7 февраля 2020, 21:25
Вячеслав Малафеев пришел в спортивный департамент «Зенита» в конце ноября 2017-го года. Его кандидатура была согласована с Алексеем Миллером, который видел в легенде клуба замену Константину Сарсании. Получив должность заместителя спортивного директора, Вячеслав сразу решил расстаться со старой командой, которую незадолго до смерти сформировал именно Сарсания. «Зенит» покинули селекционеры Иван Стрельцов, Александр Бокий. Малафеев, по словам свидетелей происходящих перемен, предпочел решать все вопросы напрямую с агентами. Спортивный отдел ему оказался не нужен. По сути, единственной его преградой в осуществлении желаемых трансферов стал Оресте Чинквини — итальянец также являлся заместителем спортивного директора и в период работы Манчини был ближайший советником итальянца. Эта история со стороны, кстати, выглядела комично. В клубе было два заместителя, но не было непосредственно босса в должности спортивного директора. Так «Зенит» существовал до лета 2018-го, когда вакантную позицию занял Хавьер Рибалта.
Но самую значимую часть работы за эти два года Малафеев провел как раз в зимнее трансферное окно сезона 2017/18. В главной команде при непосредственном участии бывшего вратаря оказалось три игрока — Антон Заболотный, Магомед Оздоев и Эльмир Набиуллин. Также Вячеслав участвовал в заключении нового контракта с Юрием Жирковым. Были и переговоры, которые сорвались. Так «Зениту» не удалось оформить трансфер Федора Смолова, несмотря на то, что «Краснодар» был готов расстаться с нападающим за 15 миллионов евро. Но тогда сине-бело-голубые изначально вряд ли могли на что-то рассчитывать, учитывая, что были готовы только к обмену на другого футболиста с доплатой.
В этот же период Малафеев окончательно испортил отношения с Артемом Дзюбой. Все помнят, с каким скандалом нападающий тогда уходил в тульский «Арсенал». И не секрет, что менеджер пытался заблокировать арендное соглашение. С того момента они не общаются. Потепления в отношениях не наступило до сих пор.
С агентами у Малафеева сложились сложные отношения. Изначально к нему отнеслись настороженно, не понимая, чего ожидать. Затем Вячеслав сам стал решать, с кем клуб имеет дело, а с кем — нет. И для «Зенита», наверное, хорошо, что к этому моменту к трансферам главной команды обладатель Кубка УЕФА перестал иметь отношение. Все дела были переданы Рибалте, а сам Малафеев переключился на работу с «Зенитом"-2 и молодежной командой. Он отвечал за поиск новых игроков, их координацию между командами и подписание с ними контрактов. В своем единственном большом интервью за два года работы он рассказывал, что существует стратегия развития академии, о важности особенного внимания к индивидуальным особенностям у наиболее талантливых игроков и о клубной пирамиде, которая должна все этому способствовать. При этом, конечно, был уверен, что в «Зените» он надолго.
Два его ключевых тезиса из беседы со «Спортом День за Днем»:
— К 2020 году в заявке главной команды должно быть минимум 4 игрока из тех, кто сейчас играет в «Зените-2» или молодежке
— «Зенит-2» в случае вылета наверняка вернется в ФНЛ уже в ближайшем сезоне
В итоге в запас «Зенита» из игроков академии попадают в основном двое — Леон Мусаев и Данила Прохин.
У «Зенита-2» очевидно есть сложности с выходом в ФНЛ. Команда Владислава Радимова занимает третье место в зоне «Запад», отставая от «Велеса» на 4 очка. При этом у лидера первенства еще матч в запасе. Три очка «Зенит-2» уступает «Долгопрудному». А позади владимирское «Торпедо» и «Ленинградец».
Реформа академии пока также не состоялась. В ней, кстати, был заинтересован и Хавьер Рибальта. Однако, по данным «СЭ», и его влияния не хватило, чтобы начать изменения в структуре школы сине-бело-голубых. Они, вероятно, в ближайшем будущем не наступят.
В связи с последними новостями касаемо моего ухода из футбольного клуба «Зенит» спешу сообщить, что у меня имеется действующий контракт с клубом , как минимум до мая 2020 года. #впередзенит #малафеев pic.twitter.com/ZYAdT0PbFa
— Vyacheslav Malafeev (@malafeev16) January 31, 2020
Как сообщает источник «СЭ», об уходе Малафеева заговорили еще осенью прошлого года.
— Ощущение, что уже с лета он больше заботился о создании благоприятных условий работы для своего ассистента Александра Макарова. Работа в «Зените» перестала быть для него интересной, — говорит источник.
Ключевыми вопросами по молодым игрокам занимались шеф-скаут клуба Антон Евменов и Армен Маргарян. Малафеев хоть и являлся сотрудником спортивного департамента, но не участвовал в каждодневной работе.
В конце прошлого года клуб не стал продлевать контракт с помощником Малафеева Александром Макаровым. Это стало последним звонком для его руководителя. Сам Макаров подтвердил, что больше не работает в «Зените».
— Мы совместно с клубом решили не продлевать сотрудничество. Это общее решение. Продолжает ли работу в «Зените» Малафеев? Это вопрос не ко мне, — сказал Макаров.
Сразу несколько источников, в том числе в клубе, сообщили «СЭ», что Малафеев больше не работает в спортивном департаменте. При этом сам бывший вратарь заявил, что его контракт продолжает действовать.
Это означает лишь то, что до мая он будет участвовать в клубных мероприятиях и раздавать автографы. Однако формированием «Зенита-2» и «молодежки» займутся другие люди. Интересно, что Вячеслав оказался в ситуации, похожей на историю Лучано Спаллетти. Итальянский тренер ведь тоже был не уволен, а отстранен, но продолжал получать зарплату.
Малафееву так и не удалось осуществить задуманное. И его пример в очередной раз показал: не все большие футболисты могут стать хорошими тренерами или менеджерами. По крайней мере, с ходу. Он не первый и, вероятно, не последний руководитель, которого встречали с большими надеждами. А провожают с четко сформировавшимся ожиданием следующего.