25 октября 2023, 15:30
С большим скрипом наши спортсмены возвращаются на международные соревнования. Вроде бы федераций, которые приняли положительное решение о допуске россиян, становится все больше. Но по факту наших звезд на одних соревнованиях с «не нашими» мы почти не видим. Причина в условиях, которые выставляют международные федерации: одним не удовлетворяем мы, другие не удовлетворяют нас. При этом белорусы вливаются в мировой спорт заметно быстрее и все чаще выступают там, где нас нет.
На днях в Будапеште завершился этап Кубка мира по плаванию. Соревнования стали первым за полтора года крупным международным стартом для белорусских спортсменов, которые выступали в нейтральном статусе. Открывшимся окном они воспользовались. Алина Змушко заняла третье место на дистанции 50 метров брассом, а Анастасия Шкурдяй завоевала серебро на дистанции 200 метров на спине. Также белорусы выполнили нормативы на чемпионат мира, который пройдет в феврале.
Окно открыто и для нас. Но его посчитали форточкой, в которую невозможно пролезть. Решение о допуске россиян и белорусов было принято в начале сентября. Только условия этого допуска World Aquatics выставил неподъемные. Помимо тех, которые можно назвать базовыми, таких как нейтральный статус и отсутствие контракта с силовыми ведомствами, была еще целая пачка условий.
Так, например, наши спортсмены не могут выступать не только в командных видах (синхронное плавание, водное поло), но даже в тех дисциплинах, где предполагается больше одного участника (синхронные прыжки в воду, эстафеты пловцов, дуэты и группы в синхронном плавании). Вообще в каждой дисциплине может быть только один спортсмен от страны. При этом нейтральный атлет лишен голоса во время соревнований: не может делать публичных заявлений и должен избегать общения с прессой. Но самое главное, что допуск возможен только с подписанной декларацией, в которой необходимо было согласиться со всеми критериями допуска.
С условиями наши не согласились. Глава Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников в недавнем интервью «СЭ» рассказал, что шансов попасть на Олимпиаду в Париж у наших спортсменов все меньше: «Сейчас определены параметры, которые мы считаем неприемлемыми. Возможно, завтра что-то изменится. Тогда мы соберемся с вами и спортсменами и обсудим, где мы оказались. Я не утверждаю, что для нас Олимпийские игры совсем закрыты. Но исходя из того, что сейчас происходит, включая нашествие клопов в Париже (шучу), шансы приближаются к нулю. Тем не менее не хочу исключить, что кто-то может оказаться на Олимпиаде на свой страх и риск».
Те федерации, которые ставят условием допуска подписание декларации, сразу делают участие россиян в международных стартах невозможным. Так, Международная федерация тяжелой атлетики одним из критериев сделала подписание спортсменами следующего документа: «Я обязуюсь воздерживаться от выражения какой-либо поддержки боевых действий и буду немедленно и добровольно уведомлять о любом соответствующем изменении в моей деятельности, которое произойдет после даты подписания декларации. Я обязуюсь надлежащим образом и в полном объеме сотрудничать с любым процессом проверки. Я понимаю и принимаю, что из отказа от сотрудничества с процессом проверки могут быть сделаны неблагоприятные выводы, в частности из отказа отвечать на вопросы и/или предоставлять доказательства».
Глава Федерации тяжелой атлетики России Максим Агапитов назвал выдвинутые условия унизительными и дискриминационными, особо подчеркнув недопустимость подписания декларации. В результате россияне не поехали на важнейший «Гран-при» в Гавану. Важнейшим он был потому, что без участия в нем рушится вся олимпийская квалификация.
А белорусы все, что требовалось, подписали и отправились на Кубу. Команда нейтральных атлетов состояла из 13 человек, и почти каждый из них уехал с медалью. Четверо завоевали на «Гран-при» золотые награды, сделав солидный шаг на пути к Олимпиаде. Выступление белорусов отметил президент IWF Мохамед Джалуд, при этом как будто кольнув россиян в своей речи: «Мы увидели, что тяжелая атлетика — это спорт для всех. Белорусы, выступая в статусе нейтральных атлетов, уважительно отнеслись к правилам допуска как на помосте, так и за его пределами».
Другим условием, которое часто закрывает дорогу нашим сильнейшим спортсменам на Олимпиаду, стало отсутствие связей с военными структурами. А многие российские атлеты выступают за «Динамо» и ЦСКА, что попадает под этот пункт. Так, отбор специальной комиссии не прошли все наши звезды фехтования. В результате на летних соревнованиях выступали безымянные спортсмены.
«Туда поехали всего пять-шесть человек. И то поехали только потому, что Международная федерация фехтования попросила нас кого-то отправить. Мы не собирались, потому что понимали, что никто там результат не покажет. А мы за столько лет привыкли быть в лидерах. Они хотели продемонстрировать, что FIE что-то делает для возвращения российских спортсменов. Я им говорю: «Вы не возвращаете российских спортсменов. Вы возвращаете только третий-четвертый состав», — рассказал «Известиям» глава Федерации фехтования России Ильгар Мамедов.
Мамедов считает, несмотря на то что квалификация на Олимпиаду еще не закончена, в Париж российские фехтовальщики не попадут: «Если кто-то приемлет эти позорные условия — куда-то ехать под белым флагом, без команды, без Родины, без гимна... Если кому-то это нравится, то кто-то еще может отобраться. Если говорить о нашем виде спорта, то, во-первых, нам это не нравится, во-вторых, мы отобраться не можем».
Не пустить наших спортсменов на международную арену могут не только декларации, но и категоричность руководителей федерации. Например, не принимает любое выступление российских лыжников в нейтральном статусе глава ФЛГР Елена Вяльбе. Ее много раз спрашивали про это, что она даже устала от вопроса, но свою позицию не меняла. Да, в лыжных гонках, как и в других зимних видах, решение о допуске наших спортсменов пока не принималось. Но когда это случится, на Кубок мира снова поедут белорусы, а не мы.