2 апреля 2020, 19:30
Тяжелые времена если чем-то и хороши, то тем, что в них люди становятся настоящими, проявляют свою истинную суть. Когда все хорошо и гладко, многие рисуют себе лицемерные образы, и сложно разобраться, кто есть кто. В пору большой беды все наносное слетает, и водораздел обозначается четко: одни начинают думать только о себе, иные — о других. О тех, кому хуже.
Вот о последних пандемия коронавируса и дала возможность рассказать. Многие, например, ошибочно мешают всех спартаковских фанатов в одну кучу. Между тем, среди них есть люди с совершенно разными жизненными установками и мировоззрением. Некоторыми сегодня, не сомневаюсь, гордились бы и основатели «Спартака» братья Старостины.
«Мы общаемся и находимся в хороших отношениях со всеми игроками. Первым обратился Георгий Джикия. Сам набрал: «Парни, чем помочь?» Сегодня он еще раз приезжал — и сказал, что будет продолжать это делать. Рассказ о нашей акции он выложил у себя в соцсетях — и, как я понимаю, пошла цепная реакция, некоторые игроки начали финансово помогать.
В частности, Денис Глушаков и Дмитрий Комбаров, хотя уже и не выступают в «Спартаке», позвонили, спросили, чем помочь. Сказали: «Находимся на изоляции, но деньгами поддержать можем». После чего скинули значительную сумму и серьезно помогли. То же самое сделали нынешние игроки «Спартака» — Джикия, Артем Ребров, Коля Рассказов. А Джикия еще и лично приехал вместе с Сашей Соболевым, привезли еще продуктов, помогли нам пакеты сформировать".
Это — цитата заводящего спартаковской трибуны, лидера объединения болельщиков красно-белых Supporters Group Валерия Бевза по прозвищу Амиго, с которым мы общались в среду. Как только мэр Москвы Сергей Собянин объявил карантин для жителей города в возрасте 65 лет и старше, объединение придумало и запустило акцию помощи продуктовыми пакетами спартаковским ветеранам и вдовам тех из них, кого с нами уже нет. На еду сначала скидывались из своих средств.
Мой коллега по «СЭ» Дмитрий Зеленов неделю назад уже рассказывал о начале благородной акции, но события развиваются стремительно, и вот уже подключились игроки. Причем не только нынешние, но и бывшие. А объектами помощи стали и матери болельщиков, погибших в 1982 году в давке на матче «Спартак» — «Харлем», и ветераны Великой Отечественной.
Спрашиваю Георгия Джикию, как он узнал об акции, давно ли знаком с этим объединением болельщиков, что заставило его не просто скинуть деньги, но и в такой момент лично приехать к людям, которые ее проводят. Капитан «Спартака» отвечает:
— Конечно, знаю ребят из Supporters Group, мы давно на связи, часто пересекаемся и поддерживаем хорошие отношения. То, чем ребята занимаются в это непростое время, очень тронуло меня — и, конечно же, я принимаю в этом участие от всей души! Ребята объезжают каждый день более 15 адресов по всей Москве и Московской области, привозят продукты первой необходимости и немного вкусненького к чаю.
Знаю, что ребята ездят как к ветеранам «Спартака», причем не только футбольного, но и к участникам Великой Отечественной войны, которые элементарно не могут выйти на улицу за продуктами. К нашим болельщикам-инвалидам, которым тоже лучше оставаться дома в этот момент. И, конечно же, к родителям, чьи сыновья были болельщиками «Спартака», но по разным обстоятельствам покинули этот мир. Всегда стараюсь участвовать в благотворительных акциях, которые проводят не только ребята, но и клуб, и сборная, да и сам лично занимаюсь этим. Считаю это небольшим долгом, зная, что могу помочь человеку, который в этом нуждается.
Вратарь Артем Ребров добавляет:
— На самом деле это полностью заслуга Валеры Амиго (Supporters) и Вали Коршунова (Фанклуб). Они все это начали делать, мы увидели в соцсетях, и каждый решил помочь. С Валерой лет пять хорошо общаемся, последние два года — плотно. Он всегда помогает моему фонду, а я — его проектам. Так что это полностью заслуга этих ребят!
— И Глушаков с Комбаровым откликнулись.
— Кто бы что ни думал и ни говорил, мы знаем, что они — наши люди, «Спартак» (Москва)!
Спрашиваю у Бевза:
— Для многих участие Дениса Глушакова в вашей акции, думаю, стало откровением — ему же нарисовали образ злодея. А оказалось ли это неожиданностью для вас? Какие у Supporters Group были с ним отношения в сложный для бывшего капитана «Спартака» период?
