Допинг
28 октября 2016, 18:15
Наталья МАРЬЯНЧИК
АБАКУМОВА: КОМУ НУЖНА МЕДАЛЬ С ЧУЖОЙ ФАМИЛИЕЙ?
В течение последних трех месяцев МОК лишил нашу страну уже восьми олимпийских наград Игр 2008 и 2012 годов. В числе пострадавших по итогам перепроверки проб оказались не только непосредственные фигуранты допинг-скандалов (легкоатлеты Анна Чичерова, Мария Абакумова, Юлия Чермошанская, Татьяна Фирова, Анастасия Капачинская, Денис Алексеев, Екатерина Волкова и тяжелоатлетки Надежда Евстюхина и Марина Шаинова), но и их напарники по эстафетным квартетам. Согласно правилам МОК, все эти спортсмены обязаны немедленно вернуть не только олимпийские награды, но и полученные вместе с ними дипломы и значки.
Тем не менее, по данным "СЭ", пока в адрес Олимпийского комитета России не поступила ни одна награда. Более того, некоторые из спортсменов публично заявили, что возвращать свои медали не собираются. В их числе – метательница копья Мария Абакумова, которая была лишена серебряной медали Игр-2008.
То второе место было одним из самых ярких событий в истории российской легкой атлетики: Абакумова вмиг превратилась из новичка в настоящую звезду команды на ближайшие два олимпийских цикла. К сожалению, теперь пекинский результат Марии аннулирован, так как ее проба при перепроверке дала положительный результат на запрещенный стероид туринабол. Но, несмотря на принятое решение МОК, Абакумова возвращать награду не собирается.
– Пока что я подала апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS), так что дело еще идет, и медаль пока остается моей, – заявила Абакумова в интервью "СЭ". – Но в принципе, у меня есть своя точка зрения по этому вопросу. Мне непонятно, например, если я верну медаль МОК – куда она отправится, в мусорку? Ведь на ней выгравирована моя фамилия, а перегравировкой никто заниматься не будет. Кому нужна медаль с чужой фамилией, да еще и потрепанная годами?
– Вы отдаете себе отчет, что если не вернете медаль, не сможете больше выступать?
– Это все очень странно и непонятно. Например, у меня действительно за эти годы обворовали квартиру, но медаль не взяли. Но ведь могли бы и взять – и что бы со мной тогда делали? Или почему, например, церемонии по вручению олимпийских медалей задним числом не устраивают для российских спортсменов? Я не слышала ни об одном таком случае. Все это выглядит как политика унижения российского спорта.
Вторит Абакумовой и муж и тренер метательницы молота Татьяны Белобородовой Николай Белобородов. Напомним, Белобородова (в девичестве – Лысенко) лишена олимпийского золота Лондона-2012, а также должна вернуть и ранее завоеванную бронзу чемпионата мира 2005 года.
– Конечно, никакой медали мы возвращать не собираемся, – сказал Белобородов. – Во-первых, Таня уже сказала, что мы будем судиться, то есть дело не завершено. Во-вторых, карьеру она закончила и в любом случае больше выступать не будет. Думаю, для многих она как была, так и осталась олимпийской чемпионкой. С нами ведут себя не по-человечески, и я не очень понимаю, почему мы сейчас должны вдруг вернуть медаль. Вот нашу страну упрекают в докладе, мол, что у нас государственная система поддержки допинга. Так если у нас система, почему же с нами за все это время никто не связался, никакой помощи с адвокатами и защитой не предложил? За нас никто не вступился, а теперь вдруг мы должны отдать медаль? Нет, я на это не пойду...
КИРДЯПКИН ВЕРНУЛ МЕДАЛЬ, НО ИРЛАНДЕЦ ЕЕ НЕ ПОЛУЧИТ
Слова Абакумовой о том, что возвращенные медали отправляются в "мусорку", на самом деле, имеют под собой основания. Спортсмены, которые становятся призерами Игр задним числом, в реальности получают новые медали, а вовсе не те, которые ранее вернули в МОК их дисквалифицированные соперники. Достать медаль нужного дизайна с любых Игр при желании несложно: у организаторов обычно остается запас неиспользованных наград, либо медаль можно изготовить заново.
Самый свежий пример – торжественная церемония вручения олимпийской бронзы Лондона-2012 ирландскому ходоку Роберту Хеффернану. Ирландец, который в олимпийском заходе на 50 км финишировал четвертым, вошел в число призеров после дисквалификации победителя Сергея Кирдяпкина. Россиянин, кстати, по данным "СЭ", свою медаль в МОК добросовестно вернул. 3 ноября на церемонии в городе Корк, откуда родом Хеффернан, ирландцу будет вручена новая награда.
– Это будет новая награда, специально изготовленная для Хеффернана, – подтвердил "СЭ" пресс-атташе Олимпийского совета Ирландии Джек Макгуран.
Таким образом, возврат медали в МОК имеет только символический, а не практический смысл. Особой логики в этом нет: если спортсмен официально лишен награды и дисквалифицирован, сама медаль значит не больше, чем просто кусок металла. Тем более, что в теории вернуть в МОК нужно и диплом медалиста, и даже значок. Вряд ли все призеры Игр хранят эти предметы по десять и более лет.
Тем не менее, чиновники МОК продолжают настаивать на возврате всех предметов, полученных в свое время на пьедестале почета дисквалифицированными спортсменами. Ответственным за воплощение этого желания в жизнь является Олимпийский комитет России. Однако никаких реальных рычагов, чтобы действительно заставить спортсменов вернуть медали, у ОКР нет. Единственной мотивацией тут может быть желание вернуться в спорт. Но в случае, если атлет уже завершил карьеру, получить у него награду обратно практически невозможно.
Случай с российской толкательницей ядра Ириной Коржаненко, которая отказалась возвращать в МОК олимпийское золото 2004 года, известен всем. Однако далеко не только российские атлеты с неохотой лишаются своих наград в случае дисквалификаций. Так, например, американский спринтер Джером Янг, лишенный олимпийского золота-2000 в эстафете 4х400 м, также публично заявил, что отсылать награду в МОК не собирается. Это неудивительно: Янг все равно дисквалифицирован пожизненно.