Лига чемпионов. Статьи

28 октября 2013, 23:45

Почему Яя Туре так поступил

В прошлую среду после матча ЦСКА - "Манчестер Сити" (1:2) полузащитник английской команды Яя Туре обвинил армейских болельщиков в проявлении расизма. В ближайшую среду УЕФА должен рассмотреть это дело. Накануне заседания обозреватель "СЭ", более десяти лет проработавший в Африке, рассуждает о мотивах ивуарийца, из-за высказывания которого в мире развернулась кампания против России.

Александр ПРОСВЕТОВ

Как уже писал "СЭ", контрольно-дисциплинарный комитет УЕФА призван установить, обзывали полузащитника "Манчестер Сити" с трибун "обезьяной", "ухали" в его адрес или это ему лишь почудилось.

Только не надо представлять Туре чуть ли не британским агентом, перед которым поставлена цель сорвать футбольный праздник 2018 года в России. Расизм около футбола - чрезвычайно острая и популярная тема в западных СМИ, и они лишь радостно подхватили информационный повод, подброшенный ивуарийцем.

Но отчего, собственно, темнокожие люди, особенно африканцы, столь ранимы, когда задевают их расовое происхождение? Почему они легко поддаются на нехитрые провокации, даже, по сути, лишь намеки - вроде всем нам памятных бананов? Вряд ли украинец так же болезненно отреагировал бы на шматок сала, итальянец, уверен, не взбесился бы, увидев пачку макарон, а француз не возмутился бы при демонстрации ему лягушек. Да и мало ли что несется с трибун во время футбольных матчей?

Стадионные выкрики - это только слова, но они, бывает, воздействуют по-разному. У одного иммунитет, а другого больно ранит. Так, кавказцы не приемлют брань, особенно затрагивающую тему материнства. Они воспринимают такую ругань буквально и адресно, хотя для славян это зачастую не более чем эмоциональные присказки, вводные слова.

Африканская стойкая аллергия к расизму, которая иногда получает чрезмерное выражение (чуть что - им видится дискриминация), - это историческая память о кошмаре, который глубоко запал в сознание даже тех, у кого очевидны пробелы в образовании. Евреи ведь, при всей искусственности такого сравнения, не могут спокойно относиться к нацизму. Тогда как армяне твердо помнят о геноциде.

…Еще до Чарльза Дарвина возникли теории о том, что существуют различные "сорта" людей, и если белые ближе к ангелам, то черные, простите, к обезьянам. Дарвинизм, возникнув, со своей эволюцией еще и подбросил в костер дровишек. Так, австрийский ученый Грегор Иоганн Мендель, основоположник учения о наследственности, выдвинул во второй половине 19-го века идею о том, что расы - подвиды homo sapiens, находящиеся на различных ступенях эволюционного развития. Надо ли объяснять, что это оправдывало колониализм и расизм? Если человек использует тягловый скот, то почему не заставлять пахать на плантациях эдаких полуживотных?

Выбившись из нищеты с помощью спорта, африканец рассчитывает на всеобщее уважение - и вдруг сталкивается с публично выражаемым презрением. Вынести это его темпераментной натуре трудно.

Играющих в России футболистов, так или иначе, готовят к провокациям. С помощью напоминаний о контракте их убеждают не обращать внимание на выпады. В целом работает. Да и нельзя сказать, что "уханья" - постоянный атрибут футбольных матчей в России. Нет! Но отдельные эксцессы - мы все прекрасно знаем - случаются, несмотря на присутствие темнокожих игроков в подавляющем большинстве команд премьер-лиги. Фанаты ведь направляют энергию на выведение из себя соперников, а свои как бы ни при чем.

В своем отношении к "инородцам" Россия вообще противоречивая страна. Терпимость, гостеприимство и даже радушие к отдельным людям сочетаются у нас на бытовом уровне с пренебрежительным отношением к "пришельцам" в целом. Старшие походя позволяют себе высокомерные и обидные реплики, которые "капают" на мозги подрастающего поколения.

Сказывается, конечно, и острая в целом этническая обстановка в стране. Темнокожие, похоже, попадают "за компанию". В конце концов, их процент в общем количестве населения ничтожен, и они не заправляют ни в бизнесе, ни в криминальном мире.

Наказывать клубы за расистские выходки болельщиков у нас не принято, поэтому российским футбольным властям, по сути, нечего и предъявить международным инстанциям в качестве доказательства своего рвения. Хотя, строго говоря, клубам бороться с расизмом еще проблематичнее, чем с файерами. Если в вопросе о проносе на трибуны пиротехники они могут нести какую-то ответственность, поскольку должны обеспечивать безопасность на стадионах, то на каждый роток никак не накинешь платок. В арсенале средств противодействия имеются только малоэффективные призывы и увещевания. Но у ФИФА и УЕФА, тем более, нет никаких возможностей прямого воздействия на публику. Посему они наказывают ее, карая клубы.

Мы искренне надеемся, что УЕФА, даже если поверит утверждениям Туре, не будет принимать жестких мер по отношению к ЦСКА. Однако вся эта история, так или иначе, должна послужить для нашего футбола очередным уроком и предупреждением. Никто не принуждает болельщиков быть убежденными интернационалистами, пусть это, может быть, и звучит крамольно. Нельзя заставить любить кого-то, да еще вовсе не ближнего. Но есть общепринятые правила, которые требуют уважительного отношения к людям, независимо от их происхождения.

Болельщики, которым дороги интересы и любимого клуба, и собственной страны, не могут эти правила нарушать. Да и другим, кому просто недостает ума, не должны позволять это делать.