СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА 24-й тур
Завтра "СПАРТАК" - "КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ"
Завтра, как уже сообщал "СЭ", играющий тренер "Спартака" проведет прощальный матч в качестве профессионального игрока. Причем против своей бывшей команды - "Крыльев Советов". Каким его запомнили на берегах Волги?
"Ленин в Самаре". Когда-то книжка с таким названием была почти настольной у многих маленьких жителей волжского города. Да и других городов тоже.
У других времен должны быть другие герои. И я бы с удовольствием написал произведение под названием "Тихонов в Самаре". Оно было бы не менее поучительным, зато гораздо более правдивым. Потому что Тихонов - он тоже великий, человечный и всенародно любимый.
А сюжетов на эту тему - сколько угодно.
Андрей Тихонов открыл счет голам за "Крылья" 17 марта 2001 года уже в своем втором матче за волжан. Тогда Андрей поразил в Москве ворота ЦСКА. Отправив мяч в сетку, он на мгновение остановился перед сектором с армейскими фанатами и развел руки в стороны. В этом жесте явственно читалось одно: "Извините, ребята, но, где бы я ни был, разговор с вами всегда будет приблизительно таким".
Это привело Самару, привыкшую воспринимать любую победу над столичным клубом чуть ли не как подарок свыше, в совершеннейший восторг. Фактически именно Тихонов научил ее говорить с любым соперником на равных, перевернув представление большого города о его роли и месте во всероссийской иерархии.
В июле 2008-го в Америке проходил чемпионат мира по исполнению штрафных ударов. Так окрестили свое мероприятие спонсоры, подкрепившие название мировыми гонорарами звездам футбола. Пригласили в Сан-Франциско и Тихонова. Но "Крыльям" в это же самое время предстоял матч чемпионата России. Тренировавший тогда самарскую команду Леонид Слуцкий против чемпионата мира ничего не имел. Но Тихонов предпочел отправиться не в Сан-Франциско со звездами, а в Ярославль с одноклубниками.
5 июля 2008-го "Крылья" играли с "Рубином". Тихонов, который по результатам всех тестирований неизменно был в команде одним из лучших, выглядел не ахти и был заменен после первого тайма. После матча стало известно почему. Оказывается, он приехал на стадион прямо из больницы и после матча туда же и отправился. Причина - почечный камень. Тихонов, конечно, сказал, что угрозы жизни не было, поскольку он в противном случае все-таки предпочел бы жизнь, а не футбол. Но в то же время обмолвился: играть было "немножко больно". А его одноклубники признавались, что с Тихоновым, в каком бы состоянии он ни был, на поле все равно лучше, чем без него.
В первые самарские годы Андрей находился в центре невероятного болельщицкого ажиотажа. Потому что он был не только звездой первой величины, перешедшей из "народной" команды во "вторую любимую", но еще и своим простым парнем. Однажды, когда "Крылья" играли в гостях с "Амкаром", его портрет появился даже на пермских пригласительных билетах.
Болельщики его боготворили, при этом не было случая, чтобы Тихонов отказался с кем-то сфотографироваться или дать кому-то автограф. Мало того, иногда Андрей становился и жертвой этой своей удивительной безотказности. Например, откликнувшись на предложение организаторов турнира по пляжному футболу принять участие в товарищеском матче, он сломал палец. Но никаких упреков в адрес людей, втянувших его в это сомнительное мероприятие, не последовало. "Ну а как я мог отказать людям", - только и разводил он руками в ответ на слова сочувствия.
Свой сотый гол в карьере Андрей забил, будучи игроком "Крыльев". Произошло это 15 марта 2003-го в первом же туре чемпионата, когда самарцы принимали "Ротор". Перед началом игры на счету Тихонова было 98 мячей, но томительным ожидание юбилея не оказалось. На исходе первого тайма он завершил быструю атаку волжан, а в середине второго реализовал пенальти, забив, как и Пеле, знаковый гол с "точки".
Большинство футболистов не любит признаваться в том, что их интересуют собственные статистические выкладки. Но Тихонов после матча совершенно искренне сказал, что мечтал покорить высоту "сто" и что, готовясь пробить пенальти, очень сильно волновался.
Матч с "Кубанью", состоявшийся в июле 2004-го, Андрей Тихонов пропустил из-за травмы. Но участие в той игре он все же принял - в качестве телекомментатора на одном из местных каналов. Сейчас, когда многие действующие футболисты становятся все более разговорчивыми и начинают писать книги и вести блоги, подобное не редкость. Но в те времена это стало для Самары событием. А сам Тихонов после вполне удачного, по общему мнению, репортажа признался, что это было для него не развлечением и уж тем более не повинностью. "Из-за таких, кто двух слов в интервью связать не может, нас, футболистов, и считают какими-то дегенератами!"
