НХЛ. Статьи

16 сентября 2022, 18:00

Устроили балет. Зачем хоккеисты в США занимаются бальными танцами

Михаил Скрыль
Корреспондент
Танцевальные упражнения внедряли в сборной СССР, шведском «Мальме» и многих американских клубах. Они помогают в развитии игроков.

Элитному хоккеисту требуется всестороннее развитие. С первых дней тренировки на льду дополняют подвижными играми и смежными видами спорта. Футбол, ручной мяч и баскетбол развивают мышление и понимание игры. Отдал пас, открылся для приема мяча и сделал удар по воротам — все как в хоккее, только без клюшки и шайбы. Психологическое переключение на другие игры избавит от перенасыщения. Незачем загонять ребенка на бесконечные подкатки. Полезнее сводить парня на футбол, гандбол или баскетбол.

Развитию хоккеиста помогают не только игровые виды спорта. О пользе гимнастики или акробатики отдельно говорить не нужно. Гибкость и растяжка — необходимые навыки каждого профессионального атлета. Необязательно садиться на шпагат или выполнять сальто назад. Растяжка помогает избегать травм и восстанавливать мышцы. Но оказывается, что в подготовке хоккеистов используют не совпадающие по духу и методике дисциплины. Например, балет и танцы.

Вошедшее в историю КХЛ выражение Даниса Зарипова, произнесенное во время финальной серии 2017 года между СКА и «Магниткой», принимает противоположное значение. Некоторым американским мальчишкам, занимающимся хоккеем, тренеры намеренно устраивают балет, включая танцевальные упражнения в программу подготовки. Чем же помогают юным Макдэвидам и Кросби далекие от хоккея виды спорта?

Польза от балета для хоккеистов

За грацией и красотой балетных выступлений скрываются годы изнурительных тренировок. Изящество и стройность — результат труда в спортивном зале и танцевальных классах. Уникальный эстетический эффект, поражающий сознание зрителей, достигается через физическую подготовку. Легкие парящие в воздухе балерины проходят через невероятные нагрузки, чтобы зайти в элиту и получить главные роли. На базовом уровне балетные упражнения развивают в том числе важные навыки элитного хоккеиста — скорость, гибкость — и укрепляют мышечный скелет.

Тренировки балерин направлены на развитие мелких внутренних мышц, называемых стабилизаторами. Они косвенно участвуют в движениях. Их задача — фиксировать скелет, стабилизировать суставы и выравнивать мышцы во время нагрузок. В статичном положении они помогают сохранять равновесие и устойчивость Мышцы-стабилизаторы влияют на способность дольше удерживать необходимое положение тела при накоплении усталости. Это характерно для спортсменов, чей вид требует выносливости и связан с интенсивными нагрузками.

Гигантские мускулы окажутся бесполезными без крошечных стабилизаторов, выполняющих связующую функцию. В их развитии помогают балетные упражнения. От юных хоккеистов не требуется исполнять пируэты или танцевать на пуантах. Достаточно разбавить занятия в зале упражнениями, которые применяются в балетной подготовке. Результат достигается накопительным эффектом и будет заметен не сразу. Но со временем игроки почувствуют, что легкость в движениях сочетается с силой и скоростью. А все благодаря эффективной работе мышц-стабилизаторов.

Анатолий Тарасов. Фото Олег Неелов
Анатолий Тарасов.
Олег Неелов

Советские методики

Балетную подготовку внедряли тренеры сборной СССР по хоккею. Полагаю, у читателей произойдет разрыв шаблона. Советские тренеры славились жестокостью, прагматичностью и адскими нагрузками. Без пояснения не уложится в голове, как использовали балетные и танцевальные элементы в подготовке будущих чемпионов. Заслуга принадлежит тренеру-новатору Анатолию Тарасову. Его методиками, основанными на использовании элементарного инвентаря, восхищались по обе стороны Атлантики.

Тарасов любил применять нестандартные упражнения. Лежит блин весом 20 килограммов. И что, вы думаете, с ним делать? Поднимать перед собой или вешать на штангу? Слишком банально. Анатолий Владимирович предлагал потанцевать с 20-килограммовым грузом не меньше 30 секунд. Вот так элементы народных танцев вошли в программу подготовки «Красной машины».

— «Самое адское упражнение Тарасова? Танцы с блинами. Он и здоровенному Рагулину давал 20 килограммов — и молодому столько же. Для ветеранов были хитрые блины — с виду такой же, но на пять кило легче. Едва молодой к нему прикасался, тут же крик: «Ку-у-да? Берем 20!» Много ребят ломалось. С этим блином надо было приплясывать секунд тридцать. Вот попробуйте! Сердечко не выдерживает. О чем мы в 60-е еще не догадывались», — рассказывал первый тренер Владислава Третьяка Виталий Ерфилов.

