Статьи
Статьи

Допинг

19 января 2017, 17:45

Виталий Мутко: "Если за пять дней до сдачи допинга девушка займется сексом – у нее могут найти мужскую ДНК"

Сергей Яременко
Корреспондент
Гоша Чернов
Шеф отдела информации
Президент РФС в четверг пообщался с журналистами дважды. Сначала – в петербургском метро сразу после презентации вагона, брендированного специально к Кубку конфедераций, а потом после представления логотипа Северной столицы для Euro-2020. Общение началось с наболевшего.

Сергей ЯРЕМЕНКО,
Гоша ЧЕРНОВ

из Санкт-Петербурга

– Правительство Санкт-Петербурга заявило, что на адаптацию стадиона "Крестовский" потребуется еще 1-2 миллиарда евро. Кто выделит эти деньги?

– Все вместе. После того как строительство завершилось, стадион необходимо адаптировать к требованиям ФИФА и УЕФА. Они выше, чем в чемпионате России. Повышенные требования к безопасности, к въездным зонам. Нужно построить массу временных сооружений – павильоны спонсоров, технические павильоны. Требуется больше зон для прессы, более мощный wifi. Все это не входит в общестроительные проекты и требует дополнительных средств. Расходы в 1,5 -2 миллиарда разделят между собой ФИФА, Правительство России, правительство региона и "Зенит", который будет эксплуатировать арену. Клуб уже выделил деньги, закупил оборудование по уходу за газоном. Адаптировать стадион специально к Euro-2020 будет уже не нужно. Требования к этому турниру ниже, чем к ЧМ-2018.

– Как обстоят дела со страхованием ЧМ-2018?

– Это наша любимая тема: ряд спортивных событий забирают с территории России, а права на проведение спортивных событий принадлежат, как правило, национальным федерациям. В связи с тем, что происходит, нашим федерациям стоит думать о страховании проведения соревнований при заключении соглашений с международными организациями – на случай, когда необоснованно отнимают право проводить турнир. Будем работать в этом направлении. Однако в случае с чемпионатом мира никаких опасений нет. Проведение турнира застраховано, а точная сумма – вопрос к ФИФА.

– Как обстоят дела со строительством арен для ЧМ-2018?

– По стадионам Кубка конфедераций никаких тревог нет. Арена в Сочи в конце января-начале февраля получит акт ввода в эксплуатацию. Она почти готова, основные трибуны прошли экспертизу, а временные скоро будут смонтированы. Остальные стадионы, которые примут чемпионат мира, тоже вопросов не вызывают.

– А как же самарский?

– Это вопрос шестимесячной давности. Проблема в том, что сам город был заказчиком. Проект внушительный, а ресурсы заложены неадекватные требуемым объемам. Сейчас все в порядке. В течение полутора месяцев самарский стадион будет в графике. Сейчас он готов на 52 процента.

– Как относитесь к тому, что с 2026 года на ЧМ сыграют 48 команд?

– Какое бы отношение ни было, надо с этим соглашаться. Решение принято всеми конфедерациями. Почему? Каждый хочет использовать этот шанс для развития футбола в своей стране. Вопрос в том, какие страны смогут принять такой расширенный чемпионат – сейчас их можно пересчитать по пальцам одной руки. Одна из них – Россия.

– Что скажете о предложении Марко ван Бастена изменить правила футбола?

Ван Бастен великий игрок. Помню, он забил нам красивый гол (поворачивается к стоящему рядом экс-вратарю сборной Вячеславу Малафееву. Он отшучивается: "Не мне"). Но это он зря сделал, конечно. Футбол консервативен, а Ван Бастен предлагает несколько революционных вещей. Предложение очень интересное. Вы знаете, что он хочет отменить положение "вне игры". Российский футбол очень медленный, сложно забивать – потеряли мяч, сразу все команды отходят назад, а в Англии более открытый футбол, там меньше думают об обороне. А с предложением ван Бастена не надо будет думать о схемах, стой на пятаке и все.

Российские футболисты находятся под постоянным контролем. Фото AFP
Российские футболисты находятся под постоянным контролем. Фото AFP

ЦАРАПИНА НА СКЛЯНКЕ – НЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ЧТО ЕЕ ВСКРЫВАЛИ

– О чем говорили с главой УЕФА Александером Чеферином во время вчерашней встречи?

– О многих аспектах. Обсуждали его впечатления от УЕФА, о том, какой он видит роль российского футбола в Европе. Хотели бы, чтобы УЕФА опирался на Россию. Это большая страна, футбол здесь популярен, имеет большие традиции. Наша премьер-лига входит в число пяти-семи сильнейших лиг Европы. С точки зрения подготовки к ЧМ и Euro никаких тревог не было. Сейчас Чеферин, как член комитета ФИФА по соревнованиям является патроном ЧМ-2018.

– Обсуждали с Чеферином компенсацию за реформу еврокубков?

– Мы ее уже получили.

– УЕФА как-то интересуется темой допинга?

