12 апреля 2020, 00:05
В сезоне-2018/19 сразу 16 хоккеистов в КХЛ получали 100 или более миллионов рублей за сезон — если брать базовую зарплату без учета бонусов. В сезоне-2019/20 таких осталось 12. Сейчас их число опять сократится, причем с большой вероятностью число «сотников» можно будет пересчитать по пальцам одной руки.
Ситуация с коронавирусом, которая совпала с введением в КХЛ жесткого потолка, окончательно снизит уровень зарплат в лиге. После падения курса рубля в середине десятилетия в КХЛ лишь топ-игроки могли рассчитывать на контракты, превышающие два миллиона долларов в год — хотя еще в 2013 году таких было четыре десятка хоккеистов. Сейчас верхняя планка вместо со средним уровнем падает еще ниже.
Посмотрите на топ досрочно завершившегося сезона. Мозякину в «Магнитке» предложили меньше 50 миллионов, но и на рынке он не получит больше 70-80. Аналогичная ситуация с Зариповым, который, скорее всего, продлит контракт с «Ак Барсом», и с покидающим «Металлург» Антипиным.
Умарк уезжает из КХЛ, в НХЛ могут отправиться Шалунов и Григоренко. Дацюк, если продолжит игровую карьеру, «сотку» в «Автомобилисте» уже не заработает. Киселевич и Секач подписывали в 2019 году контракт с серьезным понижением на второй сезон. Азеведо планирует остаться в «Ак Барсе», но ему придется чуть ужаться по деньгам.
Вероятно, 100+ все-таки получит Доус, который покидает «Автомобилист» и находится в сфере интересов топ-клубов КХЛ. Хотя и его ценник после неудачного плей-офф и с учетом возраста (35 лет) тоже упал.
В итоге самым дорогим хоккеистом лиги, скорее всего, станет Шипачев. Предположу, что 100 и больше в итоги получат еще три-четыре хоккеиста. Тот же Доус, Никита Нестеров, который может остаться в ЦСКА, Вячеслав Войнов. Три-четыре — но не больше.
Индикатором рынка можно считать предложение «Динамо» второму бомбардиру регулярки Дмитрию Яшкину — бело-голубые готовы дать ему около 80 миллионов рублей в год. Чуть меньшие деньги, но тоже в районе миллиона долларов плюс-минус может заработать еще один форвард ведущей тройки динамовцев Андре Петерссон, если подпишется с «Локомотивом».
Никто не взрывает и даже не будет пытаться взорвать рынок — почти все пытаются удержаться при своих и не потерять нынешний состав, сделав только точечные усиления.
«Автомобилист» оставляет легионеров, кроме сверхдорогого Доуса, и берет у «Торпедо» защитника Чея Геноуэя и форварда Станислава Бочарова. «Ак Барс» занимается продлением контрактов, претендуя на Стефана Да Косту. «Салават Юлаев» ищет иностранца на место Умарка, но главная задача — не стать слабее. В «Авангарде» уже не будет получавшего 90 миллионов рублей Коди Фрэнсона, не факт, что останется в Балашихе и Свен Андригетто. Наверняка уйдет и Войнов, который станет самым интересным свободным агентом и претендует на 90-100 миллионов. Вероятно, Вячеслава подпишет «Автомобилист».
Экономия «Магнитки» без Геннадия Величкина, которая не дает много денег Мозякину и готова отказаться от тех, кто не хочет сокращать действующие контракты, заслуживает отдельного материала. Уральцы «понижают» не только Егора Яковлева и Николая Кулемина, у которых было по 95 миллионов рублей в год, в «Металлурге» предлагают другие условия и более дешевым Алексею Береглазову (60) и Ивану Верещагину (55).
Пока непонятна ситуация с ЦСКА, который очевидно теряет Кирилла Капризова, но подписывает Николая Голдобина, продлевает Слепышева и надеется оставить других желающих уехать в НХЛ. В этом сезоне армейцы превышали потолок почти в два раза — сейчас число их дорогих хоккеистов, которые получают больше миллиона долларов, сильно уменьшится, но насколько, зависит от текущих и будущих переговоров.
Переход в СКА Богдана Якимова показателен — не факт, что у него получится в Петербурге, но в целом питерцы все больше переориентируются на молодых хоккеистов. За теми, кто уже в расцвете сил и стоят на рынке дороговато (а много ли таких вообще?), СКА смотрит уже не так пристально, как раньше.
«Динамо» по максимуму вкладывается в лидеров (Шипачев, Яшкин), а «Локомотив», который может обновить почти всю легионерскую бригаду, и раньше вписывался в потолок, поэтому ведет себе чуть активнее, чем другие топ-клубы. Для всех остальных неназванных команд и год назад планкой по зарплате были 60-65 миллионов рублей — сейчас где-то еще ждать большие деньги тем более не стоит.
Что все это значит для КХЛ? Падение среднего уровня лиги, который только рос до 2014 года, произошло еще раньше. Повлияли и уход из чемпионата «Льва» и «Донбасса», и явный регресс других иностранных клубов — кто-то, как «Медвешчак» и «Слован» падали все ниже и покинули лигу, кто-то, как два «Динамо», надолго застряли в числе аутсайдеров. Сбор всех топовых россиян в двух командах разделил КХЛ на «ЦСКА и СКА» и «все остальные», а теперь будут «все остальные» без исключений — в 2018 и 2019 годах звезды уезжали из Петербурга, а теперь — из Москвы.
Вместе с близким завершением карьеры Мозякина, Зарипова и Дацюка, а также отъездом Умарка, КХЛ может рассчитывать на уникальное маленькое для своей истории число звезд — Шипачев, возможно, Яшкин, Войнов, Доус, один-два человека в ЦСКА. Но еще более уникальна ситуация в том смысле, что зарплаты на очень большой шаг ближе к тому, чтобы стать адекватными не только ранее перегретому внутреннему рынку, но и мировому, включая энхаэловский и европейский.
Такова новая реальность, к которой и менеджерам, и игрокам придется привыкать уже сейчас. Иначе шоковые сокращения а-ля магнитогорской могут оказаться не последними.