СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 7-й тур. Завтра "ДИНАМО" - "КУБАНЬ"
Про нынешнего президента "Динамо", назначенного на этот пост две недели назад, широкой общественности известно мало. Даже несмотря на то, что он работает в клубе на разных должностях уже шесть лет. Информационный вакуум, по всей видимости, объясняется тем, что прежде Геннадий Леонидович находился в серьезной структуре - ФСБ, где дослужился до генерал-лейтенанта. А там лишнего болтать не рекомендуется.
В представлении большинства, и я не исключение, выходцы из ФСБ - люди, к пространным беседам не расположенные. А потому был готов к короткому разговору и ответам рубленым да формальным. Минут на десять, не больше. Проговорили же в результате полчаса.
ПЕНСИОНЕР "В ЗАПАСЕ"
- Возможно, ошибаюсь, но мне кажется, что футбольный клуб впервые возглавляет человек со столь высоким званием и из столь серьезного ведомства. Вы подобные примеры знаете?
- Хм, даже не задумывался об этом. С ходу в голову приходит разве что Александр Гусев, бывший президент "Рубина". Он, как и я, уже пенсионер "в запасе", если брать по части нашего ведомства. Других примеров не припомню.
- Может быть что-то общее между работой в той структуре, где вы были, и в футболе?
- Порядок-то везде должен быть! Я ведь в "Динамо" давно, с 2006 года. А в 2007-м, когда клуб валился, стал председателем совета директоров. Мы тогда дружно вытаскивали "Динамо" из ямы - и вытащили. А потом мне сказали спасибо, пожали руку, и я продолжил работать замом председателя ЦС "Динамо", оставаясь при этом членом совета директоров футбольного клуба. В какой-то момент был его вице-президентом. Одновременно работал в совете директоров нашего хоккейного клуба, который, как вы знаете, в этом году завоевал Кубок Гагарина.
- Перед футбольным "Динамо" тоже ставите цель быть первым в стране?
- Всегда хочется, чтобы любимая команда находилась наверху. Но на данный момент такая задача не стоит. Сейчас нам в первую очередь необходимо привести команду в порядок, поскольку она, на мой взгляд, разбалансирована. Это мы доверили Петреску. Надеюсь, у него получится.
- Про Петреску мы еще поговорим, а вы-то сами как очутились в футболе?
- Я всегда был в спорте, во время службы в том числе. Играл и в футбол, и в баскетбол - при своем невыдающемся росте. Во мне от земли до макушки всего-то 172 сантиметра. Но мне это не помешало бегать за баскетбольную сборную Таджикистана.
- В спорте больших у "маленьких" порой даже лучше получается.
- Это точно. Был очень забивным. Но баскетболом дело не ограничивалось - играл и в футбол. Чуть позже, например, за ветеранов области.
- Какой?
- Кулябской. Гонял в свое удовольствие. Там, кстати, и с Семиным познакомились, в Таджикистане.
- Вы родом оттуда?
- Родился я в Душанбе. Туда направили родителей, где в 49-м я и появился на свет.
- "Направили" - что значит?
- Тогда ведь не спрашивали. Папа у меня был военным, вот ему и дали приказ отправиться в Таджикистан.
- Вы в некотором смысле пошли по стопам отца?
- Можно сказать и так.
ГЕНЕРАЛ, ПРИЕЗЖАВШИЙ НА БАЗУ, - ЭТО Я
- Вернемся к футболу. Как в него попали?
- Знаете, хоть и играл в баскетбол, а всякий раз озирался на спорт № 1. Обожал и обожаю его до безумия. Прежде чуть что - начинал ногами жонглировать мячом. Играл с друзьями, естественно, непрофессионально. Так любовь к футболу в серьезный футбол и привела. Но здесь в футбольные дела, в тренерские, имею в виду, не вмешиваюсь в принципе. Ни при Кобелеве, ни при Божовиче, ни при Силкине себе этого не позволял. Сейчас - тоже. Мое дело - организовать, создать условия для команды, для тренера. С тем чтобы он мог без всяких проблем вести тренировочный процесс.
