Рио-2016. Виды спорта. Легкая атлетика

Рио-2016

26 февраля 2016, 00:30

Россия под чужим флагом. Планы "б", "в" и "г"

Владимир Иванов
Обозреватель

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Как наши легкоатлеты могут попасть на Игры-2016 в Рио при сохранении дисквалификации ВФЛА

Владимир ИВАНОВ

Как уже сообщал "СЭ", шансы на хеппи-энд в истории с попаданием многострадальной российской легкой атлетикой на предстоящую Олимпиаду пока невелики. Руководство отечественного спорта призывает раньше времени не поднимать панику и надеяться на лучшее, но тренеры и спортсмены мало-помалу начинают рассматривать варианты попадания в Бразилию через "черный ход". Пока осторожно, но с каждым днем баланс между верой в благоприятную развязку и опасением "пролететь" мимо главного спортивного события четырехлетия будет неуклонно крениться в сторону последнего.

* * *

Разумеется, нужно приложить все усилия к тому, чтобы с нашей легкой атлетики сняли все санкции и российские спортсмены поехали в Рио как обычная команда. Но что, если все усилия пойдут прахом? Ведь отмена дисквалификации россиян для Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) и Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) – очень невыгодный шаг в плане пиара. Безусловно, на случай неудачи у нас должен быть "план Б", включающий в себя все возможные "обходные маневры".

Некоторые чиновники, тренеры, болельщики и атлеты ставят под сомнение целесообразность поездки в Рио, если санкции с федерации не снимут. Однако, на мой взгляд, спортсмен должен цепляться за любую легальную возможность выступить на Олимпийских играх. Понятно, что есть этическая сторона вопроса – Министерство спорта, ОКР и регионы вложили в атлетов много сил и средств. И медаль Рио, выигранная под любым флагом, кроме российского, не принесет полного удовлетворения. Пусть даже мы виртуально добавим награду в наш зачет.

Но кому будет легче, если мы пойдем на принцип и не постараемся выжать максимум из юридических лазеек? Спортсменам? Их семьям и друзьям? Тренерам? Болельщикам? Руководству? Очевидно, что никому. Напротив, для большинства из вышеперечисленных отсутствие российских атлетов в Рио станет трагедией.

Шубенков до сих пор тренируется в Барнауле в 70-метровом манеже, в котором протекает крыша. Конева со своей группой готовилась к чемпионату мира в Пекине в тире в Хабаровске, в котором делали ремонт и всюду воняло краской. Кучина занимается в Прохладном в настолько "уютном" манеже, что разбегаться ей приходится от стены. И вы хотите, чтобы эти люди, прорвавшиеся-таки на вершину, безучастно смотрели, как уплывает один из главных в их жизни шансов ? Ведь никого мы своим возможным неприездом на Игры-2016 не напугаем. Стадион в Рио все так же будет заполнен до отказа, а телерейтинги легкой атлетики если где-то и пострадают, то только в России. Остальным все равно, участвует наша команда или нет.

Старейший член МОК, почетный президент ОКР Виталий Смирнов, в жизни которого было неимоверное количество удивительных спортивно-политических событий, до сих пор морщится, когда его спрашивают о бойкоте Советским Союзом Олимпиады-1984. Смирнов не стесняется называть произошедшее одной из самых больших ошибок.

* * *

Для Исинбаевой и Чичеровой Игры в Рио станут последними в карьере. Далеко не факт, что у Шубенкова, Кучиной, Коневой и Кудрявцева, которые сейчас находятся на пике, через четыре года будет столь же реальная возможность выиграть олимпийскую медаль. Каждый из них понимает это и наверняка сделает все возможное, чтобы выступить на предстоящих Играх. При этом все они сделали немало для легкой атлетики, и есть вероятность, что, если каждый из них напишет в ИААФ письмо, в котором объяснит сложившуюся ситуацию, Международная федерация легкой атлетики по согласованию с МОК даст им право выступить в Бразилии под нейтральным флагом. В конце концов, мексиканские прыгуны в воду уже сейчас соревнуются под знаменами международной федерации (ФИНА), хоть их национальная федерация и дисквалифицирована.

Но это звезды. А как быть остальным? Ведь в состав нашей легкоатлетической делегации, например, в Лондоне, вошло 104 спортсмена. Скажете, везти такое количество людей, у которых заведомо мало шансов на медаль, бессмысленно? Но, к примеру, в Сиднее-2000 набивали шишки молодые и никому на тот момент не известные Елена Исинбаева и Юрий Борзаковский. Первая не прошла квалификацию и настолько расстроилась, что вместо просмотра финала отправилась вместе с тренером в зоопарк. А второй добрался-таки до финала, но накануне решающего забега решил прогуляться. И заблудился и плутал добрых четыре часа. Не думаю, что кому-то нужно напоминать, как они через четыре года выступили в Афинах. В Рио болезненный, но бесценный опыт должны получить другие молодые ребята. Чтобы стать по-спортивному злее и мудрее.

Что до опытных спортсменов, то один из таковых во время завершившегося только что чемпионата России резонно заметил: "Если не поедем в Рио, можно забывать про легкую атлетику. Все поколение, родившееся в 1980-х, сразу же закончит. Передавать опыт молодым будет просто некому. Ведь как обычно бывает? После Олимпиады ветераны еще год-два выступают, "докатываются". А при нынешних раскладах возникнет разрыв между поколениями, и пирамида, которая и без того не особенно прочная, с треском развалится".

ВАРИАНТЫ

Итак, каким образом в теории наши легкоатлеты могут оказаться в Рио если не в полном, то хотя бы в близком к тому составе? Все описанные ниже варианты – не самые явные. Но в свете происходящего в мировом спорте ни один из них не кажется невероятным.

План "Б"

Наши атлеты пишут коллективное письмо в ИААФ с просьбой разрешить им выступить под флагом Международной федерации легкой атлетики.

Прецедент – Мексиканская федерация водных видов спорта. Она, как уже говорилось выше, дисквалифицирована, но мексиканские прыгуны в воду и пловцы на открытой воде соревнуются под флагом ФИНА.

План "В"

Написать коллективное письмо в МОК с просьбой разрешить выступить под олимпийским флагом.

Прецедент – Олимпийские игры-1980. В Москве целый ряд спортсменов, приехавших посоревноваться, несмотря на бойкот своих государств, выступал под флагом МОК, при этом все равно представляя свои страны. В том числе нынешний президент ИААФ британец Себастьян Коэ.

План "Г"

Пожалуй, самый благоприятный из возможных вариантов – ОКР пишет письмо в МОК, в котором просит разрешить атлетам выступить под флагом нашего национального олимпийского комитета. Ведь все претензии ВАДА и ИААФ направлены к ВФЛА и к РУСАДА, но никак не к ОКР.

Прецедент – сборная Испании на Олимпийских играх 1980 года.

 

* * *

При всех этих вариантах при победах наших легкоатлетов будет звучать гимн МОК, и их медали нельзя будет плюсовать в общую копилку сборной России. Однако надо понимать, что альтернативой может стать просмотр российскими топ-спортсменами трансляций из Рио по телевизору.

13