Опять 11-метровый — неважно, один или серия. Опять Англия. Опять злой рок. Ну сколько можно?
Недаром изобрели пенальти, согласно легенде, не в Англии, как сам футбол, а в Ирландии. Некто Уильям Маккрам. Не иначе как против англичан он это и замыслил.
Полтора года назад миллионы английских сердец были разбиты самым жестоким из всех возможных способов — дома, на «Уэмбли», в финале Евро проиграть Италии в серии пенальти...
А потому что не надо было когда-то сносить легендарные башни-близнецы, символ главного английского стадиона. Вся английская футбольная публика от этого была в шоке. Поставь архитекторам задачу вписать их в новый стадион — справились бы как миленькие.
Это, впрочем, совсем другая тема. Сейчас-то никакого «Уэмбли» на горизонте не было. А был «Аль-Бейт», стадион в форме арабского шатра посреди катарской пустыни.
А раньше были стадионы на чемпионатах мира 1990 года в Италии, 1998-го во Франции и 2006-го в Германии, на домашнем Евро-96 (когда, если кто вдруг не знает, решающий 11-метровый в полуфинале с Германией смазал... Гарет Саутгейт), Евро-2004 в Португалии и 2012-го в Польше и на Украине. Со всех этих турниров Англия уезжала после проигранных серий пенальти.
Теперь же на «Аль-Бейте» в этот прохладный вечер (в день игры в Катаре заметно похолодало — в майках обычным людям, не футболистам на стадионе, уже не походишь) до серии дело не дойдет, но капитан сборной Англии, всеми уважаемый джентльмен игры Харри Кейн, подойдет к 11-метровой отметке дважды.
Напротив Кейна стоял партнер по «Тоттенхэму» Уго Льорис, с которым они вместе сыграли больше трехсот матчей. Два капитана сборных. Капитан и вице-капитан «шпор». Об одном этом взгляде друг на друга перед ударом, взгляде людей, которые давно уже стали братьями, книги писать можно.
В 2004 году чудесный вратарь и великий комментатор Владимир Маслаченко, рассуждая о неудаче Дэвида Бекхэма при исполнении 11-метрового в ворота Фабьена Бартеза, говорил, что одноклубника нельзя ставить бить пенальти одноклубнику. Во-первых, вратарь его повадки отлично знает. Во-вторых, у голкипера намного меньше ответственности: не возьмет — никто не осудит. Вся она ложится на бьющего.
В финале Евро-2020 Кейн наносил первый удар в серии Доннарумме, с которым никогда не играл, и спокойно — в отличие от трех партнеров — справился с задачей. Сейчас спокойствием не пахло. Когда бразильский арбитр Вилтон Сампайю уже свистнул ему бить, Харри подошел к мячу, еще раз взял его в руки и заново поставил на точку. О нервозности форварда это говорило более чем явно. Но в этот раз он не промахнулся.
Необходимость же бить Льорису второй пенальти за матч, да еще и на 84-й минуте при 1:2, оказалась для Кейна непосильной. Причем проиграл он не французскому вратарю, а собственной неуверенности. Он влепил мяч высоко над перекладиной, и болельщики «Динамо» тут же вспомнили аналогичный промах Даниила Фомина на последней добавленной минуте к июньскому финалу Кубка России со «Спартаком».
Англия снова вылетела из-за незабитого пенальти.
«Большую часть матча мы были лучше и не заслуживали вылета», — сетовали в разговоре со мной отец и сын, добравшиеся до Катара из Англии. Для сына это первый чемпионат мира, папа начал с Италии-90 и называет его лучшим в истории. Был и у нас в 2018-м.
С британцами можно было согласиться. Французов, блестяще проводивших турнир с первого матча против Австралии (исключая игру третьего тура с Тунисом вторым составом), считали небольшими — не такими, как Бразилию с Хорватией и Португалию с Марокко, — но фаворитами. И начали они по-фаворитски — легко и разнообразно атаковали, Килиан Мбаппе уходил с фланга, где его стерегли по два, а то и три человека, в центр.
