Футбол

3 октября 2017, 22:00

В Кремле обсудили футбол. И иностранцев "Зенита"

Дмитрий Зеленов
Обозреватель
В Кремле состоялось совместное заседание Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта и наблюдательного совета оргкомитета ЧМ-2018. Самым ярким моментом стал диалог между главой государства Владимиром Путиным и президентом "Зенита" Сергеем Фурсенко. О том, как это было – репортаж "СЭ".

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
из Кремля

ФЕДУН И ФУРСЕНКО – НАПРОТИВ ДРУГ ДРУГА

Когда дело касается важных государственных дел, спешка никому не нужна. Заседание, назначенное на час дня, разумеется, откладывалось. В этот день в Кремле по плану не только обсуждали чемпионат мира, но и, например, принимали послов почти 20 стран – они вручали российскому президенту верительные грамоты. Каждому требовалось уделить время, в повестке возникали и другие вопросы, а потому участники заседания (а это помимо Президента – 56 человек) коротали время в фойе Сенатского дворца за закусками и напитками.

Пока ждали, можно было изучить схему рассадки – интересный для любителей дворцовой науки документ.

По правую руку от Владимира Путина протокол посадил вице-премьера Виталия Мутко. По левую – помощника президента Игоря Левитина. Также в президиуме нашлось место министру спорта Павлу Колобкову – более того, его фамилия была подчеркнута – можно было догадаться, что министр что-то скажет. Также подчеркнули генерального директора оргкомитета-2018 Алексея Сорокина, министра транспорта Максима Соколова, и министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. Им было что рассказать о подготовке к чемпионату мира.

А вот президент "Зенита" Сергей Фурсенко подчеркнут не был. Видимо, зажигательная речь – его личная инициатива.

Помимо Фурсенко, российский клубный футбол на заседании представляли еще двое – председатель совета директоров "Спартака" Леонид Федун и владелец "Краснодара" Сергей Галицкий. Последний, правда, в совет не входит, в списке он значился в качестве приглашенного лица.

Фурсенко и Федуна посадили за разные концы стола, но четко друг напротив друга. Федуну составили компанию глава федерации тенниса Шамиль Тарпищев и президент КХЛ Дмитрий Чернышенко. Фурсенко – Василий Титов (федерация спортивной гимнастики) и Станислав Шевченко (волейбол). Недалеко были Федор Емельяненко, Елена Исинбаева и даже несостоявшийся владелец "Спартака" Петр Авен.

Ответственную миссию поручили главам регионов, где состоятся матчи чемпионата мира. Перед началом заседания они показали Путину макеты стадионов и некоторых аэропортов.

Про аэропорты позже расскажет министр транспорта Соколов. Про стадионы – министр спорта Колобков. При этом в сообщениях был не только сплошной позитив, нашлось место и для критики.

Из доклада Колобкова мы узнали, что самый проблемный стадион сейчас в Самаре, а не в Екатеринбурге, временную трибуну которого много обсуждали на минувшей неделе.

– Есть отставание на отдельных этапах в Самаре, – сказал Колобков. – В отношении подрядчика введены штрафные санкции, но ситуация под контролем.

В процентах степень готовности строящихся арен министр оценил так.

Ростов-на-Дону– 86.

Екатеринбург – 85.

Калининград – 83.

Волгоград – 73.

Нижний Новгород – 73.

Саранск – 67.

Самара – 65.

Впрочем, деловой тон всему заседанию с самого начала задал Президент.

– Важно проанализировать как позитивный опыт проведения Кубка конфедераций, так и проблемные места, – сказал Владимир Путин. – Недоработки есть в сфере общественного транспорта, продажи сувениров. Навигация оставляла желать лучшего. Все это следует учесть в ходе подготовки к чемпионату мира.

И добавил про главное:

– Конечно, болельщики ждут, что и футболисты сборной России покажут достойную игру, будут выходить на каждый матч с полной отдачей.

