Рио-2016. Виды спорта. Допинг. Статьи
Статьи

Рио-2016

21 июля 2016, 17:15

Виталий Мутко: "Нужно не Россию наказывать, а создать систему без сбоев"

Министр спорта РФ Виталий Мутко на специальной пресс-конференции – о решении Спортивного арбитражного суда по олимпийскому допуску российских легкоатлетов и влиянии на него доклада независимой комиссии ВАДА по допинг-махинациям во время, а также до и после Игр в Сочи-2014.

О РЕШЕНИИ CAS ПО ЛЕГКОАТЛЕТАМ

– Мы огорчены принятым решением. Иск, поданный Олимпийским комитетом России, был направлен на то, чтобы правила, предполагающие коллективную ответственность, не распространялись на спортсменов с чистой репутацией. Атлеты отстраненной федерации не имеют права выступать на международных соревнованиях, за исключением особых случаев – если спортсмен докажет свою непричастность или в последнее время он тренировался под юрисдикцией другой страны.

Каждый подал иск, и он был отклонен. Хотя спортсмены предъявляли доказательства своей чистоты - никто из них ни разу за всю карьеру не был наказан за нарушение антидопинговых правил и в течение последних шести месяцев они все прошли допинг-контроль в международных организациях вроде UKAD.

Но заявили только Дарью Клишину, которая будет выступать под нейтральным флагом. Наши спортсмены оспаривали решение и хотели доказать, что выполнили необходимые критерии. Они пытались доказать, что не важно, где они тренируются, ведь они находились под контролем международных допинговых организаций. На мой взгляд, принятое решение нарушает права добросовестных спортсменов и создает прецедент коллективной ответственности. Кстати, глава ИААФ Себастьян Коэ присутствовал на заседании и привел в качестве примера дело болгарских штангистов, когда всю их сборную отстранили. Безусловно, на это решение повлиял доклад комиссии Макларена.

О ПОЗИЦИИ ВФЛА И ИААФ

– Сопереживаю нашим болельщикам и спортсменам. Мне стыдно за такую ситуацию. Последует продолжение, мы дальше будем защищать наши честь и достоинство. Думаю, что настала пора обращаться в гражданский суд. Пусть даже легкоатлеты не успеют до Игр-2016. Поэтому что это решение ущемляет уже даже права человека.

Мы признаем решение CAS - это юридическая инстанция. Но меня возмущает поведение и настойчивость ИААФ. Эта организация сама погрязла в коррупции. Против ее бывшего президента возбуждено уголовное дело, и он находится под домашним арестом. Но люди, которые вели, скрывали и создавали систему покровительства допинг-контроля, продолжают работать. Коэ, заместитель директора депортамента по допингу. Такими решениями в адрес России ИААФ пытается отвести от себя внимание. Но у них это не получится.

В ближайшее время наши спортсмены обратятся в том числе в комитет по этике. Мы читали статьи в зарубежных СМИ о том, как господин Коэ получал свое кресло. Но почему-то никаких расследований не последовало. И мы помним, что в первом фильме ARD сообщалось о 5 000 скрытых допинг-проб. И в этом списке было лишь 15 российских спортсменов. А где остальные пробы? Почему-то никакая специальная комиссия не создается.

Глава независимой комиссии ВАДА Ричард МАКЛАРЕН. Фото REUTERS
Глава независимой комиссии ВАДА Ричард МАКЛАРЕН. Фото REUTERS

О ВАДА

– Президент дал подробный комментарий по докладу Макларена. Мы будем неукоснительно следовать этим рекомендациям. Лишь отмечу, что мы, как и в случае с первым докладом, назамедлетельно отреагировали. Будет проведена проверка, все люди, названные как "исполнители", уже временно отстранены от занимаемых должностей. То, что упоминается Минспорт и министр, правительство в ближайшие дни создаст специальную независимую комиссию, которая изучит все.