Так и началась решающая фаза атаки на 17-й минуте, после чего Антуан Гризманн скинул мяч под дальний удар 22-летнему Орельену Тшуамени, и недавний партнер Александра Головина по «Монако», а сейчас опорник «Реала» так зарядил в левый нижний угол, что полета Джордана Пикфорда не хватило. В Мадриде молодой человек ни одного гола за сезон не забил (там есть кому это делать и без него), а тут открыл счет в четвертьфинале чемпионата мира!
Такая завязка сюжета понравилась мне с точки зрения зрелищности — поскольку побуждала Англию к активности, которой, в случае если бы она забила первой, ждать бы не стоило. А так, казалось, Франция не откажется от своего футбола, поскольку хочет получать удовольствие от игры при любом счете.
Я заблуждался. Почему-то, забив, они полностью бросили играть сами, оставив это право за англичанами. И те им с радостью и умело пользовались. Выяснилось, что атакующие наработки Саутгейта актуальны не только против Ирана, Уэльса и Сенегала, которых англичане разгромили, но и против самой Франции.
Наверное, во Франции часть взыскательной публики начала бы при такой игре свистеть, но тут, в сущности, было некому. Из Англии приехали тысячи три, из Франции и того меньше: какое тут сравнение с аргентинцами, которых на Катар налетело тысяч тридцать минимум?
Поэтому на матчи европейцев с точки зрения поддержки трибун ходить тут скучнее всего. Во время игр воцаряются долгие паузы, которые лишь изредка перебиваются песнями небольших групп активных болельщиков. Это несравнимо не только с латиноамериканцами, но и с отчаянным свистом марокканцев все время владения мячом их соперниками.
Льорис дважды тащил с игры от Кейна, прекрасен был на правом фланге Букайо Сака, тогда как левый край использовался в гораздо меньшей степени. В начале второго тайма Льорис вытащил из-под перекладины мяч после мощного удара Харри Магуайра, и голом Англии запахло уже как дымом от костра во время шашлыка на даче. Францию пора было наказывать за пассивность.
Тогда-то и случился первый пенальти Кейна, который привез автор французского гола Тшуамени на Сака.
А затем, при 1:1, пошел самый интересный отрезок и без того хорошего матча, когда Франция наконец очнулась, а Англия не заснула. Не случись накануне огненной игры Аргентины с Нидерландами, я был бы от матча двух топовых европейских сборных на верху блаженства, но значительная часть эмоций была растрачена слишком недавно. Впрочем, это исключительно мои проблемы. Умом я понимал: футбол очень хорош. Хотя душе чего-то и не хватало. Может, саундтрека как на Аргентине. Или накаленных до предела страстей того матча. Тут все было чисто по-игровому, по-старосветски, тихо-мирно.
Но когда эта Франция включается по-настоящему, с ней сложно что-либо сделать. Хотя, например, Мбаппе в этот день не то чтобы взял выходной, но точно способен играть гораздо сильнее. Или это британцы его так раскусили? Неужели это вообще возможно?
А вот лучший с недавних пор снайпер в истории «Трехцветных» Оливье Жиру, обогнавший Тьерри Анри, решил на этом не останавливаться. И если с первым его ударом в упор, ногой, Пикфорд справился, то головой на 78-й минуте с навеса автора двух голевых передач Гризманна (как же Антуан вошел во вкус плеймейкерства!) Жиру не оставил ему ни шанса.
Нелюбители Саутгейта по привычке обвинили того в трусости — недостаточно смело, мол, играл при 1:1, отошел назад. Я этого, честно говоря, не заметил. И вообще, по мне, вся эта критика в адрес главного тренера «Трех львов» — инерция прошлых турниров. Тоже, кстати, хорошо проведенных — полуфинал ЧМ-2018, серия пенальти финала Евро-2020. Давно у англичан не было таких стабильных успехов.
