Премьер-лига (РПЛ). Статьи

5 декабря 2014, 23:30

Холодная война: между весной и осенью

Евгений ЗЫРЯНКИН
Обозреватель

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Каждую зиму и каждое лето мы обсуждаем "осень – весну". Точно так же, как несколько лет назад каждое лето и каждую зиму обсуждали "весну – осень". Очередные матчи при минусовой температуре заставили в очередной раз задаться вопросом – какая система лучше?

Евгений ЗЫРЯНКИН

Аргументы "весенников" и "осенников" общеизвестны. Свои считаются единственно верными, чужие – стопроцентной завиральщиной. Перекрестных достоинств и недостатков антагонисты предпочитают не замечать, ведь для этого придется признать собственные заблуждения, а то и уступить. Похоже, эта "холодная война" будет тянуться еще долго, и нам остается лишь наблюдать за ней с нейтральной колокольни, не склоняясь явно к одному из лагерей. Ведь так или иначе отчасти правы оба. Давайте разберемся, кто в чем.

Базис всех препирательств – климатические условия России, в которых, с какой стороны ни взгляни, полноценно играть в футбол можно всего семь месяцев с апреля по октябрь и еще два "туда-сюда". И лишь на южной территории, относительно небольшой в масштабах всей федерации, этот срок достигает стабильных девяти, с тем же люфтом.

В этих реалиях отказ от летнего футбола выглядит совершенно противоестественным, поскольку сокращает и без того короткую благодатную пору и превращает чемпионат, вынужденный добирать игровые дни в конце ноября и декабре, в антисоциальный проект. Причем "испытанию футболом" подвергаются не только зрители и тренеры с игроками, но и поля. В формуле "осень – весна" дефис стал минусом на термометре.

Когда шло обсуждение "смены дат", одним из узловых условий перехода было возведение крытых арен и вместительных манежей. Они упразднили бы погодную проблему и заставили "весенников" капитулировать. Все-таки в тепле и комфорте футбол гораздо приятнее, чем в испепеляющую 35-градусную жару континентального российского лета или под ливнями. Не случайно "Олимпийский" в 80-е заполнялся битком, тогда как в Лужники, на Восточную улицу и в Петровский парк в ту же самую пору, даже на еврокубки, собирались горстки зрителей.

Увы, в инфраструктурном вопросе нас всех обманули. Манежей нет и в ближайшее время не будет.

***

Вместе с тем "горстки зрителей" упомянуты умышленно – и это уже козырь "осенников". Незачем называть холодное теплым и выдумывать, будто раньше трибуны в ноябре ломились от публики. Кто постарше прекрасно помнит, что прежде чемпионат страны всегда заканчивался на заснеженных стадионах, в обрамлении сугробов, оранжевым мячом и в присутствии двух-трех, от силы пяти тысяч человек. На определяющие матчи, конечно, являлись толпы – и в снег, и в стужу. А ничего не значащие лицезрелись стаей прохожих и зевак, даже на югах. Бесстрастно запротоколированный факт.

Теперь же турнирная борьба в самом разгаре, проходных игр практически нет, и посещаемость, пусть она и объяснимо падает в сравнении с ранней осенью, все равно остается приличной. Иначе, думаю, трансляция встречи "Рубина" и "Зенита", лишенная при старой схеме подлинной интриги (хозяева застряли в середине таблицы, гости уже недосягаемы), и тем пуще "Арсенала" и "Уфы" стыдливо скрывала бы сплошные пустоты на трибунах.

К этой козырной десятке "осенники" подкидывают и валета, справедливо утверждая, что финишные матчи из ноября переносить некуда, тогда как сейчас можно безболезненно сдвинуть на весну целый тур, и не один. Впрочем, у "весенников" есть в рукаве дама: на их резонное замечание, что особого рвения в переносе стылых игр клубы не проявляют, и если уж единственный подобный случай нарушил планы и испортил жизнь сразу двух команд, то при повсеместном применении вообще все пойдет кувырком, внятного ответа пока не прозвучало.

Здесь нужно понимать, что любые переносы – зло, но зло вынужденное, без которого порой не обойтись. Передвигают матчи и в консервативной Англии, и в принципиальной Германии. Бывает, что целыми "пакетами". И с этим приходится мириться, как с любым форс-мажором. В конце концов травмы, дисквалификации, дальние перелеты тоже мешают нормально играть и работать – и никуда от них не денешься.

Другое дело, из-за чего и ради чего переносить. Скажем, ЦСКА в 2005-м и "Зенит" в 2008-м, чтобы преуспеть в еврокубках, сносили на потом несколько весенних игр чемпионата страны. При старой формуле такая возможность была. При нынешней – нет. Может быть, потому, что на успехи в Европе больше никто не рассчитывает?

***

Еврокубковая тема была еще одной сваей переходной идеи. Ее установщики убеждали, что сдвиг фаз автоматически сместит акценты подготовки, и если раньше наши клубы в оптимальном игровом тонусе подходили к стартовым раундам, в августе-сентябре, то теперь будут делать это на стыке зимы и весны.

Действительность показала, что это был надуманный предлог. И подтвердила давно известную истину: успехи в Европе зависят не от календаря, а от качества игры и игроков. Если эти компоненты на уровне, то и старт удастся, и "весна" сложится. Нет – хоть ты тресни, хоть в январе начни чемпионат, толку не будет.

