Допинг

18 ноября 2017, 09:30

Андерс Бессеберг: "Хочу, чтобы в Олимпиаде участвовали все сильнейшие - включая Россию"

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Эксклюзив "СЭ". Член Совета учредителей Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и президент Международного союза биатлонистов (IBU) – об олимпийских перспективах России и скандальных обвинениях в адрес наших спортсменов.

В последние годы глава IBU часто делал жесткие заявление по поводу допинга в сборной России, ведь скандалы с нашими биатлонистами случались регулярно. В прошлом сезоне Бессебергу даже пришлось разбираться с бунтом ведущих иностранных спортсменов, требовавших более жестких наказаний для допингеров, в том числе российских. Однако в вопросе о допуске нашей сборной до Игр в Пхенчхане норвежский функционер занял жесткую позицию – на Олимпиаде должны выступать все сильнейшие.

РУСАДА УЖЕ ПОЧТИ ПОЛНОЦЕННО РАБОТАЕТ

– Мистер Бессеберг, вы считаете верным решение ВАДА не восстанавливать статус соответствия Российского антидопингового агентства (РУСАДА)?

– Я не стану комментировать это решение. Как вы знаете, оно было принято единогласно.

– Выступления представителей России на Совете – министра спорта Павла Колобкова и главы ОКР Александра Жукова – не убедили вас, что РУСАДА заслуживает восстановления?

– Их выступления были очень хороши. Они рассказали о реальных фактах, ранее мы получили их в письменном виде. Мне кажется, мои коллеги по Совету были рады узнать актуальную информацию по тому, что происходит в России. Для нас это очень важно. РУСАДА уже почти полноценно работает. Остается решить буквально несколько вопросов, чтобы получить статус соответствия. Например, вопрос с "закрытыми" городами – хотя там живет и не так много спортсменов, но это один из пунктов "дорожной карты".

– Вопрос с "закрытыми" городами чисто технический и наверняка в ближайшее время будет полностью решен. Но как быть с признанием доклада Макларена? Что делать, если Россия никогда на это не пойдет?

– На Совете мы говорили о том, что выход должен быть. Ситуация с РУСАДА длится уже два года, и очень важно, чтобы мы нашли из нее правильный выход. С обеих сторон работают дипломаты, и я надеюсь, они придут к решению.

Ольга ЗАЙЦЕВА. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Ольга ЗАЙЦЕВА. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ЕСЛИ РЕЧЬ О ДОПИНГЕ – НИЧЕМУ НЕЛЬЗЯ УДИВЛЯТЬСЯ

– Давайте поговорим о биатлоне. Комиссия Международного олимпийского комитета (МОК) уже заслушала дела двух российских биатлонисток – Ольги Вилухиной и Яны Романовой. Вскоре дойдет очередь до Ольги Зайцевой. Что вы думаете обо всех этих обвинениях?

– Я не вправе давать какие-либо комментарии. У меня просто нет той информации, которой владеют члены комиссии. Поэтому я буду ждать их решений и объяснений.

– Если сразу несколько российских биатлонистов будут дисквалифицированы, это может привести к отстранению всей национальной федерации?

– Сейчас я не хотел бы спекулировать на эту тему. Хотя бы потому, что мы не знаем, сколько дисквалификаций в итоге будет, и будут ли они вообще. К тому же, есть ощущение, что процесс затянется очень надолго. В случае обвинительного вердикта спортсмены наверняка пойдут в Спортивный арбитражный суд, а потом – в суд по правам человека.

– Российские руководители уже заявили, что выступают против участия наших спортсменов в Олимпиаде в Пхенчхане под нейтральным флагом в случае, если МОК предложит нам такой вариант.

– Пока я даже думать об этом не хочу! Это решение будет принимать МОК, и я как президент международной федерации буду его ожидать.

– Но вы бы хотели видеть россиян в олимпийском турнире по биатлону?

– Конечно. Как вы знаете, российские биатлонисты твердо входят в число мировых лидеров. А я всегда хочу, чтобы на старт выходили все сильнейшие – идет ли речь о Кубке или чемпионате мира или об Олимпийских играх. Знаю, что спортсмены тоже хотят соревноваться с самыми лучшими соперниками. Если кто-то вдруг не приедет, у победителя все равно останется некий неприятный осадок.

– Что вы можете ответить на недавнюю публикацию американского канала ESPN, где утверждалось, что один из лидеров сборной России по биатлону Антон Шипулин якобы не входит в пул допинг-тестирования?

– Я могу вам гарантировать, что абсолютно все российские спортсмены, выступающие на международных соревнованиях, входят в пул тестирования нашей федерации и регулярно сдают допинг-пробы.

– Насколько я знаю, российская сторона накануне олимпийского сезона даже предлагала доплатить IBU за дополнительное количество взятых проб у наших биатлонистов?

– Такое предложение было, но мы его отклонили. Мы хотим оставаться абсолютно прозрачной организацией и сами несем все издержки за допинг-тестирование в разных странах. Неважно, выступает от страны один спортсмен или пятьдесят.

– Чисто по-человечески вас не шокировало обвинение МОК против такой спортсменки с безупречной репутацией, как Ольга Зайцева?

– Я уже так долго живу, что привык: если речь идет о допинге – ничему нельзя удивляться. Я не говорю, что Ольга обязательно употребляла допинг, мы этого не знаем. Но, насколько я знаю, она действительно входит в список спортсменов, чьи дела заслушает Дисциплинарная комиссия МОК. Посмотрим, к каким выводам она придет.

Сеул – Москва

6