- Между тем применительно к "Динамо" очень часто говорят, мол, генералы влезают во все дела. Есть такие? Где здесь правда?
- Абсолютная неправда. Можете спросить у кого угодно - у тех же Кобелева, Божовича или Силкина.
- Один из них рассказал, что приезжали генералы на базу в Новогорск и "пихали" там по полной программе.
- Было. Скажем, я устраивал разнос. Я им не говорил, что они не той ногой бьют или не те тактические схемы претворяют в жизнь, а говорил о совершенно других вещах.
- Например?
- О том, что не выкладываются полностью, ножки берегут, характера у вас, ребятки, не хватает. Мол, за такие деньги находиться на таком месте в турнирной таблице стыдно. Дескать, вы себя профессионалами считаете, а я не вижу в вас никакого профессионализма. По-моему, лучше молодежь поставить, которая будет "драться", удовольствие доставлять публике тем, что она бьется, нежели наблюдать, как вы за миллионы нехотя перемещаетесь по полю. То же самое, если помните, в открытую на стадионе говорил Сергей Степашин.
- Когда состоялся этот ваш визит на базу?
- При Божовиче. Уж не знаю, как просочилась в прессу информация, когда во всех красках был описан "визит генерала", но теперь можете написать: это был я! Хотя провел там не больше пяти минут.
ПЕРЕГОВОРЫ С ГАЗЗАЕВЫМ ВЕЛИСЬ
- Вернемся к делам текущим. Что случилось раньше: вы узнали, что станете президентом клуба, или то, что выбор на посту главного тренера сделан в пользу Петреску? Или, быть может, его назначение стало вашей инициативой?
- Последнее - точно нет. Ну а история моего назначения проста: ушел Юрий Исаев, избрали президентом меня. Одновременно шли переговоры со многими кандидатами на роль главного тренера. Не буду всех называть. В конце концов остановились на Петреску. Его приглашение исходило не от меня. Беседы проводили с разными специалистами, но официально никому предложений не делалось.
- Много разговоров ходило вокруг персоны Валерия Газзаева. Что скажете по этому поводу?
- Желание пригласить его, как и желание у него самого, как мне сказали, поработать с нашей командой, было. Переговоры велись. Все-таки Валерий Георгиевич не посторонний человек для "Динамо", к тому же профессионал с именем, серьезной репутацией, грамотный, могу сказать про него только положительное. Но по ряду причин мы в итоге остановились на кандидатуре Дана.
- Говорят, что Степашин и Исаев ушли (или их "ушли") по причине того, что они лоббировали кандидатуру Газзаева, а главные акционеры оказались с ней не согласны. Сколько тут правды?
- Давайте так. Исаев - первый зампредседателя Центрального совета "Динамо". На носу - 90-летие футбольного клуба и общества, и у Юрия Олеговича огромный фронт работы именно по подготовке празднования и всех сопутствующих мероприятий. Плюс он депутат Госдумы, а это поездки и прочие текущие дела. Нагрузки, словом, у него хватает.
- А что скажете про уход Степашина?
- За Сергея Вадимовича додумывать не стану. Я его очень уважаю, мы с ним длительное время работаем вместе. Конечно, расстроился, что он ушел. Но не думаю, что он потерял интерес к "Динамо", к футбольному клубу. По сути, Сергей Вадимович остается в нашей команде. Он столько лет отдал "Динамо", пережил с ним такие времена. И всегда находился рядом.
ВОРОНИН "БЕЗ СКОБОЧЕК"
- На посту президента вы стартовали с поражения от "Терека", проигрыша и ничьей со "Штутгартом", приведшим к вылету из Лиги Европы. Единственное светлое пятно - победа над "Локомотивом", прервавшая стартовую безвыигрышную серию. Надо думать, не о таком дебюте в президентском кресле мечтали?
