30 июня 2019, 21:00
25 июня Сергей Семак давал интервью официальному сайту "Зенита", где в числе прочих вопросов затронута тема приобретений.
Вот фрагмент разговора:
"– Ровно год назад, вы постоянно говорили о новичках. Ждете их сейчас?
– Жду, но пока их нет".
К тому моменту уже было известно, что сине-бело-голубые планируют взять из "Оренбурга" универсала Сутормина. 25-летний игрок, который в прошлом сезоне показал приличную статистику (8 мячей+2 голевые передачи в чемпионате России), находился в шаге от переезда в Петербург.
По моей информации, Сутормину не раз звонил Семак, футболиста поставили в курсе предлагаемых условий контракта – зарплата 500 тысяч евро в год плюс бонусы. Добиться начисления последних по проекту договору было не так просто: требовалось провести в РПЛ достаточно много матчей.
"Зенит" можно понять. За счет небольшого оклада питерцы страховались на случай возможной аренды, когда Сутормину при переходе в другой клуб на полгода-год не нужно выплачивать 2/3 зарплаты. Кроме того, в Петербурге, очевидно, не готовы платить агентские – по информации "Бизнес-Онлайн", при переходе Сутормина в Казань они составили 1,2 миллиона евро, а вся сделка потянула на 3,2 миллиона.
Не исключено, что все эти факторы привели к тому, что "Зенит" дважды ставил работу по Сутормину на паузу – и в итоге его упустил.
Впрочем, в раздумьях сине-бело-голубых имелась логика. Возможно, в клубе не были уверены в том, что исполнитель, отыгравший в РПЛ всего один сезон, сумеет адаптироваться в такой команде, как "Зенит". Судьба защитника Набиуллина, прочно осевшего на скамейке, красноречива. Не исключены сомнения в том, что Сутормин сумеет выдержать конкуренцию – уровень россиян в команде Семака достаточно высок.
На рынке говорят и о том, что пауза в переговорах обусловлена тем, что в "Зените" были уверены – футболист в любом случае окажется в Удельной. Вот мнение агента Марко Трабукки, ранее имевшего отношение к "Оренбургу", где выступал в роли консультанта патрона клуба Владимира Кияева.
– Знаю, что чемпионы действительно нацеливались на Алексея – игрока хотели видеть у себя и тренер, и клуб, – говорит Трабукки. – Несколько раз общался со спортивным директором питерцев Хавьером Рибалтой. После этого нам обоим сообщили, что вопрос с переходом будут напрямую решать президенты (Александр Медведев и Кияев. – Прим. "СЭ"). Удивлен, что у питерцев не получилось взять Сутормина.
Что могли обсуждать Трабукки и Рибалта? Предположу, что сумму трансфера. Но в дальнейшем о ней речь вообще не заходило – менеджеры получили указание не вмешиваться, поскольку вопрос решит высшее руководство.
Что пошло не так? Неужели Кияев и Медведев не договорились? Полагаю, в какой-то момент свою роль сыграли связи Эдуарда Сафонова (консультанта "Оренбурга" по селекции, ранее работавшего в клубе в должности спортивного директора) и Рустема Сайманова, главного человека в "Рубине". Казань все решила за один вечер.
Ситуация уникальная. Не так часто происходит, что "Зениту" предпочитают другую команду. Но, возможно, мы имеем дело с тем, что сине-бело-голубые просто решили не брать футболиста, потому что не были уверен в нем. Все-таки суммарно 3,2 миллиона евро за трансфер плюс около миллиона зарплаты – немалые.
Обратил бы внимание и на еще одну цитату Семака. После того, как РФС принял решение о лимите по схеме "8+17" в заявке, Юрий Семин на правах ветерана футбольного сообщества заявил, что "все тренеры поддержат". Семак при этом высказался совершенно иначе: "Моя позиция оставалась неизменной: я против лимита как такового. Ограничения слишком раздувают стоимость и зарплаты российских футболистов, существенно снижают наш потенциал в Европе. Наиболее приемлемым, на мой взгляд, стал бы лимит "10+15" – тогда появилась бы прямая и здоровая конкуренция".
Полагаю, Семак уловил главное – при "8+17" до следующего лета ему нужно поменять треть состава. При 14 иностранцах, имеющихся сейчас на балансе, нужно избавиться как минимум от 6. А если последуют покупки легионеров, то и еще от 1-2.
Кроме того, образовавшиеся вакансия в заявке нужно заполнять россиянами – подходящих под задачи "Зенита" найти не так просто. Именно в этом плане неподписание Сутормина может стать существенным фактором. Через год, если он полностью раскроется (а шанс есть – говорят, именно вокруг новичка Роман Шаронов планирует строить команду), то станет стоить дороже 5 миллионов евро. При том, что затраты именно на россиян летом 2020-го предвидятся приличные.
На мой взгляд, "Зенит" не до конца оценил серьезность последствий от введения лимита "8+17" и через год столкнется с трудностями при формировании "списка 17".
Вот кто из россиян есть сейчас согласно списку на сайте питерцев: вратари Лунев, Бабурин, Кержаков; защитники Набиуллин, Смольников, Жирков, полузащитники Шатов, Ерохин, Кузяев, Мусаев, Оздоев, форварды Кокорин, Заболотный, Дзюба. 14 человек, ряд которых могут уйти в "Сочи", например, Набиуллин и Заболотный, Кокорин отбывает наказание, Дзюбе агенты ищут варианты в Англии.
Именно наличие квалифицированных соотечественников совсем скоро может стать проблемой Семака, и тренер это понимает. Возможно, если ему нужен был Сутормин, а клуб сомневался, стоило сделать в адрес тренера, выигравшего титул, жест доброй воли.
Точный ответ на вопрос по Сутормину и "Зениту" получим только спустя время. Пока же констатируем: в нашем чемпионате произошло действительно нечто из ряда вон. Самая богатая команда лиги не забрала футболиста из клуба-середняка.