21 сентября 2016, 16:30

Жизнь после Рио. Отставки, интриги, расследования

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Итоги Игр-2016 привели к серьезным последствиям для некоторых олимпийских видов спорта в России.

Игры в Рио-де-Жанейро завершились уже почти месяц назад, и в федерациях по летним олимпийским видам спорта в разгаре процесс обновления. Согласно уставу, выборы президента в ближайшие полгода после Олимпиады являются обязательными везде, и некоторые из 33 предстоящих отчетно-выборных конференций могут стать революционными.

ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА: НЕТ ДЕНЕГ И НЕТ ПРЕЗИДЕНТА

Выражение, что ниже упасть уже некуда, – точно про российских тяжелоатлетов. Пропуск Олимпийских игр, ужасающее число допинговых дисквалификаций, и теперь вот выборный скандал – на долю этого вида спорта свалились все напасти, какие только можно было придумать. Неудивительно, что президент федерации Сергей Сырцов под гнетом обстоятельств объявил о своей досрочной отставке.

Этот шаг можно было бы признать логичным, если бы не одно "но". Уходя, Сырцов оставил после себя пустые банковские счета. По словам исполняющего обязанности президента Максима Агапитова, ему досталась федерация с нулевым балансом, которая не имеет средств даже на то, чтобы организовать отчетно-выборную конференцию. Что само по себе удивительно, если учесть, что траты на командирование делегатов в Москву вполне могли бы взять на себя региональные федерации, помещение для проведения конференции бесплатно предоставляет Олимпийский комитет России, и фактически сама федерация при желании может потратиться разве что на канцтовары. Но по факту получается замкнутый круг: нет президента – нет денег – и нет возможности избрать нового президента.

Сергей СЫРЦОВ (в центре) и дисквалифицированный на четыре года за допинг Алексей ЛОВЧЕВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Сергей СЫРЦОВ (в центре) и дисквалифицированный на четыре года за допинг Алексей ЛОВЧЕВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Правда, в этой ситуации есть "двойное дно". Деньги на проведение выборов легко найти, их теоретически готов предоставить Сергей Еремин – бизнесмен, президент фонда "Гераклион" и глава попечительского совета федерации. Но тот же Еремин является кандидатом на пост президента и одним из конкурентов Агапитова. Помимо этой парочки желание возглавить бедовую федерацию выразил и многолетний член техкома международной федерации Вячеслав Клоков.

Однако выборы, намеченные на 29 сентября, были отложены Агапитовым на неопределенный срок со ссылкой на юридические нюансы. Еремин назвал ситуацию с отменой конференции "беспределом". Впрочем, и к самому главе фонда "Гераклион" могут быть вопросы. Дело в том, что недавно к команде его клуба присоединился дисквалифицированный на четыре года экс-рекордсмен мира Алексей Ловчев.

– Нужно не просто сочувствовать спортсменам, волею судеб оказавшимся в неприятном положении, им необходимо практически помогать, – гласил пресс-релиз "Гераклиона" по случаю приглашения Ловчева. – Мы сделаем все, чтобы, не нарушая никаких правил международных организаций, Алексей Ловчев имел возможность тренироваться, поддерживать форму и сохранить тот потенциал, который позволит нам в скором будущем рукоплескать мировым рекордам.

Большой вопрос, смогут ли формулировки вроде той, что дисквалифицированные спортсмены "волею судеб" оказались "в неприятном положении", в ближайшее время вернуть наших тяжелоатлетов на международную арену.

Елена ИСИНБАЕВА. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Елена ИСИНБАЕВА. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА: НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ ИСИНБАЕВОЙ

Еще одна федерация, которая пропустила Игры в Рио из-за допинговых проблем, похоже, скоро снова обретет стабильность. Самарский министр спорта Дмитрий Шляхтин, скорее всего, не станет баллотироваться на новый срок. Зато не скрывает своих планов возглавить ВФЛА двукратная олимпийская чемпионка и рекордсменка мира в прыжках с шестом Елена Исинбаева. Судя по напору Исинбаевой, победа на выборах президента, дата которых будет названа 23 сентября, станет для нее хотя бы частичной компенсацией за пропуск Игр в Рио и преждевременное завершение карьеры.

Тут стоит подчеркнуть, что если наша чемпионка в принципе примет решение баллотироваться, реальных конкурентов для нее не видно. В нашей легкой атлетике сейчас нет никого ярче и авторитетнее Исинбаевой. Соревноваться с ней для любого нынешнего чиновника или бывшего спортсмена – все равно что выйти в сектор и пытаться взять 5 метров без подготовки.

Пожалуй, альтернативой Исинбаевой мог бы стать влиятельный политик или топ-менеджер со спортивным (и желательно легкоатлетическим) прошлым. Но желающих встать у власти в ВФЛА среди подобной публики пока не просматривается. У федерации сейчас нет возможности заявлять спортсменов на международные старты, а значит, ей крайне сложно привлекать новых спонсоров, сохранять старых и бороться за финансирование своих программ на региональном уровне. Добавьте к этому напряженные отношения на международной арене и неясные перспективы возвращения. Похоже, спасение легкоатлетов в такой ситуации становится делом самих представителей этого вида спорта.

