12 ноября 2020, 16:50
На сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовали гонорары фигуристок за участие в ледовом шоу «Влюбленные в фигурное катание». Первым эти документы нашел Sports.ru. Этот портал ранее уже писал о контрактах на шоу Татьяны Навки, когда вместо Алины Загитовой гонорар официально получал замдиректор школы «Самбо-70» Эдуард Аксенов.
Согласно документам, которые находятся в открытом доступе, самый большой гонорар за шоу получил его ведущий Дмитрий Губерниев — 388 800 рублей. Из фигуристов больше всего заработали парники — 511 632 рубля. Среди них были олимпийские чемпионы 2014 года Татьяна Волосожар и Максим Траньков.
Олимпийская чемпионка Алина Загитова, чемпионка мира и Европы Елизавета Туктамышева и чемпион мира и Европы испанец Хавьер Фернандес по документам получили по 357 504 рубля — по 119 168 рублей за каждую из трех смен. При этом шоу проходило только один день.
Заказчиком шоу выступила «Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий» департамента спорта города Москвы — государственное бюджетное учреждение. Дирекция заключила контракт на 8,7 миллиона рублей с ООО «Промоушн Трейд» за «услуги по организации спортивной составляющей Фестиваля фигурного катания «Влюбленные в фигурное катание». Поэтому гонорары и стали достоянием общественности — согласно российским законам, все массовые мероприятия, в которых фигурируют бюджетные средства, должны публиковать полную смету.
Ранее на том же сайте по аналогичной причине были опубликованы гонорары за шоу Татьяны Навки «Спящая красавица: легенда двух королевств». Тогда Загитова (формально через Аксенова) получила восемь миллионов рублей. Пусть на последнем шоу у нее было всего два номера, а шоу Навки проходило в новогодние праздники почти неделю, падение по финансам наблюдается стремительное. Основная причина, конечно же, пандемия и связанный с ней экономический кризис. Поэтому эксперты считают, что дальше будет только хуже.
— Рынок ледовых шоу не просто в плачевном состоянии. Он умер, его можно сказать больше нет, — поделился со «СЭ» известный агент Ари Закарян. — По пандемии за такие деньги фигуриста уровня Загитовой привлечь было невозможно. Можно было позвать олимпийскую чемпионку, но точно не 2018 года.
По мнению Закаряна, последствия пандемии фигурное катание как индустрия бизнеса будет ощущать еще лет пять-десять, поскольку кризис сильно изменил правила игры и расценки в индустрии. «Произойдет, скажем так, обнуление, — продолжает Закарян. — Старые, известные игроки уйдут с рынка и на их место придут новые. С новыми правилами игры и новыми расценками».
До пандемии средний ценник за выступление у фигуристок уровня Загитовой на зарубежных шоу составлял примерно 10 тысяч евро за выход на лед. На шоу в России гонорары были пониже — примерно 500-600 тысяч рублей за одно выступление. Участие в спецпроектах в качестве приглашенного гостя стоило дороже, чем контракт на несколько выступлений в рамках гастрольного тура или многодневных проектов. Поэтому в пересчете на одно конкретное преступление в новогодних шоу Навки Загитова получала 363 тысячи рублей, но сравнивать их с 357 тысячами за шоу «Влюбленные в фигурное катание» некорректно. Ранее такие ценники были скорее у звезд прошлых лет.
«Потребность в шоу уже не так очевидна, нет интереса, конкуренции. Поэтому падает и ценник», — объясняет Закарян. Прежде всего заметна потеря шоу в Японии — именно азиатские проекты ранее были самыми прибыльными и коммерчески успешными.
В России «золотое» время для фигуриста, когда зарабатывается до 70% всего годового дохода — это новогодние шоу. Согласно последним коронавирусным ограничениям Москвы, проведение таких шоу в столице нерентабельно. Татьяна Навка уже объявила о переносе новогодних представлений «Спящей красавицы».
— Хоть прямого запрета и нет, мы уже видим первые отмены шоу, — сетует Закарян. — Потому что невозможно окупить спектакль, если будет всего 25% от вместимости зала. Это коммерчески провальный проект. Организаторы это понимают, поэтому и отказываются от проведения шоу, несмотря на издержки.
Помимо Навки, на отмену новогодний выступлений идет и Илья Авербух. Кроме того, его продюсерская компания не стала проводить традиционное турне по городам России. Единственным проектом на Новый год у Авербуха в этом году пока планируется шоу в Сочи.
— Мы уже потеряли весну, когда много шоу на Западе и в Японии, теперь теряем новогодний слот. Многим фигуристам будет очень сложно продолжать заниматься спортом, потому что шоу — это единственный серьезный источник заработка для спортсменов, — объясняет Закарян.
Этой осенью кроме Москвы несколько крупных ледовых шоу прошло в Санкт-Петербурге, также в ноябре и декабре планируются шоу в Татарстане, Краснодарском крае, Твери. Но без столицы не будут полноценно развиваться и проекты в провинции, потому что они напрямую зависят от продюсерских компаний в Москве.
— Прежним фигурное катание не будет, всепридется начинать сначала. Все те успехи, которых наш вид спорта добился в последние годы сошли на нет. И перспективы не радужные. Помню, когда я весной предрекал долгосрочные проблемы, многие надо мной смеялись. Но теперь уже не до шуток, — резюмирует Закарян.
Сергей Иванов