Давайте верить в лучшее и надеяться, что летом турнир РПЛ все-таки будет продолжен. Пусть без зрителей, но команды начнут выходить на поле. Понятно, что это крайняя мера, и она не принесет участникам чемпионата ничего, кроме неокупаемых расходов на организацию матчей при пустых трибунах. Но способ минимизировать потери, а заодно дать как можно большему количеству людей зрелище есть — и достаточно действенный.
По моим данным, в последнее время ситуацию с игрой за закрытыми дверями обсуждал ряд клубов из верхней части таблицы — на уровне владельцев или кураторов от госкорпораций. У функционеров есть опасение, что болельщики могут остаться вообще без футбола. Мол, на стадионы народ не пустят по эпидемиологическим соображениям, единственным источником становится основной вещатель — «Матч ТВ». При этом телекомпания львиную долю встреч премьер-лиги транслирует на специализированном платном канале.
Согласно контракту между РПЛ и основным вещателем, заключенному в июле 2018-го на четыре года, участники чемпионата делятся на категории «А» и «Б» со следующим порядком показа на общедоступном ТВ: 10 встреч «А» между собой, 11 — «А» с «Б», и 39 — «Б» с «Б». 60 — это максимальное число трансляций, а минимальное равно 45-ти (данные «Комплексного исследования экономики российского футбола», проведенного консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers). При этом если один матч двух команд «А» был показан на федеральном канале, то ответный зрители уже точно бесплатно не посмотрят. Иными словами топ-игр на общедоступном экране крайне мало, чуть менее интересных почти столько же, а вот битв середняков и аутсайдеров хватает. Только вот вряд ли они привлекают внимание широкой аудитории.
В обычных условиях у болельщика оставался выбор — поход на стадион вместо просмотра «платки» дома. Но после пандемии альтернатива наверняка пропадет, ворота стадионов не распахнутся. Руководители ведущих клубов, по моей информации, задаются вопросом, насколько это справедливо именно в нынешних условиях. Ведь можно сколько угодно иронизировать над тем, что спорт номер один несет, помимо прочего, большую социальную нагрузку, но это действительно так. Особенно, сейчас. Качественный футбол вполне способен стать для людей глотком свежего воздуха после долгой самоизоляции.
Приведу примеры Италии и Англии, где спорт номер один сродни религии. На Апеннинах вынашивают идею возобновления сезона двумя ответными матчами полуфинала Кубка с шикарными вывесками: «Ювентус» — «Милан» и «Наполи» — «Интер». Сетка турнира давно не была такой интересной, а тут все сошлось как по заказу — футбольные власти полагают, что такие встречи покажут всей нации: «Мы справились с заразой, наша игра жива!». А уже потом рестартует и серия А.
В Британии же, где развита культура просмотра матчей в тесноте пабов, парламент предлагает сделать все трансляции АПЛ после возобновления сезона открытыми с посылом «доставим футбол на дом, только никуда не выходите».
Для России, где футбол не настолько популярен, важно не просто поднять дух населения, но и не растерять в условиях опустевших арен болельщицкое ядро, считают в руководстве ведущих команд премьер-лиги. Да, платное ТВ — перспективное направление, в будущем хороший источник дохода. Но если в данный момент ничего не изменить в плане методологии показа, то появится риск впоследствии недосчитаться тысяч потенциальных зрителей. Согласно исследованиям Mediascope и соответствующих служб ряда клубов РПЛ, телеаудитория турнира снижается пропорционально уходу матчей в платную сферу. Например, в 2011 году охват трансляции одной из встреч «Зенит» — «Спартак» составил 7 миллионов человек, в конце 2017-го — 4,4 миллиона, а в сентябре 2019-го — 3,8 миллиона (данные Mediascope).