Простившись с "Крыльями", Тихонов все равно остался для волжского города своим. Как, собственно, и Самара для него. Когда вскоре после его ухода "Крылышки" проводили домашний матч со "Спартаком", на "Металлурге" вновь зазвучал его голос - Андрей с радостью откликнулся на призыв клубной пресс-службы поприветствовать болельщиков обеих команд. И надо было слышать, какой отклик вызвали его слова на стадионе!
Арнольд ЭПШТЕЙН
Самара
Круг самарских знакомств у Тихонова поразительно широк. Среди тех, кого с ним по сей день связывают приятельские отношения, - президент ОАО "Жигулевское пиво".
- Как вы познакомились с Андреем?
- Немного были знакомы еще до того, как он перешел в "Крылья". Ну а когда Тихонов стал игроком самарской команды, общались довольно тесно. Он и на заводе бывал, и на бильярде мы играли. Отдыхали вместе, хотя Андрей был таким режимщиком, что все время спешил на базу...
- В "Крыльях" в то время было много и ярких футболистов, и хороших ребят. Почему именно с Тихоновым у вас сложились такие дружеские отношения?
- Значит, что-то было у нас общее, отчего нам было интересно общаться друг с другом. Он очень контактный человек и прекрасный рассказчик.
- Что нового о футболе вы узнали благодаря Тихонову?
- Что добиться успехов можно только командой. Собственно, он к этому большие усилия и прилагал - чтобы не было интриг, чтобы все по справедливости. Он в "Крыльях" как Чапаев был! Очень переживал, когда все разваливалось. Чтобы, говорил, создать такую команду, потребуется не меньше трех - пяти лет. Да и ребят таких больше не найти.
- Для вас это наверняка тоже было большим огорчением, когда он дважды уходил...
- Спрашиваете! Но дружеские отношения у нас сохранились. И он у меня в гостях иногда бывает, и в Москве встречаемся. Частенько я ему нашего фирменного посылаю. Сейчас, когда Андрей заканчивает карьеру, наверное, об этом уже можно сказать. (Смеется.) Он мне знаете как говорил: "Без "Крыльев"-то тяжело будет прожить, а уж без "Жигулевского" вообще почти невозможно".
- Жалко, что он уходит?
- Это по паспорту ему сорок, но биологический возраст - гораздо меньше. Я спрашивал у Андрея, готов ли он уже сейчас быть тренером. Он считает, что еще надо учиться. Видите, какой - ни тени карьеризма! Но не сомневаюсь, что тренером он будет замечательным.
- Каким вам видится его прощальный матч?
- Мне кажется, зря они решили совместить официальную игру с шоу. Все-таки это разные вещи. Но если уж сделали именно так, то пусть Андрей забьет. Болеть я, конечно, буду за "Крылья", но хочу, чтобы в своей прекрасной карьере он поставил красивую точку.
Арнольд ЭПШТЕЙН
Белорусский полузащитник самарцев хорошо помнит времена, когда цвета "Крыльев Советов" они защищали вместе с Тихоновым.
- Когда Андрей пришел в "Крылья" знаменитым игроком, ваша карьера только начиналась...
- Помню, отец не раз говорил мне в то время: я и не мечтал, что ты будешь играть с ним в одной команде! И сам я прекрасно осознавал, что это огромное счастье - выходить на поле вместе с такими звездами, как Тихонов, Бушманов, Булатов, Касымов. Мы, молодые, тянулись за ними, и теперь я понимаю: не играй я с такими людьми в одной команде, мог бы и не состояться как футболист.
- А как вы перенимали то, что умел и знал тот же Тихонов? Смотрели и старались делать так же или просили советов?
- Бесценным опытом было просто находиться с ним рядом, смотреть, как человек тренируется, как ведет себя, как общается с болельщиками и прессой. Ну и что-то подсказывал он тоже часто.
- Тактично?
- Во время игры-то всякое бывает, но на это и обижаться нельзя. Тем более что никакой "дедовщины" Андрей себе никогда не позволял. Все только в интересах команды. "Отнеси-принеси", - такого мы от него сроду не слышали. Наоборот, когда стали постарше, сами его "подкалывали": что, мол, сидишь, принеси нам то-то и то-то.
- В команде не обижались на то, что Тихонову достается больше внимания болельщиков, журналистов?
- Нет, конечно. На кого другого, может, обиделись бы, а тут все понимали: это - заслуженно.
- Какую роль Тихонов играл в конфликтных ситуациях?
- Я как-то так устроен, что помню только хорошее. Сейчас никакие конфликты даже и не вспоминаются. Кажется, бывало, что Тихонов ходил к руководству защищать кого-то из ребят, когда кому-нибудь случалось проштрафиться. Правда, и ходить-то особого смысла не было - у нас в команде все вопросы решались совместно и по справедливости. Была демократия, была дисциплина и был прекрасный микроклимат. И в этом, кстати, была огромная заслуга Андрея. Понимаю, что говорю общие слова. Но когда я думаю о тех временах, в памяти всплывают не какие-то отдельные детали, а общее ощущение счастья...
Арнольд ЭПШТЕЙН