FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

7 мая 2010, 01:30

Айван Занатта: "Со Смитом мы по-прежнему друзья"

КХЛ

Наш разговор с Айваном Занаттой состоялся за пару часов до его отлета в Италию, однако и в этот момент его пришлось буквально отрывать от дел. Новый главный тренер СКА, сменивший фарм-клуб на основную команду, с головой окунулся в вопросы комплектования и формирования.

МОИ РОДИТЕЛИ - ИТАЛЬЯНЦЫ

- Извините, что сейчас меня так сложно поймать, - начал разговор Занатта. - Наконец-то я освободился, можем спокойно поговорить.

- Вы улетаете в Италию…

- Буду заниматься получением нового паспорта, срок действия старого истек. Потом предстоит получать заново российскую визу. После этого обязательно вернусь и продолжу работу. Затем снова улечу, но в июне опять вернусь. Мне ведь до дома не так далеко: самолетом до Венеции, а там машиной до Кортина-д’Ампеццо.

- Как вы, канадец, оказались в Европе?

- После окончания университета я не был задрафтован, попал в лагерь "Рейнджерс", но в НХЛ не играл. Еще в 19 лет ко мне обращались с предложением перебраться в Италию, но тогда я отказался от этой идеи, так как хотел завершить образование. В итоге переезд состоялся через пять лет. Мои родители - итальянцы, в свое время они эмигрировали в Канаду. И я без проблем получил итальянский паспорт, когда переехал в итальянскую лигу. В начале 90-х годов она была очень неплохим соревнованием. Выступал за "Милан", трижды становился чемпионом страны, боролся за победу в Лиге чемпионов. В одном из сезонов, когда выступал за "Варезе", мы победили в финале Кубка конфедераций магнитогорский "Металлург". Там же я начал тренировать, однако большую часть времени - семь с половиной сезонов - провел в швейцарском "Лугано".

Это были хорошие годы. В качестве главного я выигрывал национальный чемпионат, а в 2007-м выходил в "Финал шести". Тогда он как раз проходил в Санкт-Петербурге.

- Паспорт паспортом, но в итоге вы не вернулись в Канаду, завершив карьеру игрока, а остались жить на Апеннинах. Почему?

- Я регулярно приезжал в Канаду каждое лето после окончания сезона, но в один прекрасный момент встретил свою будущую жену-итальянку. Еще пару лет мы проводили отпуск в Канаде, но потом однажды оказались в Кортина-д’Ампеццо, из которого уже не захотели уезжать. Там теперь мой дом.

- Какой у вас менталитет: североамериканский или европейский?

- Я бы сказал, очень хорошая смесь.

- Вы живете в замечательном месте…

- Кортина-д’Ампеццо, да! Ваша страна выиграла там золото Олимпиады в хоккее в 1956-м. Впервые в своей истории. Точно замечательное место! (Смеется.)

- Ваша семья живет с вами в Петербурге?

- В первый год работы в России они постоянно приезжали и уезжали, но это тяжело. В Петербурге они не живут, но нам приходится идти на эту жертву, ведь они знают, как я люблю то дело, которым занимаюсь.

4-5 ДНЕЙ НЕ МОГУТ ПЕРЕЧЕРКНУТЬ ЦЕЛЫЙ СЕЗОН

- Как бы вы описали свою хоккейную философию?

- Важно взять все лучшее от канадского и европейского хоккея, но вы не сможете совместить эти стили, если не понимаете их. Плюс многое определяется качествами хоккеистов, которые есть у вас в составе. Именно они в большинстве определяют характер игры. Я бы сказал, что в Швейцарии как раз очень удачно сочетаются два разных типа школ, о которых мы говорим.

- К слову, вы часто употребляете простые русские выражения. Каков ваш словарный запас?

- Учусь, учу фразы. В этом сезоне работал с молодыми ребятами, это была очень хорошая языковая школа. Теперь знаю много того, что даже нельзя произносить вслух (смеется). Хочу и дальше расширять словарный запас.