Тарасов включал в тренировочную программу в том числе балетные упражнения. Выпускница Большого театра балерина Елена Сегал (о ней расскажу чуть позже) в интервью Джиллиан Кеммерер назвала балет «секретным оружием советского спорта». В том числе хоккея. Повторюсь, никто не просил игроков отрабатывать стойку на носках. Работа ног, которой обучают в балете через взрывные прыжки и повороты, улучшает координацию и выносливость на льду. С расширением диапазона движения суставов приходят сила, скорость и резкость. Упражнения на осанку помогают игрокам лучше чувствовать тело, а растяжка предотвращает травмы и повреждения. Балетные упражнения делают мышцы более гибкими и устойчивыми к нагрузкам. Недаром про советских хоккеистов говорили, что они летают на льду как на крыльях.

Уроки балета Елены Сегал. Фото Соцсети
Уроки балета Елены Сегал.
Фото Соцсети

Шведский эксперимент

Танцевальную технику использовали не только советские тренеры. Шведский клуб «Мальме» после сезона-2011/12 внедрил в подготовку упражнения из балета и йоги. Тренеры надеялись, что нестандартные занятия помогут развить баланс, координацию, ловкость и выносливость.

— Мы хотели разнообразить подготовку. Мы тренируемся два раза в день и хотели попробовать что-то новое, — говорил тренер «Мальме» Ульф Таавола.

Таавола считал, что нешаблонный подход к тренировкам полезен игрокам, поскольку хоккей — сложный вид спорта, требующий разностороннего развития. Для занятия с командой пригласили норвежского тренера по альтернативной подготовке Софию Нордгрен. Игроки положительно отреагировали на новые упражнения, которые имеют мало общего с привычной рутиной хоккеистов.

Сложно оценить, помогли ли «Мальме» упражнения, заимствованные из балета и йоги. В сезоне-2012/13 клуб не попал в плей-офф, зато через год выиграл HockeyAllsvenskan — вторую по силе шведскую лигу. Думаю, об эффекте тренировок может рассказать новичок «Сиэтла» и обладатель Кубка Стэнли в составе «Колорадо» Андре Бураковски. Форвард как раз таки играл за «Мальме», когда Ульф Таавола внедрил необычную методику. Для Бураковски сезон-2012/13 стал последним в Швеции. После него нападающий уехал пробиваться в НХЛ через минорные лиги Северной Америки. А через пять лет выиграл Кубок Стэнли с «Вашингтоном».

Уроки балета Елены Сегал. Фото Соцсети
Уроки балета Елены Сегал.
Фото Соцсети

Заокеанская практика

Вернемся к Елене Сегал — ученице Большого театра, которая после выпуска переключилась на подготовку профессиональных спортсменов. Девушка занималась с разными атлетами, в том числе с хоккеистами из НХЛ и командой «Анахайм». Елена не называла игроков, которые брали уроки балета. Известно только, что, помимо «Дакс», с ней работали игроки НХЛ, USHL, AAA, некоторые тренеры и даже судьи. Единственное имя, которое Сегал рассекретила в интервью Джиллиан Кеммерер для сайта The Caviar Diplomat, — Райан Гарбутт. Форвард поиграл за «Анахайм», «Даллас» и «Чикаго», а в сезоне-2017/18 перебрался в КХЛ. Но ни в «Сочи», ни в «Торпедо», ни в «Словане» не прижился и через год завершил карьеру в «Ингольштадте» из немецкой лиги.

— После обучения моих учеников многие хоккейные тренеры удивляются, увидев, что игроки не просто катаются на коньках — они летают по льду с грацией танцора. Я просто улыбаюсь про себя, зная, что мне удалось пробудить работу внутренних мышц, которые раньше были бездействующими и использовались не в полную силу. Теперь они стали сильными и заметными, — говорила Елена Сегал.

Балетные тренировки использовал не только «Анахайм», но и детские команды. Гибкость, баланс и искусство контроля своего тела закладывается в юном возрасте. Так, в сезоне-2021/22 команда «Колорадо Спрингз Тайгерз 14U» из AAA разбавила привычные тренировки балетом. Пригласили профессионального инструктора по танцам, и парни один раз в неделю занимались в студии. Тренировки помогали не только развить новые группы мышц, но и отвлечься от шайбы и сплотиться, погрузившись в непривычный вид спорта.

Защитник «Колорадо Спрингз Тайгерз» Райан Седер объяснил, как время, проведенное в балетной студии, помогает на льду.

— Мне кажется, что в балете я задействую другие мышцы ног, которые раньше не использовал, и я уже заметил разницу в своем катании. Я также заметил улучшение моего баланса, над которым мы много работаем на занятиях, — сказал Седер.

Тренерская гонка вооружений открывает новые методы подготовки элитных спортсменов. Несовместимые на первый взгляд балет и хоккей интегрировались для развития скрытых мышц, гибкости, баланса и выносливости. Оценить пользу методики сложно. Важнее сам факт, что хоккей давно перестал зацикливаться только на льду и зале. Родители юных игроков должны взять на заметку, что профессионал — это всесторонне развитый атлет. Танцы, балет или гимнастика идеально дополнят ледовые тренировки — помогут разгрузить мозг и развить незадействованные мышцы.