19 мая 2020, 17:00
Возобновление некоторых чемпионатов после коронавирусной паузы сопровождается бурными дебатами — многим не нравится, как выглядят соревнования без публики. Раздражают бесконечные ряды пустых кресел, гулкое эхо, отсутствие эмоционального взаимодействия зрителей и спортсменов. Некоторые уверяют, что большой спорт без личного присутствия тысяч фанатов — это профанация. Большинство организаторов соревнований к подобным обвинениям оказались не готовы. А там, где попытались поменять ситуацию, разразился скандал. Корейцы были вынуждены извиняться после того, как рассадили на трибунах надувных кукол, изготовленных фирмой по производству секс-игрушек.
Есть ли адекватный выход из создавшейся ситуации? Целиком проблему до появления прививки от COVID и поголовной вакцинации людей, безусловно, не решить. А это точно случится не раньше 2021 года. Однако значительную часть недовольства за счет разных ухищрений снять реально. Ведь в некоторых лигах и видах спорта приходились иметь дело с пустыми трибунами задолго до пандемии. Определенный опыт в этом отношении накоплен, и он не обязательно связан с массовым «подгоном» на стадионы школьников, студентов и бюджетников (что в нынешних обстоятельствах нереально).
Для начала два слова о том, почему соревнования проходят на больших стадионах, а не на маленьких тренировочных аренах, где на спортсменов и публику не давили бы тысячи пустых зрительских мест. Очевидно, что матчи в условиях ослабления карантина возобновлены не ради спортивного интереса, а для выполнения телеконтрактов. На тренировочных полях организовать качественную картинку крайне проблематично, в отличие от больших арен, где есть все технические возможности для нормальной трансляции.
Сильно портят внешний вид унылые монотонно-пустые трибуны. Здесь существует сравнительно недорогое решение, реализованное в том числе на некоторых российских стадионах. Если соседние кресла выкрасить в разные броские цвета, ощущение пустоты уходит — при быстром движении камеры порой даже возникает иллюзия аншлага. Кроме того, на будущее можно заморочиться показом в качестве фона заполненных трибун — как это порой делается для проекции на разные страны разной рекламы. Настроения спортсменам это не прибавит, но раздражение у зрителей снимет.
Практически наверняка в самое ближайшее время в трансляциях вместо эха пустых стадионов появится интершум. Вопрос сейчас только в том, как заставить его адекватно реагировать на происходящее на поле. Но при нынешних технологиях эта задача тоже вполне решаема. Конечно, часть болельщиков все равно останется недовольной — им будет казаться, что им вместо искреннего боления предлагают какой-то субстрат. Но здесь надо выбирать — либо рисковать здоровьем десятков тысяч людей, либо на время смириться с искусственными эмоциями. В любом случае, хуже, чем есть, уже не будет.
Два слова о других, более материальных способах решения вопроса пустыми трибунами, помимо компьютерной анимации. В принципе, надо признать, что корейцы двигались в верном направлении — только в спешке ошиблись с производителями искусственных болельщиц. В Европе в низших лигах некоторые команды и раньше использовали для создания эффекта присутствия болельщиков различные предметы. Некоторые привязывают к креслам разноцветные воздушные шарики, некоторые — рассаживают по трибунам «пугал». За небольшую плату любой болельщик может попросить приделать этой кукле свое лицо-фотомаску. Это дополнительный источник пополнения бюджета клуба.
Также в Европе есть опыт драпировки трибун плакатами с изображением фанатов. Как вариант — можно разрешить фанатам рисовать свои любые лозунги и полотна и силами работников стадиона размещать их поверх пустых кресел. Таким образом болельщики смогут заочно передать футболистам свою поддержку. В общем — вариантов масса. Было бы желание, а решить можно любые вопросы. Другое дело, что организаторы соревнований должны думать на шаг вперед и не надеяться, что зрители пару недель как-нибудь перетерпят. Пустые трибуны — это надолго, и они способны стать причиной падения рейтингов трансляций, чего в нынешней ситуации всем хотелось бы меньше всего.