14 апреля 2018, 10:00
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 26-й тур
Сегодня "ДИНАМО" - "ЛОКОМОТИВ". 14.00 (мск)
В мае Семину исполнится 71. Для подавляющего большинства болельщиков он, во-первых, тренер и только тренер. А во-вторых – до мозга костей железнодорожник. Человек, который ассоциируется исключительно с "Локомотивом".
Нет Семина – нет "Локо". И дело не только в былых победах. Прогресс красно-зеленых после возвращения мэтра, прошлогодняя победа в Кубке России и нынешнее лидерство в чемпионате доказывают верность этого утверждения.
А вот сказать, что без "Локо" нет Семина, будет преувеличением.
Да, как тренер он мало что выиграл "на стороне", хотя работал везде: на Кубани и в Таджикистане, в Мордовии и в Дагестане, в Азербайджане и даже в Новой Зеландии! Но только с киевским "Динамо" ему удалось завоевать титулы.
Однако в большинстве случаев трофеи Семину изначально не светили. И смелость, с которой он брался за новые вызовы и приключения, наоборот вызывает еще больше уважения.
Одним из таких вызовов стала работа в московском "Динамо" 12 лет назад.
В ОДНОЙ КОМАНДЕ С ЯШИНЫМ
Клуб это для Семина, мягко говоря, не чужой. Именно там прошли лучшие годы карьеры Семина-игрока. За бело-голубых полузащитник выступал с 1968 по 1972 год. Выиграл Кубок СССР. Был в шаге от чемпионства, когда в легендарном "золотом матче" матче "Динамо" проиграло ЦСКА 3:4. Выходил в полуфинал Кубка кубков.
Правда, в самом полуфинале не сыграл. Константин Бесков не включил хавбека в состав на матч с "Црвеной Звездой", и тот вспылил. Написал заявление об уходе, ушел в алма-атинский "Кайрат". Но до этого, без сомнения, оставил яркий след, проведя почти сотню матчей в одной команде со Львом Яшиным и Валерием Масловым.
– Было очень комфортно и уверенно играть со Львом Ивановичем, – вспоминал Семин. – Только теряешь игрока, как слышишь: "Посмотри, что у тебя за спиной". Он из ворот все видел, всю игру контролировал. Это был его самый большой козырь. На поле и в перерыве мог прилично поругать, но никто не обижался, потому что всегда это была очень справедливая критика. А в жизни – добрейший человек. Редко встретишь людей, которые всегда желают добра, и искреннее хотят, чтобы молодой игрок прогрессировал.
ПОЧЕМУ В 2005-М ИСПОРТИЛИСЬ ОТНОШЕНИЯ С "ЛОКОМОТИВОМ"
Именно светлое динамовское прошлое стало ключевым фактором для Семина в конце 2005-го, когда он покинул сборную России и выбирал, где продолжить карьеру. Из национальной команды его никто не выгонял. Наоборот, Виталий Мутко предлагал остаться даже несмотря на не выполненную задачу: Россия не сумела выйти в финальную часть чемпионата мира, сыграв в решающем матче 0:0 со Словакией.
– Совмещение работы в клубе и сборной невозможно, а работать только в национальной команде для меня оказалось чересчур непривычно, – говорил тогда Юрий Палыч. – Тренировать клуб и сборную – две разные вещи: в клубе ты постоянно находишься в тонусе, в сборной же паузы между играми слишком велики.
Семин тот цикл спасал после неудачного старта Георгия Ярцева – не спас. Но в семи матчах под его руководством сборная ни разу не уступила. В том числе сыграла вничью с Германией и Португалией.
Многие ждали, что после сборной Семин вернется в "Локомотив", ведь за полгода до этого подавалось все так, словно красно-зеленые лишь на время командируют своего многолетнего рулевого спасать Отечество.
Почему же из командировки в сборную Семин вернулся не в "Локомотив", а в "Динамо"?
– Очень сложный вопрос. Особенно для болельщиков "Локомотива", – рассуждал Семин. – Им я и хочу сказать: не все зависело от меня. Наверное, по взглядам на развитие клуба мы с руководством "Локомотива" перестали понимать друг друга.
Непонимание это проявилось и при уходе в сборную. Именно президент клуба Валерий Филатов не дал Семину совмещать должности.
– До сих пор считаю, что это было бы идеальным вариантом, – говорил Семин.
– Совмещение не пошло бы на пользу ни "Локомотиву", ни национальной команде, – утверждал в свою очередь Филатов.
А еще Семин утверждал, что за время его отсутствия "Локо" растерял многое из того, чем славился раньше. И критиковал своего преемника Владимиру Эштрекову.