Мы поддерживаем позицию МОК. Конечно, доклад выглядит шокирующим. И нам жаль что, готовя доклад, эксперты не удосужились просто опросить тех, кого обвиняют, проверить факты, которые считают проверенными. Мы не видим возможности признать, что сегодня есть какие-то госпрограммы (по допингу. - Прим. "СЭ").

Это просто недопустимо - ссылаться лишь на показания человека (Григория Родченкова. - Прим. "СЭ"), который отстранен за свои манипуляции. Следствие уже показало, что его коррупционная связь с РУСАДА продолжалась длительное время. Этот человек создал некую систему. Если в этой системе были задействованы должностные лица Минспорта или других структур, и это будет доказано, - они понесут заслуженное наказание.

ВАДА продлевала аккредитацию нашей лаборатории, выписывала благодарности. РУСАДА получала аккредитацию. Мы организовывали и финансировали работы по все рекомендациям ВАДА. Оно все контролировало. И теперь получается, что виноваты только мы? Мне удивительно, как можно в апреле давать высочайшую оценку той же лаборатории и РУСАДА, а уже в ноябре разносить ее и делать коррупционным клубком, на котором завязана целая система. 

Если даже частично такие факты будут наказаны, то за это должны нести ответственность не только лица, указанные в докладе, но и само ВАДА, его руководители. Это люди, которые живут на взносы международного спортивного движения и государств. И они не должны быть организацией, которая просто дает кому-то оценку. Они должны нести ответственность. 

Мы в свое время построили лабораторию, оснастили и передали агентству. У них стандарты контроля, качества, слепые пробы - целый инструментарий для проверки соответствия критериям. Государство эти критерии не задает. Надо создать общую антидопинговую систему, а не наказывать какую-то страну. Россия поможет, если не знаете как, профинансирует. Давайте вместе нести ответственность. Разберемся, накажем людей и создадим систему, которая не будет давать сбоев.

О ПЕРЕПРОВЕРКЕ СОЧИ

– Абсолютно уверены, что на Олимпиаде в Сочи сборная выступала честно. Мы благодарим за деликатность МОК, который говорит, что нужно быть аккуратнее с обвинениями в адрес страны и государственных органов. Не сомневаемся в наших спортсменах, готовы к перепроверке проб. И если у кого-то там что-то будет, он понесет наказание. Но мы уверены в честности сборной. Если, как это сейчас водится, кто-то выяснит, что там были какие-то "программы" - мы должны это сперва увидеть. Нельзя делать выводы по показаниям одного человека.

В 2012 году на Олимпиаде в Лондоне всех перепроверяли с помощью суперсовременных технологий. Прошло меньше четырех лет – и там что-то нам находят. После сочинских Игр все пробы забрали по акту и увезли. Я даже не знаю, какие там банки. Все было не под нашим контролем. Мы просто, по сути, предоставили свою страну для проведения Олимпийских игр.

Виталий МУТКО. Фото REUTERS
Виталий МУТКО. Фото REUTERS

О "КОКТЕЙЛЯХ" ДЛЯ ОБЫВАТЕЛЯ

– Не думаю, что мне нужно давать оценку этим "коктейлям". Это должны делать ученые и специалисты. Если кто-то верит, что можно принять такой "коктейль" и через две недели поехать на соревнования - это нереально. Информация про все эти "коктейли" рассчитана на обывателя, который читает новости с утра с чашкой кофе. Профессионалы никогда этому не поверят.

Ни о каких манипуляциях во время ОИ-2014 в Сочи не может быть и речи. Вся сборная была на ладони. После Игр они поехали на этапы Кубка мира. Они все под тотальным контролем. У Александра Легкова, который тренируется за границей, целая папка проверок! Юлия Ефимова уже 5 раз прошла тест в США. Как ей доказать, что она чиста?