Не надо вычленять из времен года причины и следствия международных достижений. Не "весна – осень" приносила нам Кубки кубков и УЕФА, а класс и пиковое состояние отечественных команд. И явно не "осень – весна" повинна в том, что они не добираются сейчас до призов, а предельно высокая конкуренция вкупе с высочайшим уровнем соперников в Лиге чемпионов и не в последнюю очередь неудачный жребий ("Порту" для ЦСКА, "Челси" для "Рубина") в плей-офф Лиги Европы.

Другой посыл временного переворота – лауреаты чемпионата должны стартовать в еврокубках немедленно и в тех же составах, а не через восемь месяцев, перетряхнув ряды – был бессовестно опорочен сначала армейцами, низвергнутыми АИК, а потом, в виде фарса (хорошо еще, что не фарша), "Анжи", который за лето успел развалиться. Так что эта тема раскрыта и исчерпана.

Однако есть и очевидный плюс. На протяжении десятилетий наши евроделегаты постоянно попадали в одну и ту же ситуацию: готовиться к декабрьским, а порой и поздним ноябрьским матчам им приходилось через тренировки, без игровой практики. При нынешней схеме розыгрыша этот конструктивный недостаток устранен. И хотя раздаются недовольные голоса – мол, лиге приходится подстраиваться под "Зенит" и ЦСКА вместо того, чтобы пораньше уйти в отпуск, все же нельзя забывать, что чемпионат России не самодостаточный турнир, и одна из его программных целей – подготовка клубов для участия в еврокубках.

***

Отдельная статья доходов от сезонного переворота – трансферы. Основная часть сделок совершается летом, а не зимой. Поэтому "осенники" логически доказывают, что модернизировать состав и впаять новичков надо перед началом и в стартовые недели чемпионата, а не посреди сезона, когда медальная гонка в разгаре и серия осечек, вызванная несыгранностью, грозит непоправимой потерей турнирных позиций.

"Весы" пытаются уравновесить этот довод, кивая на невысокий имидж российского футбола: звезды к нам почти не едут, а соперничество за талантливых ребят с европейскими клубами мы выигрываем только деньгами и самых желаемых получаем нечасто. Тогда как зимой, когда рынок гораздо менее активен, есть возможность хорошенько усилиться, а длинный тренировочный цикл позволяет еще до возобновления официальных игр наладить взаимопонимание вновь прибывших со старожилами.

"В Европе зимой мало переходов: бюджеты сформированы, составы наиграны, клубы укрепляют только отдельные позиции, – делится соображениями Константин Сарсания, знающий рыночную экономику футбола от а до я. – Поэтому нашим клубам проще работать в этот период: у игроков, которые по каким-то причинам осели в запасе или просто хотели бы сменить обстановку, чаще всего нет других предложений, кроме российских. Благодаря этому и договориться легче, и ценник ниже. Да и тренерам удобнее собирать и готовить команду на длинную дистанцию, чем на тринадцать туров, как сейчас".

С другой стороны, этим летом к нам приехали Вальбуэна, Гарай, Хави Гарсия. Зимой их никто бы не отпустил. А наш чемпионат, будем честными, становится сильнее только за счет таких футболистов.

***

На мой взгляд, суть проблемы вовсе не во временах года, а в том, что мы настойчиво хотим воткнуть квадратную уключину в пятиугольные пазы. Быть, как все, сделать, как везде, упуская из вида особенности – развития, коммуникаций, быта, того же климата. Играют в топ-лигах по 18-20 команд, "гладким" чемпионатом с августа по май – нам надо так же. Да обязательно с недельным циклом и турами по выходным, да чтобы все матчи в разное время.

В принципе это осуществимо и в нынешних условиях, без манежей. Удается же как-то составителям календаря подогнать одной команде четыре последовательных домашних матча, а другой – столько же подряд выездных. Только происходит это почему-то в августе или сентябре, а не на стыке осени и зимы, когда сама природа велит сделать "безвылазными" хозяевами полей всех российских южан и снарядить к ним в гости уральский легион. Неужели это нерешаемая задачка?

А вот как быть с летом? Чемпионаты мира и Европы каждый четный год вырубают подчистую два футбольных месяца, и никуда от этого не денешься ни при какой формуле. В советские времена эту беду изживали радикальным методом: сборники ехали защищать флаг и герб, а остальные команды, как ни в чем не бывало, продолжали внутренние разборки. Потом от такой практики ушли, и подход стал дифференцированным – в один сезон ранний старт, пауза в конце мая – июне – начале июля и поздний финиш, в другом начало и конец в разумные сроки, а летом главная страда, безо всяких недельных циклов, с турами через 4-5 дней, включая четверги и понедельники. Может быть, и сейчас имеет смысл продлевать сезон, стартовавший в августе, до середины июня?

Только, как ни заверни, одна несуразица остается. Три месяца перерыва в чемпионате и два между двумя турнирами – обычное дело для многих западных лиг, но в нашем представлении дикое, так и не одомашненное. Просто не укладывается в голове, зачем убирать в морозилку только что сваренный, кипящий сезон и есть его потом подогретым, зато летом, едва доев обеденный десерт, опять приступать к завтраку.

Свыкнуться с этим, как мне кажется, можно только в одном случае – если пойти своим, особенным путем и разделить чемпионат надвое. Играть не в два круга "каждый с каждым", а двумя осенними подгруппами и весенними финальными "пульками". Глядишь, три изъяна – общий класс премьер-лиги, состоящей из двух почти одинаковых, но абсолютно неравных частей, многоэтапная структура соревнований и дисбаланс времен года, собравшись воедино, станут одним достоинством.

А лето когда-нибудь все равно наступит.

26