Но сейчас до полуфинала дойти оказалось не судьба. Хотя ВАР, а вслед за ним и главный судья дали Кейну потрясающий шанс, рассмотрев, что Тео Эрнандес толкнул в спину Мэйсона Маунта. Потрясающий, если только не знать, как англичане относятся к пенальти.
Кейна на самом деле очень жаль. Он проводил классный чемпионат, на нем держалась вся игра в атаке и с него начиналась — в обороне. Харри был образцом командного форварда, за которого партнеры не отрабатывают, а, наоборот, он по полной их разгружает. Геометрия игры англичан выглядела очень четкой, линии — ясными и чистыми во многом благодаря игре капитана. И вот такой конец.
Хотелось, чтобы такой футбол продолжился еще и в овертайме. Для этого нужно было, чтобы Англия повторила подвиг однодневной давности голландцев, которые забили на последней, 11-й добавленной минуте после невероятного розыгрыша штрафного. И был даже штрафной. Но не было гола. И были объятия французов в центре поля.
В целом по турниру «Трехцветные», пожалуй, лучшая и самая зрелищная команда. А с Англией ей немного повезло. Голевое же — да во многом и игровое — молчание Мбаппе заставило задаться вопросом: это затишье перед полуфинальной бурей?
Надеюсь на финал Аргентина — Франция, но пророчить его — упаси боже! Уже бразильцам все золото мира отдали, португальцев в финал виртуально выводили. Что было дальше — знаем.
А вот что дальше будет — на этом чемпионате прогнозировать не представляется возможным. Хотя отдельно взятый результат матча Англия — Франция в прогнозах «СЭ» мне угадать удалось — спасибо, Харри. Если Роберт Левандовски, причем со второй попытки пробития пенальти, цинично увел у меня на последней минуте спрогнозированные мною 3:0 в матче Аргентина — Польша, то Кейн вернул чужой должок.
Любой из четырех исходов борьбы за золото ЧМ-2022 — это большая футбольная история.
Выиграют Хорватия или Марокко (только представьте: Марокко — чемпион мира!) — узкий суперэлитный круг обладателей Кубка мира расширится. Пока таких восемь: Уругвай (два раза), Италия (четыре), Германия (четыре), Бразилия (пять), Англия (один), Аргентина (два), Франция (два), Испания (один).
Хорваты с населением в 4 миллиона 200 тысяч человек станут второй по малочисленности страной (после Уругвая), которая возьмет Кубок мира. И тогда у нее будет полный комплект медалей ЧМ (бронза-98, серебро-2018 и золото-2022), притом что страна как независимое государство играет в футбол меньше 30 лет!
Победит Франция — в третий раз в истории и впервые за последние 60 лет одна сборная выиграет два ЧМ подряд. Пока это удавалось только Италии в 1934 и 1938 годах, а также Бразилии в 1958 и 1962-м. А Дидье Дешам станет вторым тренером в истории после итальянца Витторио Поццо, кому удалось дважды стать чемпионом мира. К тому же он был им и в роли капитана в 1998-м!
Выиграет Аргентина — Кубок мира впервые поднимет над головой Лео Месси, утвердив себя на одном уровне с Диего Марадоной. С Пеле сравнивать его все же не стал бы. Король — он и есть король, дай бог ему здоровья!
А еще Аргентина выиграет впервые за пределами Америки (она побеждала дома и в Мексике) и, как и Марокко, прервет беспрецедентную серию из четырех выигранных Европой чемпионатов мира подряд.
Вы за кого? Вот англичане, отец и сын, сказали мне после игры, что они — за Марокко. Потому что не хотят ни Франции, ни Аргентины, а храбрые марокканцы — первая африканская команда в истории, дошедшая до полуфинала. Так почему бы ей и не забрать все?!