- Я прекрасно знал состояние, в котором находится команда, знал, на что иду, и отлично понимаю, что это не вопрос одного дня. К слову, то же самое я говорил Петреску. Сейчас самое главное - сплотить команду, оставить ее, грубо говоря, на плаву, а уж потом начинать работать над остальным. Правда, Петреску, как вы наверняка могли убедиться, очень эмоциональный, ужасно не любит проигрывать. Он не желает ждать, все хочет сейчас и сразу. В этом смысле - что мы хотим - мыслим с ним одинаково. К сожалению, ситуация такова, что моментально все сделать не удастся. Считаю: надо работать, работать и работать.
- А почему, по-вашему, команда оказалась в таком состоянии?
- Не хотел бы распространяться на данную тему. Просто не привык рассуждать о том, что кто-то до меня что-то не доделал. Мне привычней говорить, что мы будем делать, чтобы выправить положение.
- И что же?
- Уже сказал: работать, работать и работать.
- Звучит, конечно, красиво, но конкретный план у вас есть? Может, приобретения какие успеете сделать до закрытия трансферного окна?
- Если успеем, сделаем. Если нет, Петреску намерен работать с теми, кто есть.
- Просто ходили разговоры, что "под Петреску" акционерами якобы выделяются некие суммы на покупку футболистов. Это правда?
- Нет. Мы с ним говорили - он готов работать с этим составом. Конечно, рассказал ему о нынешней ситуации, она, наверное, его немного удивила.
- Что именно?
- Дан полагал, что на места Самедова, Воронина и Смолова есть люди.
- А есть ли у вас возможность, по вашим, уж позвольте пошутить, "фээсбэшным" связям, вернуть Воронина в "Динамо"? И имеется ли у вас такое желание?
- Андрея как игрока и человека очень уважаю. Мы с ним встречались уже после того, как меня назначили президентом. У нас хорошие отношения, он вам может подтвердить. Тем не менее сейчас мы его вернуть не можем - только через год.
- Слишком большие отступные, как слышал?
- Вопрос не в них, это кто-то пошутил. Там составлен довольно жесткий договор, без всяких, как говорится, скобочек.
- А он-то сам не жалеет, что всего недельку не дотерпел? Мог ведь остаться в "Динамо" и играть…
- Я ему говорил: терпи, казак! Но он ведь тоже такой - не может просто сидеть. Взрывной парень. Хотел и хочет играть. Может, он принял и правильное решение. В любом случае каждое решение игроков надо уважать.
- То есть вы сожалеете о том, что так вышло?
- Да. Безусловно. Считаю, он нам очень пригодился бы.
ДАЖЕ РАБОТАЯ В ФСБ, БЫЛ ОТКРЫТ ДЛЯ ПРЕССЫ
- После пяти поражений на старте можно стать чемпионами или хотя бы попасть на пьедестал?
- При такой конкуренции насчет тройки не знаю, но в пятерку вполне по силам. А там при благоприятном стечении обстоятельств, чем черт не шутит. Все будет зависеть от ребят.
- Но задача будет - попасть в пятерку?
- Не хотел бы так формулировать. Нам сейчас надо идти от матча к матчу.
- Следующая игра как раз весьма любопытная - с бывшей командой Петреску. На эту тему с ним общались?
- Он ни на чем подобном не зацикливается. Возможно, он о чем-то и умалчивает, но из бесед с Даном чувствую: он хочет доказать что-то не кому-то, а с "Динамо". Про особый же настрой на "Кубань" речи вообще нет.
- Поговаривают, что основным мотивом его перехода в "Динамо" были деньги.
- Не-е-ет, что вы! Могу сказать абсолютно точно: у нас он получает столько же, сколько в "Кубани".
- Серьезно?
- Совершенно! Вопрос о деньгах он вообще не ставил.
- Что же тогда его сподвигло на переход - Москва, амбиции клуба?
