Сегодня в Монако на стадионе «Луи II» состоится редчайшая по нынешним временам встреча россиян в еврокубках. Полузащитник Александр Головин, выступающий за монегасков уже пятый сезон, сыграет против «Ференцвароша» под руководством его бывшего главного тренера в сборной России Станислава Черчесова. Обе команды выиграли в первом туре группового этапа Лиги Европы, причем Головин в Белграде против «Црвены Звезды» заработал победный пенальти, а венгерская команда Черчесова выиграла 3:2 у «Трабзонспора», с 18-й минуты играя вдесятером и забив два гола в меньшинстве.
Накануне матча обозреватель «СЭ» Игорь Рабинер, который будет работать на нем в качестве спецкора нашего издания, попросил Головина и Черчесова высказаться друг о друге.
— Знаю, что вы поддерживаете контакт со Станиславом Черчесовым. Как восприняли новость, что попали с его «Ференцварошем» в одну группу?
— Да, со Станиславом Саламовичем время от времени общаемся. Видно, как хорошо у него идут дела в «Ференцвароше». К сожалению, у них, как и у нас, не получилось выйти в Лигу чемпионов, но Лига Европы тоже хороший турнир. А в чемпионате Венгрии он очков вообще не теряет.
Кстати, когда я увидел, что Черчесов и его команда будут в ЛЕ, почему-то подумал, что мы попадем в одну группу. Как раз была тренировка, прихожу с нее и смотрю итоги жеребьевки — да, мы сыграем друг с другом! Прикольно, буду очень рад увидеть его. Надеюсь, будет время пообщаться. Очень круто, что так получается: ты — в Европе и сыграешь против тренера, с которым несколько лет работал в сборной России. Просто классно.
— Нужно ли будет получать разрешение от клуба на встречу с главным тренером команды-соперницы?
— Думаю, не нужно (смеется).
— Какие главные воспоминания остались от работы с Черчесовым? В одном из недавних интервью ты говорил, что он умеет так настраивать команду, что она выходит на поле не просто играть, а биться за страну.
— Это правда. Не знаю, как ему это удавалось, но он все время находил такие слова, что ты выходил на поле с мыслями, что это не просто игра, а последний твой бой. Черчесов умел подобрать важные слова даже перед теми матчами, на которые может не хватить мотивации. Так преподносил, что кровь закипала!
— ЧМ-2018 сейчас воспринимается как что-то из совсем другой жизни?
— Вот вроде бы и давно он был, но по ощущениям — совсем недавно. Такой был успех, такие эмоции, что все помнишь так, будто это произошло только что.
— Есть такое чувство, что все, с кем вы достигли того четвертьфинала, стали как братья? И это — навсегда?
— В какой-то степени да. Может, когда-нибудь будем собираться на юбилеи того чемпионата и играть свои матчи легенд! (Смеется.)
— Давно ли последний раз виделись с Александром Головиным?
— На чемпионате Европы, то есть уже больше года назад. Понятно, переписывались, поздравляли друг друга с днями рождения, писал ему после хороших игр и забитых голов. Сейчас списались, когда попали в одну группу Лиги Европы. А теперь буду рад его увидеть!
— Будет время присесть и пообщаться основательно?
— Основательно — наверняка нет, потому что мы прилетим накануне игры, и «Монако», как и наша команда, будет к ней готовиться. Перед игрой, наверное, в тоннеле поздороваемся и перекинемся парой фраз. Дай бог, чтобы выпала минутка после матча поговорить. Мы тем же вечером улетаем, у нас на днях кубковая игра, так что в Монако задержаться не сможем.
— Обниметесь при встрече?
— Думаю, что это не запрещено!
— Считаете ли вы Головина на сегодня лучшим футболистом России?
— Такими категориями не оцениваю. Это игрок, который во время нашей работы в сборной определял в ее игре многие вещи, зачастую решающие. С его мобильностью, скоростью, умением работать с мячом на скорости, качеством исполнения стандартов Александр играл определяющую роль. Так было и на ЧМ-2018, и в дальнейшем. Не случайно он выступает в одном из лучших клубов чемпионата Франции.