– Не была сохранена атмосфера единства между клубом, игроками и болельщиками. Последних перестали вдруг пускать на базу. Непонятен мне карт-бланш, который Эштреков дал Биджиеву в селекционной политике. Непонятно и вмешательство в чисто тренерские вопросы – когда замены делались чуть ли не с трибуны. Эштреков не смог сохранить необходимую рабочую обстановку – отсюда и результаты.
Возвращение в "Локомотив", где все изменилось, было исключено.
ЧЕМ ЗАМАНИЛО "ДИНАМО"
В "Динамо" Семина звали по всем правилам – чинно, солидно, в несколько этапов. Пригласил тогдашний председатель совета директоров, а по сути владелец клуба Алексей Федорычев. Кандидатуру поддержали председатель Центрального совета Владимир Проничев, председатель попечительского совета Сергей Степашин и гендиректор Юрий Заварзин. Со всеми проводились беседы. Прозвучали серьезные гарантии.
И Семин согласился.
– Думаю, совместными усилиями мы "Динамо" поднимем, – говорил Юрий Палыч сразу после вступления в должность главного тренера.
А поднимать было что, потому что год за годом бело-голубые не могли вернуться на лидирующие позиции. Да что там лидирующие. В 2004-м они чудом избежали вылета (спас другой зубр – Олег Романцев), а в 2005-м приобретение массы звезд вроде Манише и Коштиньи подняло команду лишь на восьмое место.
И тут мы плавно подошли к теме португальцев. В середине нулевых "Динамо" прогремело агрессивной трансферной политикой – нацеленной именно на игроков из Португалии. Закупка звезд имела колоссальный пиар-эффект, но толку на поле было маловато.
Задача перед Семиным стояла четкая – обуздать нрав звезд, заставить трудиться на максимуме и отрабатывать потраченные на них гигантские средства.
– В "Динамо" происходят серьезные изменения, и мы должны поскорее разобраться с составом, определить костяк, – говорил в межсезонье Семин. – Для меня во главе угла не гражданство, а качества игрока. И сейчас мы оставляем тех, кто наилучшим образом проявил себя независимо от национальности. Те же ориентиры сохранятся и при подборе новых исполнителей. Но если на одну позицию с равными шансами будут претендовать наш соотечественник и иностранец, предпочтение всегда отдадим своему. Легионер будет играть только в том случае, если он сильнее.
Семин уважительно говорил о динамовских инвесторах, о политике клуба. По его мнению, громадные деньги, которые вкладывались, свидетельствовали о развитии всего российского футбола. Привлекали Семина и масштабные проекты вроде строительства базы в Новогорске.
– То, что было до моего прихода, меня не очень интересует, – уверял Семин. – Думаю, я достаточно самостоятельный человек, чтобы не позволить вмешиваться в мои тренерские дела. И люди, руководящие "Динамо", отдают себе в этом отчет, в чем я убедился в долгих беседах с ними. В конце концов, я человек контактный и уверен, что найду общий язык со всеми.
Звучало все многообещающе.
И ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СЛУЧИЛОСЬ С КОШТИНЬЕЙ
Никакой базы в июне не появилось. Сдали ее только через два года. А Семин уже на первых сборах в начале 2006-го понял, что задача перед ним стоит, по сути, невыполнимая. Иностранцы, привезенные агентом Жорже Мендешем, всем своим видом показывали, что пахать на максимуме за букву "Д" не собираются.
В первую очередь это касалось победителя Лиги чемпионов Коштиньи, с которым у Семина случился открытый конфликт.
Каноническая версия такова: португалец требовал, чтобы ему чистили бутсы. А когда в этом было отказано, на следующий день пришел на поле в тапочках и не участвовал в тренировке. После чего не объяснился и потому был отправлен в Москву.
Сам Коштинья позже уверял, что просто не нашел обуви, и дело вообще не в бутсах, а в том, что тренеры его не уважали, как и других легионеров.
В действительности конфликт назревал давно. Полузащитник бравировал тем, что находится на прямой связи с Федорычевым и давал понять, что тренерские указания для него – ничто. Семин демонстративно строил легионеров. При активном участии вратаря Сергея Овчинникова, который ушел к Семину из "Локомотива".
Хотя в контрольных матчах Коштинья, как и другие, поначалу играл.
В такой ситуации помочь могла только капитальная чистка состава. Вот только Федорычев был к ней не готов, ведь потратил на громкие трансферы десятки миллионов евро! Платить еще столько же в виде неустоек было бы слишком. Кроме того босс бело-голубых как раз в тот период узнал, что ему не достанутся обещанные ранее земли в Петровском парке, и стал постепенно охладевать к динамовскому проекту.
