там не несли никакой ответственности за подобные проступки. В регионах каждый раз становилось сюрпризом то, что их атлет уличен в нарушении антидопинговых правил. А мы бы хотели, чтобы работа в наших местных представительствах была выстроена в соответствии с Антидопинговым кодексом.

Присутствующие говорили о том, кто и как должен вести антидопинговую работу, о роли РУСАДА, рассуждали, как допинг попадает к спортсменам, а также о том, что необходимо ужесточать наказания для тех, кто употребляет или распространяет запрещенные субстанции.

Зашла речь и о фильме, показанном немецким телеканалом ARD. По словам Балахничева, глава Международной федерации (ИААФ) Ламин Диак недавно особо подчеркнул: заявления о том, что 99 процентов российских легкоатлетов употребляют допинг, – это нонсенс. Адвокат ВФЛА Артем Пацев сообщил, что судебные иски к авторам фильма уже готовы. Между делом выяснилось, что российской бегунье Екатерине Поистоговой было отказано в заявке на коммерческий турнир в Европе только из-за того, что ее имя упоминалось в фильме ARD.

– Мы считаем, что сведения, которые были распространены в фильме, не соответствуют действительности, – заявил Пацев. – По нашему законодательству те, кто распространял такие сведения – Виталий Степанов, Юлия Русанова, Олег Попов и ряд других лиц, – должны будут в суде доказать свою правоту. Федерация еще в декабре направила запросы в ARD c просьбой предоставить неотредактированные записи разговоров, которые были использованы в фильме. Однако автор фильма прислал нам короткое письмо: мол, не в его правилах делиться полными записями и все это мы сможем получить в WADA и ИААФ.

Некоторые из выступавших просили Балахничева остаться. Но переубедить главу федерации не смогли.

– В нашем уставе написано, что всю ответственность за деятельность федерации несет ее президент, – заметил Балахничев. – Я принял решение об отставке, потому что глубоко уважаю федерацию и осознаю, что не смог сделать все для преодоления допинга в России.

В соответствии с уставом ВФЛА Балахничев делегировал право исполнять свои обязанности первому вице-президенту Вадиму Зеличенку. Далее последовали слова благодарности Балахничеву за многолетнюю плодотворную работу. И после заседания он вышел к журналистам, улыбаясь.

– Я не считаю, что бегу с корабля, – заметил уже бывший президент ВФЛА. – Корабль движется своим, надеюсь, правильным курсом. Да, я несу ответственность за то, что произошло с допингом в российской легкой атлетике, и в этой ситуации принял решение, адекватное моим недостаткам. Но я оставляю федерацию в добром здравии. У нас нормальное финансовое положение, внутри нет катаклизмов, есть тесная связь с Министерством спорта, ОКР, другими спортивными организациями и регионами, чем я особенно горжусь. Считаю, что мой поступок оправдан. Это рациональный шаг.

Когда зашла речь о преемнике, Балахничев напомнил, что отчетно-выборная конференция в любом случае должна состояться в течение полугода после Игр-2016. Он попросил коллег сохранить медальный план в 4-6 золотых наград для Рио и выразил мнение, что менять состав президиума, выбирать нового президента и заниматься политическими баталиями за полтора года до олимпийских стартов неправильно.

– Я тоже не думаю, что этот сыр-бор нужно затевать, ведь выборная конференция предусматривает не только смену президента, но и выборы нового президиума, вице-президентов, рабочих органов, – сказал и.о. президента федерации Вадим Зеличенок. – Имеет ли смысл делать это на полтора года?

Зеличенок ответил на вопрос о том, будет ли ВФЛА что-либо предпринимать в связи с тем, что Международная федерация открыла расследование в отношении знаменитого тренера по спортивной ходьбе Виктора Чегина. Которому в связи с допинговыми эпопеями его воспитанников теперь грозит дисквалификация на срок от четырех лет до пожизненной.

– До сих пор я не форсировал никаких шагов, – сказал Зеличенок. – Должен внимательно проанализировать эту ситуацию, поговорить с людьми. В принципе, у меня есть своя оценка ситуации, но пока я не считаю себя вправе ее обнародовать.

Итак, в ВФЛА – смена караула. Событие знаковое, ведь Балахничев пробыл на посту руководителя федерации почти четверть века. Его косвенная вина в нынешних допинговых скандалах, безусловно, есть. Но в то же время нельзя не сказать о том, что это Балахничев со своими единомышленниками сумел сохранить в России легкую атлетику в тяжелые времена. В начале 2000-х он был заместителем главы Госкомспорта, а в 2005-м являлся реальным кандидатом на роль главы ОКР.

После свой отставки Балахничев намерен и дальше работать в спортивной сфере. Он также планирует вести судебные тяжбы, связанные с фильмом канала ARD.

– У меня есть различные варианты продолжения трудовой деятельности, – заметил Балахничев. – Считаю, например, что у нас очень малы объемы аналитической работы, связанной с оценкой развития спорта в России. Но, конечно, мне нужно встретиться с министром Виталием Мутко, все обсудить. Я не напрашиваюсь ни на какую работу, но думаю, что еще смогу принести пользу российскому спорту.