- С момента, когда вас представили в качестве нового главного тренера СКА, прошло достаточно времени. Волнения улеглись?

- Для меня в этом не было ничего особо волнительного. Конечно, роль главного в Европе и в Северной Америке заметно отличается, но у меня хватает европейского опыта работы, в частности, в "Лугано". Сейчас составляю своеобразный пазл из нескольких задач: формирования тренерского штаба, состава команды, общей организации клуба. Считаю, что три команды, которые существуют в нашей системе, главная и два фарм-клуба - СКА-1946 и ХК ВМФ, - должны жить по одним принципам и подчиняться единой системе, преследуя общие цели. Последние две недели пришлось уделять много внимания игрокам основного состава. Вместе с генеральным менеджером Андреем Точицким перебираем варианты.

- Уже после назначения общались с вашим предшественником Бэрри Смитом?

- Конечно. Мы и продолжаем общаться, ведь дружба - это часть наших отношений. Она никуда не пропала, не случилось ничего ненормального. Уверен, мы продолжим поддерживать отношения.

- Вы общались как друзья или обсуждали хоккейные аспекты?

- И то и другое. Мы два года проработали в СКА, и обмениваться информацией всегда полезно.

- Ваши мнения по поводу причин вылета команды на ранней стадии плей-офф совпали?

- К сожалению, я не знаю всех деталей, так как работал с молодежной командой и не ассистировал Бэрри в этом сезоне. Поэтому в анализе ситуации просто прислушиваюсь к его мнению. В моем случае нужно попытаться собрать все точки зрения на произошедшее и сделать правильные выводы - что было хорошо, а что не очень. Нужно отдавать себе отчет, что 4-5 дней не могут перечеркнуть целый сезон, когда команда набрала 122 очка в регулярке. Другое дело, что регулярная часть не так важна, как плей-офф, в котором все и решается. Но и тут в вылете фаворита нет ничего нового. Такое случается каждый год почти в каждой профессиональной лиге, будь то в Европе или за океаном. Важно разобраться, почему так произошло.

КАСПАРАЙТИС СПОСОБЕН ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ

- Председатель совета директоров СКА Александр Медведев сказал, что видит в вашем назначении продолжение курса, взятого Смитом. Однако вы уже наверняка решили, что измените.

- Мы обсудили с Медведевым все аспекты дальнейшей работы и наметили изменения, которые могут произойти. В частности, у нас появится отдельный тренер вратарей, который будет работать со всеми голкиперами в системе клуба, включая молодежь из фарм-клубов. Также появится видеокоординатор. Тут нет ничего революционного, просто есть определенные важные позиции, которые должны быть укомплектованы правильными людьми.

- Среди этих "правильных людей" найдется место для завершившего карьеру Дарюса Каспарайтиса?

- Он - важный элемент клуба. Мы общались пару дней назад, и думаю, что он может занять один из постов. Дарюс способен приносить пользу и должен быть задействован в работе.

- Один из главных вопросов, который интересует всех: кто из нынешнего состава СКА продолжит работу под вашим началом? Пока вы подтвердили лишь переезд Роберта Эша в Минск.

- Зубов останется точно, у него еще действует контракт. Это ключевой игрок, по нему нет никаких сомнений. Ждем его возвращения в Санкт-Петербург после отпуска. С очень многими продолжаются переговоры, и сейчас сложно сказать, кто останется, а кто уйдет. В каких-то случаях даже те, у кого есть соглашения, могут покинуть клуб. Все бумаги сейчас на столе у Андрея Точицкого, но переговоры все еще идут.

- Что будет с Алексеем Яшиным?

- Он входит в группу игроков, которые могут остаться в команде, но в разговоре о таких хоккеистах всегда имеет значение потолок зарплат.

Максим ШАРИФЬЯНОВ
Санкт-Петербург