— Нет, не было никакой неожиданностью. Он всегда по мере возможности помогал нам во всяких социальных проектах. Например, всегда давал нам майки на благотворительные аукционы. И свои, и — когда был капитаном — других игроков («Конечно, давал много», — подтвердил мне Глушаков). Ни в чем плохом не замечен. А в сложные, как вы выражаетесь, времена мы и еще ряд коллективов, представляющих как минимум половину трибуны В, выпустили заявление, что не лезем в эти конфликты и интриги, поскольку нет доказательств правоты как одной, так и другой стороны. Мы остаемся верны только поддержке «Спартака». Поэтому у нас все было и остается нормально.
Список тех, до кого уже добрались болельщики, растет с каждым днем.
— Были у Гаврилова, Петрова, Пискарева, Гребнева, Киселева, Рожкова, Ольшанского, Сорокина, Осянина, Самохина, у вдов и семей Старостиных, Ивакина, Хусаинова, Прохорова, Маслаченко, Озерова, Севидова... Взяли под опеку и родителей ребят, погибших в 82-м году в давке на матче «Спартак» — «Харлем». Раньше мы их приглашали на наши ежегодные турниры в память о той трагедии. С некоторыми сейчас наши волонтеры созваниваются каждый день или через день. Завтра опять к ним поедем, — рассказывает Бевз.
Были и слезы радости от обычного человеческого внимания, которого многим из этих людей так не хватает. Вдова Галимзяна Хусаинова говорила: «Вы нам второй Новый год устроили!»
Изначально с телефонами ветеранов волонтерам очень помог игрок «Спартака» 70-х годов Александр Кокорев, затем к процессу присоединилась вдова Валентина Ивакина. С ней болельщики уже регулярно созваниваются, проверяют, никого ли не забыли, она кого-то подсказывает. Например, с ее подачи приехали к дочке Юрия Севидова.
Я и на своем примере знаю, что болельщики используют все возможные ресурсы, чтобы узнать телефоны ветеранов. Мне написали, я отправил все номера, которые были. Через пару дней рассказали, что в случае с телефоном Николая Осянина — сработало. На другой номер форвард, забивший киевскому «Динамо» золотой гол в чемпионате СССР 1969 года, не отвечал, на этот — отреагировал. И на следующий день ему привезли продуктовый пакет.
Интересуюсь, как в условиях самоизоляции все в их акции технически осуществляется. Бевз объясняет:
— Мы переоборудовали магазин атрибутики в своего рода волонтерский центр. Так как все фан-шопы сейчас закрыты, он работает сейчас только в таком формате. Люди, включая того же Джикию, привозят еду, формируют пакеты. Ребята там сидят, как небольшой колл-центр, обзванивают ветеранов, болельщиков, узнаем, кому что надо.
Есть, например, известный болельщик «Спартака», фотограф Виталий, который много лет снимал команду. У него серьезная болезнь. Из-за всего того, что сейчас происходит, его выписали из больницы, отправили домой. И он сам обратился к нам: «Ребята, из дома не могу выйти, заканчиваются жизненно важные таблетки». Мы среагировали, привезли ему на следующий день запас этого лекарства на два месяца плюс пакет еды.
— Сколько человек занимаются развозом? Не боятся ли пожилые люди заражения, охотно ли идут на контакт?
— Изначально все делала наша инициативная группа, люди старше 18 лет — порядка тридцати человек. Кто-то с машиной, кто-то из-за недели каникул освобожден от работы... Сейчас уже новые люди откликаются, волонтерский корпус растет. Но своих-то мы знаем, давно друг с другом знакомы. А к новым подходим осторожно, вначале подробно общаемся, чтобы понять, какой у человека уровень ответственности.
Некие опасения у ветеранов бывают. Мы им рассказываем, что у нас люди ездят с антисептиками, в перчатках, масках. Сейчас уже ставим пакетик под дверью и отходим на безопасное расстояние, метра два, чтобы люди просто могли забрать его и уйти. Ветераны друг с другом общаются. Когда был первый обзвон, надо было объяснять, что да как. А сейчас, когда кто-то новый из ветеранов прибавляется, они уже о нас знают и говорят: «Приезжайте!»
— Насколько сложнее стало после ужесточения режима, введения всеобщей самоизоляции? Полиция не останавливала ваших волонтеров во время развоза?