"ИСТИННО РУССКАЯ ИГРА"

Фурсенко не нарушил протокола – он заговорил после того, как по своим направлениям отчитались министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров и генеральный директор оргкомитета ЧМ Алексей Сорокин.

Но именно речь президента "Зенита" запомнилась лучше всего:

– В России вслед за хоккейной произошла футбольная революция, – начал Фурсенко. – Построены современные стадионы, тренировочные базы. Одухотворить эту инфраструктуру можно только за счет красивого зрелищного футбола. Команда должна азартно атаковать ворота противника, и подчас красота футбола для болельщиков важнее результата.

– Играя в зрелищный футбол, – продолжил Фурсенко, – "Зенит" привлек очень много болельщиков на стадион. Довел количество их до 50 тысяч зрителей на матче. Причем, интересно, что на новом стадионе появились другие люди – приходят семьи с детьми, и даже с очень маленькими. Большое внимание футболу стала уделять молодежь. Футбол должен быть доступен. В Санкт-Петербурге мы привлекаем красивым футболом зрителей, а "Газпром" дотирует часть стоимости билетов для зрителей. Мне кажется, что руководители регионов могли бы пойти таким же путем – с одной стороны, чтобы привлечь зрителей, с другой – помочь клубам.

Кроме всего прочего, надо давать льготы на оплату эксплуатационных затрат. Клубам надо учиться зарабатывать самим. Иначе мы навсегда станет бременем для федерального и регионального бюджетов. И еще – рекламодатели стали активнее. Если российский футбол будет зрелищным, на наших стадионах будут аншлаги, и телевизионные и прочие права будут адекватны вложениям, которые мы делаем. И наш футбол станет конкурентоспособным на мировом рынке. И все скажут, что футбол – это истинно русская игра!

– Молодец, Сергей, – ответил Путин. – Истинно русская игра футбол – 8 человек иностранцев бегают за "Зенит" в Лиге Европы. Во молодец!

Фурсенко улыбнулся.

– И два гражданина РФ, и один вратарь – три, – продолжил Президент. – Интересно нам все рассказали.

– Владимир Владимирович, мы практически во всех играх соблюдаем лимит! – ответил Фурсенко. – Это был единственный матч с испанцами, когда вышло больше иностранцев. Но мы реально готовим российских футболистов к чемпионату мира, и результат будет – увидите!

– Хорошо. Посмотрим.

"ВЫ ЖЕ ЗНАЕТЕ, КАК СТРОИЛСЯ ПЕТЕРБУРГ"

Заседание завершилось, и в фойе Сената я, разумеется, подошел к Фурсенко.

– Это была критика или пожелание?

– Я воспринял это как конструктивную критику, – ответил президент "Зенита". – И мы согласны, что надо развивать российский футбол. Но вы же знаете, как строился Санкт-Петербург. Приехали лучшие иностранные архитекторы, и сейчас мы гордимся этим городом, а недавно он был назван лучшей туристической точкой в Европе. Как мне кажется, с "Зенитом" произойдет то же самое.

Вице-премьер Виталий Мутко после интересного обсуждения выглядел счастливее обычного. И он тоже прокомментировал диалог.

– Президент всегда обращал внимание на то, что должны играть свои воспитанники, он это и имел в виду, – отметил Мутко. – Вот он был в Краснодаре, видел академию, и все выспрашивал у Галицкого – как, что, сколько детей, какая система. А когда Сергей Александрович начал выступать, он меня спросил – какой лимит у вас, как защищаете своих игроков? Такая позиция у нас – надо защищать доморощенных игроков. Ведь всегда можно найти более готового футболиста и ваш молодой будет сидеть. Я объяснил, что в Лиге Европы – свои правила, там нет лимита, и мы не можем влиять на клубы. Ну, ряд рекомендаций президент нам дал – озвучивать не буду!