— Какое главное воспоминание осталось о нем по чемпионату мира, где он был самым молодым игроком сборной России?
— Он давал нам возможность разнообразить нашу игру, прекрасно исполнял стандарты и забил великолепный гол в матче открытия. Много чего можно вспомнить — в том числе реализованный пенальти в послематчевой серии с испанцами. Игру с Уругваем он пропустил из-за перебора карточек, но мы стараемся всегда больше помнить положительное, а его у Головина там было много! (Улыбается.)
— Считаете, что отъезд из ЦСКА в «Монако» пошел ему на пользу?
— Понятно, что, когда игрок достигает определенного уровня, перед ним стоит задача — какой следующий шаг сделать. Его внутренний голос подсказал, что он готов, и думаю, что это был правильный шаг. Тем более он перешел в клуб, в руководстве которого были и есть россияне.
Кстати, я побывал в Монако в первом его сезоне, когда Саша только там осваивался. Ездил на базу, и с ним самим виделся, и с возглавлявшим команду Тьерри Анри говорил и с тогдашним вице-президентом клуба Вадимом Васильевым. Это был правильный шаг — идти туда, где есть русскоязычные руководители, которые в том или ином моменте тебя поддержат. Тем более что в момент перехода Головин еще не знал языка.
— Не пора ли ему уже менять обстановку и переходить на следующий уровень?
— Он лучше знает, как себя чувствует, какие есть предложения и каковы его внутренние убеждения, нужно ему что-то менять или нет. Я не советчик в этом деле.
— Но способен ли он играть в клубе следующего уровня, то есть в одном из топовых в Европе?
— Никаких сомнений в этом у меня нет. Другое дело, что «Монако» — тоже высокий уровень. Это один из ведущих клубов Франции, поэтому следующий уровень — это ведущие клубы АПЛ, Испании и т. д. Этот шаг надо хорошо обдумать, сделать вовремя и в правильный клуб.
— Как расцениваете его нынешнюю роль в «Монако» при главном тренере Клемане?
— Монегаски в последнее время играют другую систему, чем при Нико Коваче. Головин действует в ней достаточно качественно — и, когда он на поле, команда имеет успех. Это недавно и тренер отметил: он доволен тем, что Александр провел несколько игр подряд на высоком уровне, не получает травм и приносит большую пользу. Его можно назвать не только одним из ведущих футболистов, но и одним из ветеранов клуба (улыбается) Хотя он еще молод.
— Не удивились, когда он в Париже против «ПСЖ» вышел в центре атакующей тройки и отдал голевую передачу?
— Нет. Потому что мы и сами иногда в команде делаем какие-то вещи, которые с первого взгляда со стороны бывают непонятны. А при последующем анализе с нами соглашаются. Клуб готовился к важной игре, тренеры знали внутреннюю кухню, кто как готов. Главное, что этот ход оказался удачным.
— В чем Головину стоит прибавлять и ожидали ли вы от него большего на Евро-2020?
— Такие вещи мы с футболистами всегда обсуждали в узком кругу, не вынося их на всеобщее обозрение. И Саша, и другие игроки всегда знали, что на любой вопрос у нас всегда есть ответ и мы готовы его дать. Мы никогда не лукавили, всегда говорили им то, что есть. Поэтому не хотел бы сейчас распространяться об этом в прессе. Спросит лично — от меня ответ получит.
— Есть футболисты, на которых надо кричать, чтобы их «разбудить», а есть такие, которых подобный метод только сковывает. К числу каких относится Головин?
— Саша — внимательный парень, с которым можно разговаривать на любые темы, и он воспринимает все услышанное. А главное — потом мы видели, что те идеи, которые ему давали, он хочет воплотить на поле. Иногда получалось сразу, иногда — нет, но он в этом плане все впитывал. У нас не было причин, чтобы мы на него повышали голос. Любому футболисту правильный и своевременный подсказ даст больше, нежели крик и эмоции.