17 апреля 2020, 17:30
Вы давно последний раз что-то слышали о «Краснодаре»? Ну да, «СЭ» по своим каналам узнал, что в клубе не поднимался вопрос о снижении зарплат. А еще что? Может, кто-то что-то сказал? Вы не найдете в российской прессе цитат ни руководителей, ни тренеров, ни футболистов. Наверное, вся жизнь в клубных соцсетях, просто игнорируются федеральные СМИ? Нет, и там всё максимально аскетично. Поздравления с днями рождения, конкурс «Найди мяч».
Кто-то даже предполагает, что «быки» отгородились от внешнего мира, опасаясь утечек информации, и по-прежнему тренируются, проводят двусторонки, за которыми внимательно наблюдает владелец Сергей Галицкий. Это, конечно, не так. Хотя, по нашим данным, подопечные Мурада Мусаева занимались в двухразовом режиме едва ли не дольше всех в РПЛ — до 1 апреля.
Но сейчас все на карантине. А закрытая позиция клуба меня, например, нисколько не удивляет. Хотя и печалит.
Именно «Краснодар», на мой взгляд, мог бы стать хэдлайнером всего российского футбола, переживающего не лучшие времена. Локомотивом и драйвером. У клуба потрясающие условия для детей в академии, ставка на зрелищный футбол, полное отсутствие внутренних противоречий, которые свойственны практически всем остальным топ-клубам. А стадион! Не один и не два человека, в том числе видавшие виды иностранцы, признавались, что для них это лучшая арена в мире. Видно, что каждый элемент отделки не типовой — к нему подходили индивидуально.
В общем, налицо все предпосылки, чтобы выходить на лидирующие медиапозиции, становиться любимым клубом для всей страны за пределами МКАД и питерской КАД. Однако этого, к сожалению, в глобальном смысле не происходит. Нет, понятно, что в комментарии придут читатели, которые станут доказывать, что очень любят «Краснодар» исключительно за его игру. Не стану спорить, мне и самому клуб симпатичен. Но при этом сильно удивлюсь, если эти поклонники добавились за последние пару-тройку лет.
Убежден, что «быки» раньше были гораздо ярче. И не только по составу. Сейчас же не задают и не хотят задавать повестку дня. Чем дальше, тем все больше закрываются в своем мирке, никого в него не приглашая.
Если еще пять-десять лет назад Галицкий пусть редко, но метко давал интервью, охотно переписывался в Twitter с журналистами, а клуб проводил какие-то запоминающиеся встречи с болельщиками, то теперь ничего этого нет.
Кажется, последний раз со спортивным СМИ владелец клуба общался пару лет назад, когда объяснял назначение Мурада Мусаева. Сам тренер дал отличное интервью «СЭ» прошлой осенью, но с октября прошлого года молчит. Зимой на сборах клуб также тщательно «прятался», не публикуя даже составов на матчи. Судя по всему, пытаясь в XXI веке утаить список травмированных. Хотя тренер любого клуба-соперника узнает эту информацию за пять минут — через агентов, знакомых и друзей. Журналистам же приходилось пользоваться слухами. Говорят, к примеру, что Спаичу была неудачно сделана операция.
Как бы то ни было, есть ощущение, что интерес к «Краснодару» пошел на спад. Возможно, не в городе, где уже удалось набрать лояльную аудиторию, но в целом по стране.
Понятно, что всё идет от владельца. В том числе и нынешний информационный карантин. На заре существования клуба Галицкий сильно обижался на какие-то публикации в прессе, негодовал. Судя по всему, он в этом плане очень раним. Плюс в любом его интервью красной нитью проходит мысль, мол, «вы там в своей Москве...». Дальше возможны варианты.
Например, в интервью сайту Sports в 2012 году:
«У нас же не открытый чемпионат Москвы. Если СМИ у нас общие, а не только столичные, если «НТВ-Плюс» подписывает договор не только с московскими клубами, а с лигой, то будьте добры, делайте это так, как должны делать. А так получается ситуация: у вас есть шесть детей, трое более талантливы, вы с ними общаетесь, трое менее талантливые, и вы говорите им: «До свидания».
Раз вы подписали контракт с лигой, будьте добры говорить и про ЦСКА, и про «Мордовию». Просто вы привыкли, что провинциалы не вякают. И говорите: «Да ты провинциал». Да нет, я просто за справедливость. Зачем болельщикам «Кубани» смотреть программу, если про «Кубань» там ничего не скажут? Это вы думаете, что им интересно смотреть про ЦСКА, на самом деле — нет. Поэтому они на своих сайтах и сидят".
Или телеканалу «Дождь» в 2013-м: «Вы здесь, в Москве, живете немного в другой стране, и вы никак не хотите этого понять. Мне не нравится модель, когда все очень централизовано и вся журналистика — она тоже немного про московские проблемы. Но вас всего 10 миллионов, так не бывает, что 10 важнее, чем остальные 120».
Или журналисту Ивану Карпову в 2018-м: «Что вы хотите услышать: что мы несчастные терпилы и не платим судьям? А мы выйдем вдевятером против ЦСКА молодежкой и их ляпнем! Видно, что мы можем.
А вы должны раздуть скандал. Значит вы всю неделю должны кататься по ЦСКА. Вместе с арбитром. Вместе с Артуром Григорьянцем. Вместе с судейским комитетом.
Ну если вы такие серьeзные пацаны, которые не зря едят свой пирог. Да нам ... (все равно), мы выйдем и вас загрызем. И журналистов, и ЦСКА, и всю вашу Москву. Вместе с гостями".
Здесь у Галицкого явно пунктик. Попытавшись поначалу оседлать медиаволну, он оказался слишком чувствителен к недостаточному, по его мнению, вниманию и отдельной критике.
Хотя настоящей критики «Краснодар» никогда не видел. Попробовал бы Сергей Николаевич оказаться в шкуре боссов «Зенита» или «Спартака». Вот уж где пресса и общественность порой живого места не оставляют, что однако не вынуждает клубы зарывать голову в песок. Они гнут свою линию: руководители высказываются, а порой и задают тренды. Ответственные работники взаимодействуют с болельщиками и прессой.
В том числе и в эпоху пандемии. Клубные каналы устраивают прямые эфиры с участием футболистов, выпускают ролики социальной направленности, на сайтах и в соцсетях выходят различные интервью и интересные истории. Представители РПЛ всячески стараются удержать интерес аудитории.
И только «Краснодар» полагает, что ему этого не требуется. Есть, мол, у нас футбол, вот его и смотрите, когда будут матчи, а в остальное время к нам не лезьте.
Естественно, Галицкий имеет полное право на такую позицию. Это его детище, он волен поступать с клубом как заблагорассудится. Но и журналисту никто не запретит выразить сожаление, что столь интересный проект в последнее время теряет яркость, умышленно уходя в информационную самоизоляцию.