К тому же есть сомнения в том, что в нынешних непростых экономических условиях потребитель охотно понесет деньги в кассу вещателя. У большинства есть более насущные расходы, кто-то потерял работу из-за распространения коронавируса, у кого-то снизилась зарплата. Нужно быть очень большим фанатом, чтобы тратить последнее на возможность смотреть РПЛ.
Совокупность перечисленных факторов способна привести к падению интереса к отрасли в целом. И не факт, что все вернутся на трибуны когда это станет возможным, забыв без трансляций, что такое футбол в принципе. Люди просто найдут альтернативный досуг.
И здесь самое время поговорить о том,
Высший менеджмент наших топ-клубов рассматривает (и будет предлагать на видеоконференции РПЛ 30 апреля) следующий вариант. Все футбольные трансляции РПЛ временно (это важно!) переводятся в общедоступный эфир. А если получится договориться с «Матч ТВ», то вообще на ведущие федеральные каналы — Первый, Россию, НТВ — за счет сублицензии.
Каковы аргументы авторов идеи?
Во-первых, такой сценарий может поспособствовать популяризации игры. Летом 2020 года российский футбол имеет шанс стать весьма востребованным на нашем ТВ в силу целого ряда причин:
1. В июне-июле-августе большинство рейтинговых программ уходит на каникулы, у РПЛ станет меньше конкурентов;
2. Премьер-лига займет ТВ-места Евро-2020 и Летней Олимпиады, которые перенесены следующий год;
3. Музыкальные фестивали, концерты и другие подобные мероприятия на открытом воздухе летом тоже отменены, значит, связка «диван-телевизор» выглядит фаворитом по отношению к остальным видам досуга. А топ-матчи РПЛ вполне способны занять лидирующие позиции во времяпровождении.
Но главное, пожалуй, даже не это, а экономический фактор. Он даст клубам шанс клубам на выживание и частичную компенсацию убытков от пандемии.
Как перевод трансляций из платного сегмента на федеральное ТВ поможет заработать? Стоимость минуты эфира на тех же Первом и России намного выше, чем на закрытых каналах, а их аудитория объективного кратно выше. И если матчи окажутся на таких и им подобных площадках, то на этапе доигровки сезона-2019/20 это позволит клубам сохранить существующих спонсоров, убережет от выплат компенсаций по рекламным контрактам — ведь борта и названия компаний на форме покажут ТВ-монстры с миллионными охватами. Ну а если и новый чемпионат стартует на пустых стадионах, «приманка» в виде федерального ТВ позволит рассчитывать даже на приток в футбол новых инвесторов — многие захотят засветиться на ведущих каналах. Если же оставить все как есть, то это вряд ли возможно. Мои источники свидетельствуют: предварительные контакты представителей футбольной сферы с лидерами телерынка уже были, принципиальных возражений не возникло.
Подозреваю, что у многих возникнет вопрос: но как быть с контрактом между РПЛ и «Матч-ТВ», ведь его нужно выполнять? Справедливо. Но здесь стоит заметить, что вся футбольная индустрия — сообщающиеся сосуды. Перестанет народ смотреть матчи и ходить на трибуны — упадет общий интерес к премьер-лиге. Значит, станет меньше подписчиков, которые по замыслу в перспективе должны стать главным активом, приносящим прибыль и ТВ-компании, и РПЛ, и клубам.
И тогда пул в 1,7 миллиарда рублей за сезон на всех 16 участников премьер-лиги (или 23 миллиона евро по курсу на июль 2018-го, когда был заключен уже упоминавшийся четырехлетний договор между РПЛ и основным вещателем) станет еще меньше. Кстати, напомню, что доходы дифференцированы: победитель турнира получает 13 процентов от этой суммы, а, к примеру, 10-я команда — 5, 16-я — всего 2.
Сравните цифры с той же Англией, где в период с 2019 по 2022 год клубы совокупно получат от ТВ 4,465 миллиарда фунтов. Не исключено, что сделав сейчас шаг назад, наше платное телевидение потом продвинется на два вперед. И поможет сделать это всему виду спорта.