- На эту тему мы с ним не разговаривали. Мы обсуждали, что нужно делать, чтобы команде выбраться из ямы. Он сказал, что готов день и ночь быть с командой. Что, кстати, соответствует действительности. Дан живет на базе, там же ночует. Как и весь тренерский состав. Когда мы обратились к Петреску по поводу улаживания бытовых проблем, он отмахнулся - не до этого!
- То есть у него сейчас нет квартиры в Москве?
- Нет. Более того - пока он об этом даже не думает.
- Про вас, как уже сказано выше, мало что известно. Ходят слухи, что Степашин в свое время направил вас по линии ФСБ в Воронежскую, кажется, область, чтобы навести порядок там по финансовой части. Поговаривают, вас там до сих пор вспоминают и дрожат от страха, когда слышат ваше имя. Верно?
- Это было не в Воронежской - в Липецкой. Там я был начальником Управления ФСБ.
- И действительно навели шороху?
- Не сказал бы. У меня до сих пор много друзей в Липецке и Липецкой области, часто там бываю. Ведь я еще был там президентом футбольного клуба "Металлург". Работали мы тогда вместе с покойным ныне Володей Федотовым. Было все у нас неплохо, но потом я ушел - и чего-то они стали проваливаться. Поэтому нынче за "Металлургом" смотрю с сожалением.
А чтобы шорох какой-то наводить… Я выполнял свою работу. Вместе с ребятами, которые были у меня в подчинении.
- Но говорят, что несколько человек вы там посадили - за грехи их финансовые…
- Посадили. За нарушение закона.
- Выходит, вы человек жесткий в плане соблюдения порядка. На футбольном клубе это отразится?
- Дисциплина будет. Но в футбольной команде за нее отвечает тренер, а в клубе - я.
- Ваш предшественник был не слишком часто доступен для прессы. Вы как в этом смысле - тоже будете держать дистанцию?
- Почему?! Да я, даже когда работал начальником ФСБ, всегда был открыт для журналистов. Это ведь тоже часть моей работы.
- Приятно слышать. Но в "Динамо" за последние полтора года уже четвертый тренер, руководители меняются реже, но тоже регулярно. Петреску и вы надолго?
- У Дана контракт на три года. Думаю, он отработает его полностью. А там - жизнь покажет. Мне же работа на "Динамо" не надоест никогда. Это я вам точно говорю! Но в жизни всякое случается. Если будет решение "перебросить" меня куда-то, как в прежние времена говорили, подчинюсь. Но из клуба не уйду. Потому что люблю "Динамо". Да, могу с чем-то не соглашаться до принятия решения, но после буду делать все для того, чтобы это решение выполнялось.
- Из разговора с вами создается впечатление, что вы человек чести. Что может заставить вас самого уйти с поста президента клуба?
- Если почувствую, что не справляюсь, открыто об этом скажу.
- А что для вас значит - "не справляюсь"?
- Прежде всего если у команды отсутствует игра. Ведь болельщики ради красоты футбола приходят на стадион. Приятно же было, когда в 2007-м нашу команду называли играющей с ее "волшебным треугольником" - Семшов, Хохлов, Данни. В прошлом году люди восхищались "Динамо" с Ворониным, Самедовым, Кураньи, тем же Семшовым. Если и при мне команда станет так играть, скажу: я свое дело выполнил.
- Остается вам этого пожелать.
- А еще хочу, чтобы в жизнь воплотилась мечта Фурсенко - чтобы Россия в 2018-м стала чемпионом мира.
- А когда "Динамо" - чемпионом страны?
- Мне бы хотелось, чтобы уже в этом сезоне. Но, к сожалению, пока так не получается. Однако у нас очень хорошая молодежная команда. Прекрасно работает академия. Как результат - наша молодежка идет на первом месте в своем турнире. Но дело даже не в этом, а в том, что мне очень нравится, как она играет. А раз так, верю, что результат придет.
Александр МАРТАНОВ