5 сентября 2022, 08:15
Когда «Спартак» горел в Суперкубке, вряд ли кто-то мог представить, как изменится расклад сил меньше чем за два месяца. К новой встрече с «Зенитом» Абаскаль совсем не ассоциировался с 0:4 — хотя лично меня еще по ходу того самого матча удивлял не счет, а стиль обновленного «Спартака».
Гильермо реально стал первым в РПЛ, кто не побоялся сыграть на выезде с «Зенитом» в свой футбол — вообще без оглядки на соперника. И презентовал высокий прессинг с 4-4-2 «ромбом» в тот момент, когда все указывало на то, чтобы закрыться и терпеть. У испанца не было ни времени, чтобы поставить игру, ни соперников, которые хотя бы частично моделировали уровень «Зенита».
Абаскаль пожертвовал Суперкубком, но не стал отходить от своей философии и уже добился такого прогресса, что многим казалось: это будет самый тяжелый матч Семака в первом круге. Так и получилось.
«Спартак» ожидаемо вышел без Умярова, наошибавшегося в последних играх, (это открыло опцию с Литвиновым в опорной зоне и с Черновым в центре обороны), а также Селихова, который после травмы вернулся в заявку, но не в состав. Зато с Бальде Кейта — под «Зенит» его впервые включили в запас и даже выпустили спасать матч. Но очевидно, что сенегалец пока не готов: слишком тяжелый, медленный и не адаптированный к геймплану.
Хотя на этот раз Абаскаль все же подстроился под «Зенит»: команда отказалась от давления, не претендовала на контроль и непривычно много отрабатывала сзади (даже Соболев опускался так глубоко, что цеплялся за мячи на своей половине). А выходы в атаку поначалу заканчивались выносами в аут.
— Сознательно ли мы отдали инициативу? Особенность игры «Зенита» — стенки на флангах, — ответил Абаскаль. — Это было предсказуемо, мы старались прессинговать на чужой половине поля. Когда получалось, мы забирали подбор. Мы не могли обороняться в среднем блоке — нам надо было либо быть компактными на своей половине, либо высоко прессинговать. Поэтому — да, это было осознанное решение.
Стоит признать, что даже по такой игре «Спартак» выжал максимум: со стартовых минут сложилось полное впечатление, что команда выживает, а стартовый план тренера не работает. Символично, что именно в этот момент красно-белые активировали одно из главных оружий. До матча с «Зенитом» они были третьими в лиге по эффективности контрвыпадров: 15 контратак, 24 процента с ударами.
Соболев обновил статистику: так зацепиться за мяч в финальной трети, не затормозив атаку, остаться в нужной зоне и завершить после разворота в стиле Денниса Бергкампа в России мало кто умеет.
Для сравнения: у форвардов «Зенита» возникали проблемы даже с элементарными моментами. Кассьерра, Мостовой и особенно Малком вряд ли объяснят, как не реализовали ни один из своих шансов в первом тайме, позволив «Спартаку» долго вести в счете при игре с таким пожаром сзади.
Понятно, что гол Ловрена стал самым курьезным в туре, но Абаскалю не на что жаловаться: его парней прощали в более очевидных эпизодах.
Тяжело сохранять концентрацию и искать новые шансы, когда реализация портит все впечатление от игры («Зенит» на всей дистанции действовал качественнее), но второй тайм в исполнении команды Семака — образец, как переворачивать матчи, в которых все складывается против тебя.
23 удара по воротам (из них 15 — из пределов штрафной), 53 выигранных единоборства против 34 и убедительный перевес по xG (2,29 — 0,60) — ни в одной другой игре «Спартак» не сталкивался с таким давлением.
— Чтобы исправить реализацию, надо было продолжать играть агрессивно: рано или поздно мы должны были забить, — объяснил Семак. — В первом тайме у Мостового было много моментов, из четырех он забил один — неплохо. У нас кто-то после травм, кому-то не хватает тонуса, где-то силы заканчивались.
«Зенит» остается командой из другой лиги — речь даже не о бюджете и составе (здесь все и так ясно), а о сыгранности, стабильности и балансе, которые Семак выстраивал больше четырех лет. Было бы странно, если бы Абаскаль прошел ту же дистанцию за два месяца.
Конечно, «Спартак» прибавил по сравнению с матчем за Суперкубок. Но глобально вывод остался прежним: команда должна набирать свое с соперниками другого статуса.
Этот «Зенит» в России недосягаем ни для кого.