Статьи
Статьи

Допинг

16 марта 2017, 16:45

Смирнов впервые признал заслуги Степановых

Наталья Марьянчик
Обозреватель
В четверг состоялось заседание Независимой общественной антидопинговой комиссии, после завершения которого глава НОАК Виталий Смирнов сделал громкое заявление.

Информаторов ВАДА Степановых в России как только не называли: иудами, предателями, никчемными людьми и прочими малоприятными определениями. За последнее время эта фамилия фактически стала в нашей стране именем нарицательным, а любое упоминание о супругах в прессе тут же вызывало новый всплеск ярости. При этом Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) на своем последнем симпозиуме продолжило обсуждение темы информаторов. Судя по всему, эти люди в ближайшее время могут стать одними из ключевых фигур в антидопинговой борьбе. Откровенная ненависть, с которой их воспринимает большая часть российского общества, в мировой стандарт никак не вписывалась.

Первым перебросить мостик через эту пропасть непонимания попытался наш самый опытный спортивный политик – почетный член Международного олимпийского комитета Смирнов. После заседания своей комиссии он сделал заявление, которое для нашей страны можно считать настоящим прорывом:

– Вопрос информаторов болезненный, но мы через это должны переступить, – отметил Смирнов. – Если всех называть Павликами Морозовыми, мы далеко не уйдем. Нравится это или нет, но такой вопрос перед нами стоит. Я тут говорил с одним известным спортсменом, который, я точно знаю, чист и никогда ничего запрещенного не употреблял. И вот я спрашиваю: "Ты же знал, что вокруг тебя происходит в сборной?" – "Да, знал". – "Ну, а почему тогда молчал?" Ответа нет. Факт в том, что мировое сообщество признает вклад семьи Степановых. Я думаю, рано или поздно скрепя сердце мы тоже должны это сделать.

Таким образом, знак равенства между предательством и информаторством теперь в России официально убран. И пусть по инерции отдельные негативные высказывания наверняка продолжатся, как страна мы теперь полностью соответствуем требованиям ВАДА. Для информаторов открыто множество площадок, где они могут анонимно поделиться ценными сведениями, а само это явление больше не считается чем-то постыдным.

МОК ПРИСТУПИЛ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ВАДА

Впрочем, 16 марта 2017 года войдет в историю не только как день, когда супруги Степановы получили первое признание на родине, но и как начало глобальных реформ в мировом антидопинговом движении. Проходящий в Пхенчхане исполком МОК выпустил резолюцию из 12 пунктов, которая способна перевернуть всю существующую на сегодняшний день систему. Итак, основные идеи МОК звучат так:

– ВАДА станет полностью независимой организацией и будет иметь президента, не входящего в состав никаких государственных или спортивных структур;

– роль агентства сведется к составлению Всемирного антидопингового кодекса, аккредитации лабораторий, мониторингу, исследовательским и образовательным программам;

– функции тестирования возьмет на себя новый Независимый орган по проведению тестирования (ITA). Брать пробы будут национальные антидопинговые агентства;

– ITA совместно с каждой международной федерацией составит план тестирования, где будет прописано минимальное количество тестов для любого спортсмена, участвующего в чемпионате мира или Олимпиаде, независимо от национальности. При недостаточном количестве взятых проб спортсмен не будет допускаться к соревнованиям;

– Все решения по санкциям как в отношении спортсменов и их персонала, так и в отношении организаций (лабораторий, национальных антидопинговых агентств) будут приниматься Спортивным арбитражным судом в Лозанне (CAS).

Что на практике будут означать предложения МОК? Прежде всего, что ВАДА, хотя и продолжит свое существование, превратится в узкопрофильную организацию, которая фактически будет заниматься чистой наукой и прекратит иметь какое-либо отношение к громким политическим процессам.

Все функции по проведению и планированию тестирования уйдут в новый орган – ITA. То есть эта структура будет спускать в национальные антидопинговые агентства конкретный план, сколько раз и в какой период нужно тестировать каждого из спортсменов. При этом будет приниматься в расчет специфика вида спорта. Скажем, шахматистов станут проверять раз в полгода, представительниц художественной гимнастики – раз в месяц, а тяжелоатлетов – каждый день. Самое главное, что правила будут едиными для всех стран мира. То есть абсолютно все участники чемпионата мира или Олимпиады в той или иной дисциплине пройдут некое минимальное количество допинг-тестов.

В случае каких-то нарушений решение о санкциях теперь будут принимать не международные федерации или национальные агентства, как сейчас, а исключительно CAS. То есть CAS теперь будет наказывать абсолютно всех: от олимпийских чемпионов до полулюбителей и студентов. Причем суд станет именно первой инстанцией. Куда можно будет подавать апелляции – пока неясно.

На практике это будет означать фантастический рост делопроизводства. Вероятно, CAS придется в разы увеличивать штат арбитров или даже создавать новое подразделение. Все это наверняка потребует времени и денег. Тем более, речь идет не только о CAS, но и о создании с нуля новой организации и внесении изменений во Всемирный антидопинговый кодекс.

Если бы новые правила вступили в силу прямо сейчас, вопрос о возвращении статуса РУСАДА и признании России решал бы уже CAS, а не ВАДА. Но судя по всему, пока мир готовится к реформам, нам предстоит решать вопросы с хорошо знакомыми людьми из Всемирного агентства. К сожалению это или к счастью – пока непонятно.

40