О ЮНЕСКО

Мы рады, что МОК проявляет деликатность, обращается в ЮНЕСКО. Мы подписывали конвенцию ЮНЕСКУ о борьбе с допингом. И я бы хотел, чтобы представители этой организации снова приехали в страну. Потому что в 2013 году они здесь были. И у нас есть юридический документ о том, что антидопинговая политика РФ соответствует конвенции ЮНЕСКО.  Но почему-то никто ничего не читает.

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Сейчас мы ведем работу с федерациями. Конечно, мы привыкли, что я вам на все вопросы отвечаю. Но на самом деле за развитие того или иного вида спорта отвечает соответствующая федерация. Национальная федерация является частью международной федерации. ВФЛА утратила свою компетенцию, и вот мы пришли к такому результату.

Доклад Макларена поступил во все международные федерации. Там названо количество спортсменов для каждой федерации, которые якобы в этой "программе". Федерации запрашивают комиссию и ВАДА имена - а получают в ответ, что у них ничего нет. Потому что 50 с чем-то дней на расследование - это мало.

Мы открыты, готовы к сотрудничеству. Вчера три сборные проверялись тотально. Борьба, гимнастика - к РФ сейчас повышенное внимание. Но я не понимаю, почему об этом не говорят как о доказательстве чистоты спортсмена. Сборная по фехтованию приехала на Кубок мира и всем составом попросила взять у них пробы. Но почему-то никто об этом не говорит.

Виталий МУТКО. Фото REUTERS
Виталий МУТКО. Фото REUTERS

О СИСТЕМЕ

- У нас есть государственная система. И я расскажу, в чем она. В 2008 году Россия имела "черную метку". Но комиссии не создавали. Нельзя было вывести ни одну пробу из РФ – на границе не пропускали. Он у нас не было лабораторий, РУСАДА не соответствовало никаким требованиям. Потом было создано министерство. Мы приняли закон об административной ответственности за употребление допинга.

Миллиарды рублей вложили в постройку лаборатории. Создали РУСАДА по примеру Норвегии. На все спортивные мероприятия, которые эта система проводила, приглашались международные эксперты. В Сочи приезжали 22 человека – за наши деньги! Что же они там делали, если один Родченков проводил такие "спецоперации"?

Теперь мы подписали "дорожную карту" ВАДА и 32 тысячи фунтов платим UKAD, которое проводит здесь проверки. Мы за огромные деньги содержим экспертов, которых нам направили, содержим лабораторию, которая не работает уже 6 месяцев. Там 50 специалистов, уникальное оборудование. Если мы ее расформируем, потребуется 10 лет, чтобы все восстановить. Готовы посадить иностранца там главным, передать ее ВАДА – просто скажите, что делать.

Мы никогда не отрицали, что в России нет проблем с допингом. Они у нас есть, как и определенное наследие. Мы говорили с комиссией господина Андерсена (Руне Андерсен – глава инспекционной комиссии ИААФ, которая была создана в конце 2015 года. – Прим. "СЭ"). А теперь нам отвечают, что нужно поменять культуру. Но мы же все взрослые люди. Культура за один не меняется. Это делается с помощью воспитательных программ, жесткого контроля. Мы вводим уголовное наказание за допинг. И готовы расширять систему, созданную вместе с британцами.

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

– Есть расчет на то, чтобы нанести урон имиджу российского спорта. Еще не было доклада Макларена, а уже писали, что USADA знает, что в нем. Мы не ставим вопрос, почему в США не контролируются и не соответствуют кодексу ВАДА почти все профессиональные лиги. Самая закрытая система. Но никто не ставит такой вопрос. Вот великого лыжника Сундбю отстранили. Но никто комиссий же не создает.

Моя отставка? Я нахожусь на службе государства, у меня есть начальство, президент страны, и поверьте – есть кому принять такое решение. Что касается моих личных восприятий... Если комиссией будет доказан факт моего участия в какой-то допинговой системе, меня уже завтра здесь не будет. Не надо будет и в отставку подавать.

17