— К счастью, нет. Ездим в штатном режиме. Наверное, это нам даже немножко помогло, поскольку все сознательные граждане остались дома, Москва стала пустая — и мы быстрее добираемся на машинах во все точки. Это очень важно, учитывая, что у нас расширилась география, добавилась еще и Московская область.
— А кто там живет из тех, кому вы помогаете?
— Прибавились ветераны Великой Отечественной войны. Сначала мы развезли пакеты ветеранам «Спартака» и вдовам наших бывших игроков. Это разошлось по сарафанному радио, и ветераны Великой Отечественной нам сами набрали, попросили о помощи, поскольку социальные службы не справляются. Список растет в геометрической прогрессии, но мы не можем отказать. Помогаем не только болельщикам, но и инвалидам, и обычным гражданам, которые не могут выйти на улицу.
Первым к болельщикам, узнав об их акции, присоединился «Спартак» по пляжному футболу. И финансово, и большой партией масок, которых в открытом доступе нигде нельзя достать, одноразовых перчаток, антисептиков. Потом подключились Джикия, Глушаков и другие. Теперь уже болельщики, у кого есть соответствующие возможности, пишут, что могут помочь масками и другими средствами защиты. Привозят по сто, пятьсот штук.
— А сам ФК «Спартак» поддержал вашу акцию? - спрашиваю Бевза. — Неделю назад на тот же вопрос моего коллеги Зеленова вы ответили: «Пока не было, но еще не вечер. Думаю, со своей стороны клуб тоже что-то сделает». Что-то с тех пор изменилось?
— Изменилось то, что клуб поддержал информационно. Это произошло после нашей первой помощи ветеранам. Посодействовал нам, как я понимаю, Александр Мирзоян (бывший защитник «Спартака», ныне — председатель Союза ветеранов футбола России. — Прим. И.Р.). Разговаривали с ним, он задал такой же вопрос о помощи клуба. Мы сказали, что делаем все от себя, кто хочет — тот помогает. Он: «Как так клуб не помог?! Я позвоню». Он позвонил, после чего клуб информационно помог, во всех своих соцсетях разместив заметки о нашей акции.
Кстати, при помощи Мирзояна мы общались и с Никитой Симоняном. Мы были на связи с Мирзояном, а он по второму телефону говорил с Никитой Павловичем. Симонян сказал: «Мне ничего везти не надо, меня тут завалили продуктами. Но другим помогайте». Очень тепло нас поблагодарил: «Ребята, молодцы! Наших не бросайте! «Спартак» — чемпион!»
— Вообще, никто во всей этой истории вас не разочаровал, не отнесся равнодушно?
— Нет времени об этом даже задумываться. Мы все в работе по уши. Пока все на позитиве. Спасибо всем нашим волонтерам, всем, кто откликается, помогает — финансово, продуктами, информационно. В нас никто отрицательные лучи не посылал. А даже если и будут... Нам некогда на это отвлекаться. Мы знаем, что делаем благое дело. И будем его продолжать. Вместе мы победим!
И | М | О | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Зенит | 16 | 34-7 | 39 | |
2 | Краснодар | 16 | 34-9 | 38 | |
3 | Локомотив | 16 | 32-23 | 34 | |
4 | Спартак | 16 | 30-14 | 31 | |
5 | Динамо | 16 | 32-18 | 31 | |
6 | ЦСКА | 16 | 25-12 | 27 | |
7 | Рубин | 16 | 20-22 | 22 | |
8 | Ростов | 16 | 22-27 | 20 | |
9 | Пари НН | 16 | 15-27 | 16 | |
10 | Акрон | 16 | 19-33 | 16 | |
11 | Динамо Мх | 16 | 9-14 | 16 | |
12 | Кр. Советов | 16 | 15-24 | 15 | |
13 | Химки | 16 | 18-30 | 13 | |
14 | Факел | 16 | 11-24 | 13 | |
15 | Ахмат | 16 | 14-31 | 9 | |
16 | Оренбург | 16 | 16-31 | 8 |
И | Г | ||
---|---|---|---|
|
Манфред Угальде Спартак |
16 | 12 |
|
Алексей Батраков Локомотив |
15 | 10 |
|
Джон Кордоба Краснодар |
12 | 8 |
И | Г+П | ||
---|---|---|---|
|
Алексей Батраков Локомотив |
15 | 16 (10+6) |
|
Манфред Угальде Спартак |
16 | 14 (12+2) |
|
Джон Кордоба Краснодар |
12 | 11 (8+3) |