Еще полгода назад, после чемпионата России в Красноярске, Алина Загитова и Евгения Медведева казались уже некокурентоспособными. Одна после шестого места в финале Гран-при решила взять паузу, другая не смогла выйти на произвольную программу. В таких условиях это означало фактическое забвение как минимум до сентября. И невозможно было отделаться от ощущения, что внушительное преимущество троицы Косторная — Щербакова — Трусова позволит им ездить катком по всем соперницам как минимум еще один сезон.
Однако каждое последующее событие 2020 года опрокидывало эту гипотезу. И теперь и Загитова, и Медведева кажутся совсем не статистками, а могут вернуться в гонку за сборную. Пожалуй, Евгения — даже с большей вероятностью.
В марте по Европе уже вовсю бродил призрак пандемии. Юниоры успели съездить на чемпионат мира в Таллине, а вот взрослый чемпионат мира в Монреале не состоялся. Мало того, что Загитова формально осталась действующей чемпионкой мира, так и катки в большей части стран закрылись. Таким образом, спустя три месяца после ухода Загитовой фактически все проследовали в ту же дверь. Члены сборной и те, кто в нее не попал, уравнялись в условиях.
Лучше всех в данной ситуации сориентировалась Медведева. Она вовремя переместилась из Канады в Японию, успела потренироваться там, а затем прилетела в Россию, где была окружена заботой в ЦСКА. Вернулась к тренерскому делу Татьяна Тарасова, консультирует Елена Буянова. А приезд в Россию позволит участвовать, пожалуй, в самом сильном турнире мира — Кубке России, если он все же состоится.
В мае мы могли поставить еще один плюсик в пользу «ветеранов». В конструкции империи Тутберидзе что-то явно зашаталось, и из нее начали вытаскивать важные элементы фундамента. Ушел тренер Сергей Розанов, который тащил молодежь. За ним — вундеркинд Александра Трусова, которая прихватила с собой все свои четверные.
Правда, еще зимой Александра вполне могла проиграть Медведевой, останься та среди участников произвольной программы. А теперь, даже если солировать в руководстве будет Розанов, время на адаптацию все равно будет затрачено. В академии Плющенко подход к ученикам все-таки отличается. В конце концов, даже готовились к сезону две главные школы страны в разных местах. «Ангелы» поставили на горную подготовку, которая по ходу сезона может дать дополнительный эффект.
Важно понимать — в ситуации, когда по баллам Медведева и Загитова отстают (сюда же можно добавить Туктамышеву, которая заметно прогрессирует), любой черный лебедь, любая неожиданность — за тех, кто в погоне. Артур Дмитриев, через которого прошло множество учеников, говорил о полугоде как сроке на адаптацию к новым методикам.
Отдельно стоит сказать о тех, кто собирается бросить вызов нынешним взрослым через полтора года в Пекине — это Камила Валиева, Дарья Усачева, Майя Хромых. Юниорской серии Гран-при не будет, да и в целом внимания к юниорам в нынешней ситуации меньше. Мы не слукавим, если скажем, что и для ISU, и для российской федерации принципиальнее провести взрослые соревнования, чем юношеские. Не исключено, что Валиева и ко не досчитаются стартов. Усачева, например, планировала готовить тройной аксель, он же нужен и другим — если роль Розанова так велика, не сорвутся ли эти планы?
Кроме того, в Сети уже активно раскручиваются слухи о переходе Валиевой к Плющенко. Психологическая ли это атака, вброс или предвестник перемен — неизвестно. За нее наверняка идет борьба, но переход Валиевой в нынешних условиях был бы еще неожиданнее, чем Трусовой и Косторной. И даже в ее случае нелогичнее — четверной сальхов пригодится не меньше, чем триксель, а расплескать добытое за два года легче простого.
Одна ласточка не делает весны, подумал Плющенко, и забрал у «Хрустального» еще сильнейшую фигуристку — Косторную. Причем этот трансфер существенно отличается от трусовского. Уже поставлены программы, которые надо теперь менять в спешном порядке за месяц до контрольных прокатов. Обнародовала информацию о переходе сама Тутберидзе, вслед за этим сторона «Хрустального» устроила сеанс психологического давления на бывшую ученицу.
Уход Косторной играет на руку и Медведевой, которая вне разборок Тутберидзе и Плющенко, и Загитовой, которая может вернуться на роль примы на своем катке. Конечно, Анна Щербакова техничнее, но Загитова — это бренд и особенный человек для Этери Георгиевны. Наконец, все это бьет по Трусовой, которая совершенно не ожидала, что придется делить внимание наставников с конкуренткой.
И все же, почему Женя сейчас ближе к конкуренткам в этой виртуальной гонке в Пекин?
Во-первых, она поставила программы сильно заранее всех, а значит, и лучше накатала. О программах Загитовой мы вообще ничего не слышали, Instagram команды Тутберидзе и самой фигуристки регулярно атакуют вопросами «а где Алина?» и «где программы?»
А Алина была на ЕГЭ, и во-вторых, подготовка к сезону у нее была не настолько интенсивная, как у конкуренток. Сейчас олимпийская чемпионка и вовсе дома, страница Teamtutberidze рассказал о некой болезни и том, что фигуристка находится на «изоляции». Слово в последнее время приобрело определенную коннотацию, и очень бы хотелось надеяться, что Алина скоро восстановится.
Ну и в конце концов, Медведева не уходила. А значит, ей и не нужно возвращаться.
На фоне последних событий главная интрига в том, чья сторона перед сезоном запаслась наибольшим влиянием в федерации. Авторитет Тутберидзе пошатнулся, но он все еще велик, о возможностях Плющенко мы только догадываемся, но уже по межсезонью видны результаты. Ну а Татьяна Тарасова, если исходить из взрывной реакции на финал Кубка России 2019 года, и вовсе всесильный лоббист.
Исходные позиции в этой большой битве заняты, осталось подождать «время Ч». После происходящего в российском фигурном катании продюсеры «Игры престолов» уже скурили в сторонке несколько пачек и могут завершать карьеры.