Владимир САЛЬНИКОВ собирается переизбираться на пост главы Федерации плавания. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Владимир САЛЬНИКОВ собирается переизбираться на пост главы Федерации плавания. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

ВОДНЫЕ ВИДЫ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ОСТАЕТСЯ УТОПИЕЙ

Российские пловцы привезли из Рио четыре медали (две из них завоевала тренирующаяся в США Юлия Ефимова), что было признано федерацией удовлетворительным результатом. Владимир Сальников, который возглавляет ВФП с 2010 года, уже подтвердил намерение остаться на новый срок. Все было бы тихо и гладко, если бы не новая волна разговоров о необходимости создания российской Ассоциации водных видов спорта, по аналогии с международной (ФИНА).

Вообще-то идее, что федерации плавания, прыжков в воду, синхронного плавания и водного поло необходимо объединить, уже как минимум лет десять. Она начинает обсуждаться после каждой Олимпиады, а потом сходит на нет. Хотя выглядит все очень логично: по отдельности федерациям крайне сложно искать спонсоров и отстаивать свои интересы. К тому же в таком формате нам легче было бы строить взаимоотношения с международной федерацией, которая устроена по такому же принципу. Интересно, что российские пловцы, находящиеся в непростых отношениях с родной федерацией, один за другим стекаются в руководство прыжков в воду. Вслед за Евгением Коротышкиным желание стать вице-президентом этой федерации выразил еще один призер Игр в плавании Андрей Гречин.

Казалось бы, объедините федерации, забудьте конфликты и работайте вместе… Но, как и при любом объединении, здесь неминуемо будут проигравшие. Алексей Власенко сейчас и так совмещает посты руководителя федераций синхронного плавания и прыжков в воду. А вот Сальников и глава водного поло Евгений Шаронов универсальностью похвастать не могут.

– Никакой конкретики в плане объединения сейчас нет, – заявил Сальников "СЭ". – Я не знаю, от кого исходят эти разговоры, тема всплывает, а потом так же уходит. Никакой инициативы от ФИНА мы не получали, и в целом необходимости объединять федерации я сейчас не вижу. Тут нечего обсуждать – я не видел ни одного конкретного предложения.

Видимо, отсутствие предложений сейчас связано с тем, что руководителям Министерства спорта пока просто не до этого. Занятые своими проблемами государственные чиновники не видят смысла давить на разрозненных "водных" руководителей. А без соответствующего нажима все наверняка останется, как есть.

Уход Александра ЛЕБЗЯКА с поста главного тренера сборной обернулся скандалом. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Уход Александра ЛЕБЗЯКА с поста главного тренера сборной обернулся скандалом. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

БОКС: КАПЛИ В НОС КАК СРЕДСТВО ПРОТИВ НАЧАЛЬСТВА

Еще один вид спорта, добавивший своими скандалами перчинки Играм в Рио, продолжает бушевать и после завершения Олимпиады. Здесь произошел раскол между командой действующего президента Бориса Иванюженкова и сторонниками бывшего главного тренера Александра Лебзяка. Последний уволен со своей должности, вслед за ним последовал и директор федерации Евгений Судаков. Новые выборы назначены на 14 октября, и там наверняка будет жарко.

Солью на боксерские раны стало известие от хакеров о положительной пробе серебряного призера Игр в Рио категории до 52 кг Миши Алояна. Алоян "попался" на смешном для бокса препарате – туаминогептане, стимуляторе, который содержится в обыкновенных каплях от насморка. В свое время положительную пробу на этот же препарат сдала пловчиха Дарья Устинова, но тогда она отделалась от РУСАДА лишь предупреждением. Даже если Алоян не сможет предъявить терапевтического исключения, вряд ли срок его отстранения за туаминогептан может быть длительным. Другой вопрос, что в случае признания виновности придется вернуть медаль Рио, а это уже куда больнее...

Ну и сам факт, что ведущий спортсмен при пустяковом заболевании и наличии огромного количества аналогов принимает запрещенные капли, говорит, скажем мягко, о непрофессионализме тренерского и медицинского штабов команды.

Единственная российская четверка, выступавшая в Рио. Фото REUTERS
Единственная российская четверка, выступавшая в Рио. Фото REUTERS

ГРЕБЛЯ И ПРОЧИЕ: КОГДА НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ

В российском спорте существует немало федераций, где предстоящие выборы президента станут формальностью. Борьба, стрельба, фехтование – все эти медалеемкие виды давно уже живут под твердой рукой, имеют гарантированное финансирование и не желают ввязываться в сомнительные революции.

Страсти, в основном, кипят там, где людям практически нечего терять – вроде академической гребли, которая уже много лет ничего не выигрывает, а в Рио и вовсе послала целый один экипаж. Остальные российские гребцы не поехали на Игры по причине отсутствия достаточного количества проб на международной арене.

– На самом деле, проблема малого количества проб, взятых не на территории России, существовала во многих видах спорта, представители которых в итоге поехали в Рио и выиграли там награды, – заявил "СЭ" источник в Минспорта. – Все решалось путем переговоров с соответствующей международной федерацией и во многом зависело от авторитета там наших представителей. Очевидно, что гребцам веса на международном уровне не хватило.

Что ж, недостаток авторитета и умения строить диалог на международной арене – вообще чуть ли не главная проблема нынешнего российского спорта. Будем надеяться, после очередных выборов в этом плане у нас станет хоть немного лучше.