Футбол

29 ноября 2018, 17:45

"Когда за сборную играют бразильцы, в этом нет смысла". Аршавин против натурализации и за Кокорина

Егор Бычков
Корреспондент в Санкт-Петербурге
Бывший полузащитник "Зенита" Андрей Аршавин вместе с Алексеем Смертиным и Юрием Лодыгиным провел "Урок футбола" в одной из петербургских школ.

"Урок футбола"

Зенитовская легенда Андрей Аршавин, последние два с половиной года игравший в Казахстане, зачастил в родной Санкт-Петербург. В сентябре в составе алматинского "Кайрата" приехал на товарищеский матч с сине-бело-голубыми ("Зенит" победил со счетом 1:0), а в конце ноября, объявив о завершении карьеры, откликнулся на приглашение экс-полузащитника "Локомотива", "Бордо" и "Челси" Алексея Смертина принять участие в "Уроке футбола" в одной из петербургских школ.

Бывший капитан сборной РоссииСмертин в прошлом году занял должность офицера Российского футбольного союза (РФС) по борьбе с дискриминацией и расизмом, а в минувшем октябре стал директором РФС по региональной политике и международным отношениям. "Урок футбола" – его рук дело.

– Мы устраиваем такие встречи в рамках программы наследия чемпионата мира, – рассказал Смертин, – чтобы сохранить у детей пережитые эмоции. Наша задача – проводить их по всей стране.

Любимый предмет

Актовый зал 641-й школы на востоке Санкт-Петербурга был заполнен гудящими старшеклассниками. Футбольных звезд ждали с нетерпением, встречали – с аплодисментами. Формат был классическим: вопросы из зала, ответы со сцены. Начали с любимого школьного предмета.

Смертин неожиданно признался, что по физкультуре у него была четверка, а больше всего он любил русский язык – по нему тоже было "хорошо". Лодыгину дружно захлопали, когда он сказал, что ему нравилась история. Аршавин отказался отвечать на вопрос. Смертин улыбнулся: "Наверное, урока футбола в школе не было, поэтому Андрей и молчит".

"В сборной России должны играть российские футболисты"

Аршавин вообще был немногословен в первые минуты встречи. Но когда одна из школьниц задала вопрос о натурализации в российском футболе, он, подождав, пока политкорректно и положительно ("Вижу в этом только плюсы, если игрок приносит пользу") ответит Смертин, неожиданно выступил прямо и резко.

– Я против натурализации. За сборную России должны играть российские футболисты, – заявил Аршавин.

Эти слова были встречены овацией. Экс-зенитовец продолжил:

– Добавлю кое-что: натурализация натурализации рознь. У Нойштедтера родители из России – это одно. А когда за сборную играют бразильцы, я не вижу в этом смысла.

Любимый европейский клуб

Тема сборной всплыла еще раз, когда у футболистов поинтересовались о самых неудобных вопросах от фанатов, на которые у них не было ответов. Смертин усмехнулся:

– Было такое. Например, почему мы проиграли 1:7 Португалии? Я вообще единственный человек, который застал два крупнейших поражения сборной с момента распада Союза. Поэтому похвастаться нечем.

Потом спросили о любимых европейских командах. Смертин сказал, что следит за "Челси" и любит Бордо – и как город, и как футбольный клуб, и как красное вино. Аршавин назвал "Барселону". Лодыгин встал к нему в оппозицию:

– Я против Андрея – за "Реал"!

Сборные России, "Зенита", мира

От клубных предпочтений перешли к игрокам. Каждого из футболистов попросили составить лучшие сборные последних 20 лет: Смертину досталась Россия, Аршавину – "Зенит", Лодыгину – весь мир. Вот, что у них получилось.

Сборная России (версия Смертина)

Акинфеев– Анюков, Игнашевич, Онопко, Хлестов – Жирков, Аршавин, Титов, Цымбаларь– Кержаков, Бесчастных.

Сборная "Зенита" (версия Аршавина)

Малафеев – Ким Дон Джин, Гарай, Крижанац, Анюков– Радимов, Денисов, Быстров – Халк, Кержаков, Аршавин

Сборная мира (версия Лодыгина)

Касильяс– Роберто Карлос, Мальдини, Неста, Кафу – Зидан, Гаттузо, Гути– Роналду, Роналдо, Месси

Забастовка учителей, портфель Аршавина и флаг Греции

Рассказывая о ярких эпизодах из школьных лет, Аршавин вспомнил о конфликтах с учителями и как его выгоняли с уроков, выбрасывая вместе с портфелем из кабинета.

Смертин признался, что в конце 11 класса совершенно не готовился к экзаменам и был счастлив, когда учителя устроили забастовку из-за низкой зарплаты – в результате оценки поставили по текущему моменту и экзамены сдавать не пришлось.

Лодыгин сказал, что, хоть и не любит хвалить себя, но расскажет историю, как в четвертом классе, не зная языка, переехал в Грецию и пошел там в школу. По местной традиции, лучший ученик на параде несет греческий флаг, и через несколько лет такая честь выпала самому Лодыгину, быстро освоившемуся на новом месте.

Дружба в "Арсенале" и потенциал сборной России

Напоследок Аршавина спросили, с кем он дружил в "Арсенале".

– В самом начале с Насри и Фабрегасом. Ближе к концу – с Подольски и Мертезакером, – ответил Андрей.

На этом завершилась разговорная часть "Урока футбола" – он продолжился в спортивном зале, где Аршавин и Смертин, разойдясь по разным командам, сыграли с младшеклассниками в мини-футбол.

Но перед этим главный герой школьной встречи вышел к журналистам.

– Большинство ребят не застало пиковые точки вашей карьеры, но прекрасно знают о них. Вам это приятно? – спросили у Аршавина.

– Думаю, некоторые из них даже не родились, когда я играл в футбол. Может, им подсказал кто-то, или в интернете посмотрели.

– Вы быстро согласились на предложение Алексея Смертина приехать в школу?

– Да, у меня с Алексеем хороший контакт, в прошлом году был у него в гостях в Барнауле. Уважаю его как футболиста и как человека, который пытается развивать футбол, поэтому я всегда откликаюсь на его предложения.

– Как вам нынешний "Зенит", следите ли за командой?

– В начале сезона смотрел, а потом у меня дома отключили канал, по которому российский футбол показывают. Так что последние полтора-два месяца, когда "Зенит", как говорят, играл плохо, я не видел. Но я все равно уверен, что "Зенит" станет чемпионом.

– Кроме отдыха, чем бы занялись после завершения карьеры?

– Мысли об этом есть, хотелось бы остаться в футболе. Конкретнее пока мне нечего сказать.

– Есть ли в сборной России такие же игроки, какими были вы 10 лет назад? Сравнимые по потенциалу.

– Думаю, самый сильный по потенциалу сейчас – Головин. Второй, к сожалению, сидит в СИЗО. Остальные, наверное, ниже уровнем, – подвел итог Аршавин.

И тут прозвенел звонок.