Допинг
28 февраля 2017, 21:30
Желание Лос-Анджелеса провести летние Олимпийские игры 2024 или 2028 годов подарит неожиданный шанс на понижение градуса антидопинговой риторики в отношении России. По данным газеты The New York Times, Олимпийский комитет США (USOC) обратился к главе Американского антидопингового агентства (USADA) Трэвису Тайгарту с просьбой избегать резких высказываний на тему российского допинга, поскольку подобные выпады негативно отражаются на продвижении заявки Лос-Анджелеса. Если USADA прислушается к мнению своих коллег, это может дать нашим спортивным властям передышку для того, чтобы нормализовать отношения с международными спортивными структурами и начать реализацию Национального плана по борьбе с допингом, который может быть представлен в ближайшие дни.
НАДО ИСКАТЬ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Если информация The New York Times о желании USOC утихомирить антидопинговых радикалов соответствует действительности, то эта новость для нас намного важнее интерпретаций письма МОК, якобы посвященного неточностям в докладе Макларена. Американцы давно не скрывают своего желания получить летнюю Олимпиаду. А Трэвис Тайгарт, наряду с главой Британского антидопингового агентства Дэвидом Кенворти и президентом немецкого НОК Альфонсом Херманом, сейчас наиболее жесткий критик России по допинговому вопросу. Эта троица неоднократно призывала изгнать нашу страну из олимпийской семьи. И, если их нападки станут менее яростными, это позволит Международному Олимпийскому комитету, спортивным федерациям и Международному Паралимпийскому комитету, принимать по "российскому вопросу" более взвешенные решения.
– Автор нынешней статьи в The New York Times – Реббека Руиз – журналистка, которая готовила статьи о Григории Родченкове и другие публикации на допинговые темы, – рассказал "СЭ" почетный член МОК, глава Независимой общественной антидопинговой комиссии Виталий Смирнов. – Мы познакомились с ней во время Совета учредителей ВАДА в Глазго. Затем она на три дня приезжала в Москву – публикация по итогам той поездки вызвала в нашей стране неоднозначную реакцию, однако в МОК и ряде федераций статья Руиз произвела хорошее впечатление. Поэтому я считаю, что нужно не только критиковать наших оппонентов, но и общаться с ними.
– В статье The New York Times есть и ваша цитата. Это вы натолкнули Руиз на мысль, что США невыгодно противостояние с Россией в антидопинговой сфере?
– Возможно. Мы с ней беседовали почти два часа. Я говорил Ребекке, что нам надо искать точки соприкосновения. Ведь руководители USOC, в отличие от Тайгарта, воздерживаются от радикальных комментариев. Для страны, которая претендует на Олимпийские игры, неразумно резко высказываться о другой спортивной державе. Члены МОК не любят, когда им навязывают свою точку зрения в подобной форме. Это была ни в коем случае не угроза, но дружеский совет. Просто я считаю, что конфронтация – это не тот путь, по которому сейчас всем нам разумно идти.
СУДЬБОНОСНАЯ ЛИМА
Напомню, что в конце прошлого года Реббека Руиз опубликовала в The New York Times статью, в которой исполнительный директор РУСАДА Анна Анцелиович якобы признает существование "институционального сговора" по созданию в России системы допинговых нарушений. Подобное высказывание вызвало немалый скандал в нашей стране, несмотря на то, что в публикации говорилось о существенных сдвигах в борьбе с допингом в России. Позднее Анцелиович заявила, что ее слова были вырваны из контекста, что крайне возмутило Тайгарта.
– Русские даже не могут согласиться с тем, что признали допинговый заговор в их стране, – заявил руководитель USADA в интервью Reuters. – Слышим только разговоры, но не видим никаких действий. Нам нужен отчет от России, в котором будет признано мошенничество. И, самое главное, нам нужны реформы, чтобы такого никогда не повторилось.
Пока неясно, готов ли Тайгарт умерить пыл ради победы своей страны в олимпийском тендере. Но ставки очень высоки, речь идет о миллиардах долларов. Американцы не проводили Олимпиад с 2002 года. В 2022 году пауза достигнет 20 лет – это самый большой перерыв в послевоенной истории. Причиной во многом стали разногласия между USOC и МОК по вопросу распределения доходов от продажи прав на олимпийские телетрансляции в Северной Америке. Сейчас эти разногласия преодолены. И если новый проект Игр в США сорвется из-за антидопинговых нападок на Россию, это станет очень неприятным событием для USOC и его спонсоров.
Выборы столицы летней Олимпиады-2024 пройдут в сентябре этого года на сессии МОК в Лиме. Возможно там же будет окончательно решен вопрос об участии российских спортсменов в зимних Играх-2018. На ОИ-2024 претендуют Лос-Анджелес и Париж. Поначалу США выдвинули кандидатуру Бостона, но после того как референдум в этом городе высказался против олимпийских перспектив, выбор USOC пал на Лос-Анджелес. Американцы сейчас считаются фаворитами, но в случае поражения собираются также претендовать на ОИ-2028. Наверное, лоббисткие возможности России в МОК сегодня невелики, однако недовольных бесконечной чередой допинговых скандалов сейчас очень много.
In response to the Kremlin comments, all quotes in our story today are accurate. (Tweet 1 of 3) https://t.co/FuF1xDTes4
– Rebecca R. Ruiz (@RebeccaRuiz) 28 декабря 2016 г.
ВАЖНАЯ ПЕРЕДЫШКА
– Для США очень важно получить эти Игры. Конечно, Американский антидопинговый комитет не подчиняется USOC. Но любые руководители спорта должны в первую очередь руководствоваться интересами своей страны и интересами всего олимпийского движения. Мы выступаем против бойкотов и наказаний невиновных спортсменов – это должно объединять нас всех. Требование отстранить Россию от Олимпиады – контрпродуктивная акция. У директора USADA есть свои задачи и свои вопросы – пусть он ими и занимается, – отметил Виталий Смирнов.
Проблемы в России в антидопинговой сфере подтолкнули наш спорт в том числе и к позитивным переменам. Однако бесконечные международные скандалы и несправедливые санкции сейчас мешают нам плотно заняться реформами. Очевидно, что уже пора прекратить пикироваться с западными русофобами и заняться обустройством собственного спортивного дома. Если выборы столицы летней Олимпиады-2024 дадут нам передышку, это окажется очень кстати. Одним из важнейших инструментов для перемен должен стать Национальный план по борьбе с допингом. По словам Виталия Смирнова, этот документ уже готов и ждет того момента, когда будет представлен Президенту России.