"ВПЕРВЫЕ В КАРЬЕРЕ ВОЗНИКЛИ РАСХОЖДЕНИЯ С БОЛЬШОЙ ГРУППОЙ ИГРОКОВ"
Уже в феврале начались задержки зарплаты, что только усугубило ситуацию. Игроки злились, Федорычев с ними на контакт не выходил, отдуваться приходилось Семину. И даже десант проверенных бойцов в лице того же Овчинникова, Дмитрия Хохлова, Алексея Смертина и Игоря Семшова не помог.
"Динамо" провалило старт сезона. Болельщики тур за туром поддерживали Семина с трибун, понимая суть происходящего. Призывал потерпеть и Степашин. Но результаты были слишком удручающими, чтобы гордый, вспыльчивый и привыкший к победам Семин сохранял спокойствие. После 14 туров в активе бело-голубых была всего одна домашняя победа над "Лучом", семь ничьих и семь поражений. Команда шла предпоследней в зоне вылета.
А 4 августа в 15-м туре "Динамо" уступило в дерби "Торпедо", также находившемуся в подвале таблицы. 0:3. И Семин подал в отставку. Его долго уговаривали передумать, но тщетно.
– Я ушел в интересах клуба, – объяснял тренер в интервью "СЭ". – Впервые в тренерской карьере у меня возникли расхождения с большой группой игроков. Так готовиться к матчам, как они, было за рамками моего понимания. Отдельные футболисты пренебрегали заданиями, которые получали на предыгровых установках, не проявляли должной самоотдачи на поле. Из матча в матч происходило игнорирование тренерской воли. Рычагов управления в моем распоряжении оказался минимум. Стоило пригрозить футболисту штрафом, как следовал ответ: "Прежде чем штрафовать, выдайте зарплату". На этой почве еще в феврале началось разобщение. Подобное обычно случается, когда клуб, мягко говоря, не очень сильный, когда не клуб руководит игроками, а игроки клубом. Отсутствие единства в коллективе, в клубе, без чего невозможно добиться результата, и подвигло меня к уходу из "Динамо". Клуб был не в состоянии поставить разгильдяев в рамки цивилизованного выполнения профессиональных обязанностей. Многим из них тренерская чехарда была только на руку. С диктатом игроков я никогда не смирюсь. Смириться, значит потерять себя.
При этом Семин был уверен, что в "Динамо" он приобрел колоссальнейший опыт и профессионального лица не потерял, действовал исключительно в интересах футбола. А на прощание он сказал фразу, лучше всего характеризующую суть этого клуба.
– Много разных влиятельных людей в руководстве и вокруг.
ДОСТОЙНОЕ НАСЛЕДИЕ
Семин покинул "Динамо", когда оно было на дне, но проделанная им за несколько месяцев работа вскоре дала плоды. Ведь, например, это он настоял на заключении контрактов с Антоном Шуниным и братьями Комбаровыми. После Юрия Павловича бело-голубых принял Андрей Кобелев. Молодой тренер избежал вылета, а еще через два года привел команду к бронзовым медалям. Без сомнения, заложенный ранее фундамент Кобелеву помог. А сегодня наследием Семина в "Динамо" можно смело назвать Дмитрия Хохлова, который завершил в этом клубе карьеру игрока, там же начал тренерскую, и в прошлом году принял главную команду.
Ученик против учителя – классическая история.
И | М | О | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Краснодар | 15 | 32-7 | 37 | |
2 | Зенит | 15 | 33-7 | 36 | |
3 | Локомотив | 15 | 30-18 | 34 | |
4 | Динамо | 15 | 31-17 | 30 | |
5 | Спартак | 15 | 25-12 | 28 | |
6 | ЦСКА | 15 | 24-10 | 27 | |
7 | Рубин | 15 | 17-22 | 19 | |
8 | Ростов | 15 | 20-26 | 17 | |
9 | Акрон | 15 | 19-30 | 16 | |
10 | Пари НН | 15 | 15-27 | 15 | |
11 | Динамо Мх | 15 | 9-14 | 15 | |
12 | Кр. Советов | 15 | 13-23 | 12 | |
13 | Химки | 15 | 16-28 | 12 | |
14 | Факел | 15 | 10-23 | 12 | |
15 | Ахмат | 15 | 13-29 | 9 | |
16 | Оренбург | 15 | 16-30 | 8 |
И | Г+П | ||
---|---|---|---|
|
Алексей Батраков Локомотив |
14 | 16 (10+6) |
|
Джон Кордоба Краснодар |
11 | 11 (8+3) |
|
Эсекиэль Барко Спартак |
14 | 10 (5+5) |