Чеферин свою позицию уже высказал. Мы касались этой темы. Государственные органы, правительство, президент страны дали свою оценку этим скандалам и докладу Макларена. Никаких государственных допинговых программ в России нет, не было и не будет. Доклад это не подтвердил. В основном, он базируется на показаниях одного человека, который вдруг стал добропорядочным свидетелем. На самом деле он таковым не является. Это лжесвидетель и манипулятор. Он за деньги составлял эту систему. Когда в первом докладе были представлены факты – мы уволили его и распустили всю РУСАДА. Что касается других свидетельств, связанных с какими-то концентрациями различных солей, царапинами на банках – эксперты дадут заключение. Царапина на какой-то склянке – не доказательство того, что она вскрывалась. Я хотел бы повторить то, что сказал Александер Чеферин – борьба с допингом не должна быть политизированной. Это спокойная, простая работа. Российские футболисты находятся под постоянным контролем. Наши клубы играют в еврокубках, сборная выступала на Euro-2016, играет товарищеские матчи – везде идет допинг-контроль, и не мы его делаем. У УЕФА достаточно информации о российском футболе. То же самое касается остального спорта – 80% спортсменов находятся на международном тестировании. Мы сейчас видим этапы Кубка мира по биатлону, лыжам – все наши представители находятся под тотальным контролем.

В 2016 году на территории России работало UKADA, а пробы забирали две организации – шведская и немецкая, Ясно, какой интерес был к нашим спортсменам. Было взято более 3,5 тысяч проб только британским допинговым агентством и еще сколько же на международных соревнованиях. Недавно я получил отчет: 21 нарушение допинговых правил. Из них только 10 – это употребление запрещённых препаратов. Когда Россия контролировала сама себя, мы брали 15 тысяч проб. 200-210 спортсменов каждый год отстраняли. Никто не собирается никого покрывать. Но это замалчивается.

Назову еще одну цифру – за прошлый год наши спортсмены подали 17 заявок на терапевтические исключения. 14 получили разрешение. В некоторый странах по 250 таких заявок и разрешений. В футболе никаких проблем с допингом я не вижу. Система работает и контролируется.

– Можете уточнить, что за нарушения допинговых правил у 21 спортсмена?

– Большой спектр нарушений: нарушил процедуру, не сообщил вовремя, где находишься, опоздал на пробу... Десятки различных версий, за которые человек может наказываться.

Виталий МУТКО (слева) и Сергей ШУБЕНКОВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Виталий МУТКО (слева) и Сергей ШУБЕНКОВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

МЫ И ТАК ЗНАЕМ, ЧТО ШУБЕНКОВ – РОССИЯНИН

– Как вы оцениваете поступок Сергея Шубенкова, которые решил выступать под нейтральным флагом?

– У нас около 70 спортсменов, которые тестируются по специальной программе. Мы вложили в это более 500 тысяч долларов. Однако международная федерация легкой атлетики не спешит их восстанавливать. Надо либо заканчивать со спортом, либо где-то участвовать. Шубенков – топовый спортсмен. Мы никого не связываем. Если у него есть шанс поучаствовать – мы и так будем знать, что он россиянин. Если их ставят в такие условия, что можно участвовать только как нейтральным спортсменам – мы будем только рады такому выходу. Это будет признание того, что к Шубенкову никаких вопросов нет. Как у Легкова – у него 30 допинг-проб было до Олимпиады. 5 лет он мировой лидер. Он же не исчез после победы в Сочи, как это бывает в других странах. Он "Тур де Ски" выигрывал. Сережа Устюгов еще... Патриотизм, не патриотизм – глупости это все! Не надо самим себе создавать проблему. Что делать Марии Кучиной, чемпионке мира? Ей нужно соревноваться или вешать кроссовки на гвоздь. Если международная федерация дает шанс участвовать в каких-то стартах – мы возражать не будем. Только поддержим.

– Как вы относитесь к появившейся недавно информации о том, что футболисты юношеской и молодежной сборных России якобы принимали запрещенные препараты?

– РФС ответил на все вопросы, которые ему заданы. Со стороны футбольных властей вообще не может быть вопросов о манипуляциях. Вот Еременко был уличен, его сразу наказали. Так что это бессмысленно. Сейчас ничего нельзя скрыть, сами футбольные власти вскрыть допинг-пробу не могут.

А вообще бывает, спортсмен пришел, сдал пробу, ему дали справку, что нет вопросов. Проходит два года – и говорит, что с пробой что-то есть. А причем здесь спортсмен? Или еще: один может девушку поцеловать, а она перед этим приняла наркотик. Иностранного на этом основании оправдывают, а нашего наказывают. Или, знаете, если за пять дней до сдачи допинга заняться сексом, то у тебя будет могут найти мужскую ДНК.

– Когда объявят имя нового главного тренера молодежной сборной?

– Имя нового главного тренера молодежки, думаю, объявим в понедельник. Никита Павлович Симонян это сделает. Контракт уже готов. А вдруг человеку условия не понравятся?