Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) из-за допингового скандала временно запретила российским атлетам участвовать в международных соревнованиях. Автор доклада Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Ричард Паунд в интервью "СЭ" заявил, что ему не жаль российских спортсменов, которые не применяли допинг, но пострадали наравне со всеми. "Они – часть системы", – сказал чиновник. В понедельник двукратная олимпийская чемпионка в прыжках с шестом дала свой ответ Паунду.
Ведущие российские атлеты дали пресс-конференцию, на которой поделились своим мнением относительно решения Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) временно отстранить Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА). Именно атлеты, которым сейчас запрещено выступать на зарубежных стартах, являются главными пострадавшими.
– Я была в шоке, когда узнала вердикт ИААФ, – сказала Исинбаева. – Считаю это решение полной несправедливостью. Прежде всего, к нам – честным, чистым спортсменам. За 20 лет своей карьеры я выиграла всевозможные соревнования и установила огромное количество рекордов. И сейчас, после того как я на весь мир объявила, что 2016 год станет заключительным в моей спортивной карьере, приходится сталкиваться с проблемой, которая не имеет никакого отношения ко мне. Какие-то спортсмены позволили себе принимать допинг, но почему страдать должна я? Убеждена, что в таких ситуациях нужно разбираться точечно. Отвечать должны спортсмены-нарушители, их тренеры и врачи, но при чем здесь все мы?
– Вы ведь планировали выступать этой зимой.
– Мне стоило огромных трудов вернуться в большой спорт после рождения дочери. Это решение было очень сложным, но болельщики просто умоляли меня возобновить карьеру, а тренер, муж, семья и федерация поддержали – и я не смогла устоять. Сначала было безумно сложно, первые полгода получились настоящим кошмаром, но я терпела. Сейчас набрала шикарную форму и готова к своим лучшим прыжкам. Хочу выступить на зимнем чемпионате мира и попытаться там побить мировой рекорд, но ИААФ лишает меня такой возможности. Отстранение ВФЛА, решение о котором было принято, не позволяет мне участвовать в зарубежных стартах. Это совершенно несправедливо. Я очень хочу выступать! Хочу призвать членов ВАДА и ИААФ более объективно расследовать это дело.
– Ваш тренер Евгений Трофимов уже сказал, что при самом неблагоприятном раскладе вы будете выступать в Рио под флагом МОК. Так и есть?
– Мой тренер – очень эмоциональный человек. В феврале он перенес инсульт. Евгений Васильевич сильно переживает из-за всей этой ситуации. Все, чем он живет, это я и мое выступление на Олимпийских играх в Рио. Человек 24 часа в сутки живет Еленой Исинбаевой. Забирать мечту у моего тренера – крайне несправедливо. Что касается выступления под флагом МОК, то я пока даже не знаю, насколько это осуществимо. Верю, что на следующей Олимпиаде мы будет представлять именно Россию, а после награждения будет звучать наш гимн.
– Что будете делать, если зимой россиян так и не допустят до международных стартов?
– В любом случае мы продолжим тренировки, не будем опускать руки. Мы из России, мы не привыкли сдаваться. Будем идти до конца. Будем радовать своими выступлениями жителей наших городов – Волгограда, Москвы, Чебоксар. Обязательно выступим на "Русской зиме"! Бронируйте места уже сейчас. Будем стараться устанавливать рекорды у себя, и пусть ИААФ кусает локти.
– Насколько соответствуют действительности заявления, будто в России система употребления допинга поддерживается государством?
– Могу сказать, что никто не насилует спортсменов и не засовывает им в рот таблетки. Если кто-то принимает допинг – это сугубо личное решение человека. И за любую ложь всегда нужно платить. А про систему... Я прочитала интервью Ричарда Паунда, который сказал, будто ему жаль, что Елена Исинбаева – жертва этой системы. Хочу ответить ему, что я – не жертва этой системы. Я – вне ее. И все спортсмены, которые никогда не принимали допинг – тоже. Мы всю свою жизнь тренировались, жертвовали свободным временем, личной жизнью, не позволяли себе рожать детей, когда нам этого хотелось. И не надо нас мешать с теми, кто принимал допинг. Мы к этому никак не причастны.
– После Олимпийских игр в ВФЛА пройдут новые выборы президента. Готовы выставить свою кандидатуру?
– Все предложения, которые будут поступать мне после завершения спортивной карьеры, я рассмотрю. Но могу сказать, что и сейчас у нас есть люди, которые достойно могут руководить федерацией. Например, Михаил Бутов. Пока же все мои мысли – только о спорте.
– Правда, что в соцсетях вам поступает множество сообщений со словами поддержки?
– Да. Некоторые соперницы уже пишут: "Лена, без тебя будет неинтересно, ведь нас первостепенная задача – обыграть Исинбаеву". Пишут и болельщики, которые уже купили билеты в Рио и не знают, что им делать, если нас не допустят.
Чемпион мира-2015 на дистанции 110 м с барьерами на пресс-конференции, посвященной отстранению российских атлетов, заявил, что его разозлило подобное решение:
– В истории моей семьи уже была очень сложная спортивно-политическая ситуация. В 1984 году из-за бойкота на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе не смогла выступить моя мама Наталья, на тот момент – одна из сильнейших семиборок мира. После этого на ее спортивных амбициях можно было ставить крест. Да, была еще Олимпиада-1988, но это было уже совершенно не то. И вот теперь мы получаем такой удар от чиновников только из-за того, что кто-то из наших коллег по сборной плохо себя ведет. Я очень зол по этому поводу. У меня только один вопрос: что лично я должен делать сейчас или должен был делать раньше, чтобы нам разрешили выступать. Я глубоко убежден в том, что мировая легкая атлетика без России невозможна.
На сайте ИААФ есть пресс-релиз комиссии атлетов МОК по поводу известных всем решений. Так вот, Фрэнки Фредерикс, который говорит от имени всех спортсменов, уверяет, что мы, спортсмены, сами должны сообщать обо всех допинговых нарушениях, о которых слышали. Ситуация, как в детском саду: если ты не расскажешь, кто накакал мимо горшка, мы накажем всех.
– Каково ваше отношение к Юлии Степановой, из-за которой во многом и началась вся эта заваруха?
– Этот человек сам был уличен в употреблении допинга. Обычно люди сами несут ответственность за проступки, но Степанова почему-то решила обвинить всю систему и представить ситуацию так, будто она чистая и правильная, а все вокруг плохие.
У меня на 100 процентов отрицательное отношение к допингу. Но хочу сказать, что мой тренер Сергей Клевцов всегда учил меня: если начинаешь подозревать в употреблении допинга спортсмена, который бежит по соседней дорожке, лучший способ решить проблему – взяться за голову и тренироваться, стиснув зубы. Некоторые думают, мол, все "едят" – и я буду. Но это – личный выбор каждого.
Лично я готов сдать допинг-пробу хоть в прямом эфире в любое время.
Олимпийская чемпионка-2012 в прыжках в высоту подчеркнула: спортсмены не виноваты в том, что кто-то пошел неверной дорогой.
– Мы взрослые люди, и каждый должен сам отвечать за свои поступки, - сказала Чичерова. - Никто не виноват в том, что кто-то другой пошел неверной дорогой. Уже создан президиум по выходу из этой ситуации, и я надеюсь, что мы за короткий промежуток времени успеем восстановить свое реноме. Министр спорта Виталий Мутко уже заверил, что видит несколько вариантов по решению нашей проблемы и сделает все, чтобы мы приняли участие в Олимпийских играх.